Библиографическое описание:

Абдуллаева О. С., Исманова К. Д., Мирзаев Ж. И. Организация учебной деятельности во время лекционных, практических, лабораторных занятий // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 487-490.

В статье рассматриваются вопросы по организации лекционных, практических, лабораторных занятий в средних специальных образовательных учреждений. Также отражается значимость презентаций в организации лекционных занятий. Показаны пути эффективной организации лекционных, практических, лабораторных занятий.

Ключевые слова: лекционные занятия, практические занятия, лабораторные занятия, презентация, лабораторный практикум.

 

Организация учебной деятельности учащихся на уроках информатики должна способствовать приобретению глубоких и прочных знаний, подготовке учащихся к жизни, к будущей профессии и выработке активной жизненной позиции. Целью учителя информатики, является содействие формированию личности, способной жить в условиях информационного общества.

В процессе обучения по учебной дисциплине «Информатика и ИТ» в колледжах, лицеях в качестве основных видов учебных занятий применяются следующие:

-        лекционные занятия;

-        практические, лабораторные занятия;

-        самостоятельная работа;

На усвоение учебного содержания по дисциплине «Информатика и ИТ» согласно типовой учебной программе предусмотрено 130 количество часов. Из них для лекционных 30 часов, практических, лабораторных 100 часов, самостоятельная работа 65 часа.

Лекция (от лат. lectio) — систематическое, последовательное, монологическое устное изложение преподавателем (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Лекции присущи три основные педагогические функции, которые определяют ее возможности в учебном процессе: познавательная, развивающая и организующая.

Познавательная функция выражается в возможности средствами лекции обеспечить слушателей основной научной информацией, необходимой для их профессиональной и исследовательской деятельности.

Развивающая функция лекции реализуется в непосредственном контакте учащихся с преподавателем, становлении у студентов творческой мыслительной деятельности, обеспечивающей их профессионально-личностное развитие.

Организующая функция предусматривает управление самостоятельной работой студентов, как в процессе занятия, так и во внеаудиторное время.

Подготовка лекции непосредственно начинается с разработки учителем информатики структуры рабочего лекционного курса по дисциплине «Информатика и ИТ». Руководством здесь должна служить типовая и рабочая программа, учитывающая специфику содержания образования. Структура лекционного курса обычно включает в себя вступительную, основную и заключительную части. Количество лекций в той или иной части определяется с учетом общего количества часов, отведенных для лекционной работы. В нашем случае на лекционные занятия отводятся 30 часов. После определения структуры лекционного курса можно приступить к подготовке текста лекции. Отбор материала для текста лекции определяется ее темой. Для отбора материала необходимо тщательно ознакомиться с содержанием темы в базовой учебной литературе, которой пользуются учащиеся, чтобы выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошо изложены, какие данные устарели и требуют корректировки. Лектору необходимо с современных позиций проанализировать состояние проблемы, изложенной в учебнике, составить план лекции и приступить к созданию расширенного плана лекции. Тест лекций должен иметь ясно сформулированную цель, объем учебного содержания и хорошо разработанный понятийный аппарат. Необходимо соблюдать определенную структурную последовательность, логичность частей, проблематичность и альтернативность. Текст лекции должен отвечать ряду требований, иметь глубокое теоретическое содержание, которое должно быть научным и вместе с тем доступным, излагаться в строгой последовательности, органично связываться с другими формами учебных занятий (практических, лабораторных).

Важным условием повышения доходчивости изложения учебного материала на лекции является использование наглядных пособий, технических средств обучения (проектор, электронная доска и т. д.). Ознакомление учащихя с каким-либо новым темы курса «Информатика и ИТ» начинается с конкретного ощущения и восприятия. Исследования показывают, что человек за счет зрения получает 70–80 % всей информации, а лишь 20–30 % за счет остальных органов чувств. К примеру, учитель дисциплины «Информатика и ИТ» выполняя на доске изложение необходимого материала на доске, постепенно «прописывает» отдельные ее части, сопровождая комментарием. Студент, записывая в свою тетрадь вывод материала, уже мысленно проводит анализ, распознавание отдельных символов. При этом работают психологические механизмы восприятия, в памяти закладываются основы будущего знания. К сожалению, эти процессы часто происходят довольно медленно, и некоторые учащиеся успевают только механически записать текст лекции, не вдумываясь особо в его содержание. При традиционном чтении лекций преподаватель может выделить основные понятия лишь голосом, а все необходимые схемы, таблицы и графики должен строить мелом на доске. Однако в процессе объяснения материала следует использовать максимально разнообразные формы подачи информации. В связи с этим во многих образовательных учреждениях делаются попытки сочетания традиционных и новых методов организации лекций. Одним из таких методов, поднимающих организацию лекций на качественно новый уровень и повышающих эффективность обучения в целом, является чтение лекций с использованием информационных технологий. Использование учителем с помощью проектора презентаций на лекционных занятиях позволяет лектору расширить возможности обычной лекции и будут способствовать созданию зрительных образов объектов и явлений и тем самым повышают эффективность лекции. Обеспечение наглядности реализуется на принципиально новом, более высоком уровне, позволяя, по мнению специалистов, в 2–3 раза увеличить долю усваиваемого материала, так как параллельно задействованы органы зрения и слуха. Таким образом, лектор перекладывает некоторую часть технической работы на компьютер, выступая в качестве комментатора. При этом изменяется способ представления информации, материал становится более наглядным, с помощью цвета и анимации можно акцентировать внимание на определениях, примерах. Материал рассматривается дозированно, существует возможность возврата к предыдущим слайдам. Однако, здесь также учащимся сложно фиксировать информацию, так как нужно следить и за слайдами (списать текст, зарисовать схемы, таблицы, графики), и за словами преподавателя. В результате очень низким оказывается качество конспектов у большинства учащихся, что связано с множеством причин: что-то не успели записать учащиеся, что-то они не поняли и записали ошибочно. Чтобы устранить эти недостатки и повысить «информационную емкость» лекции, можно использовать неполные конспекты, которые выдаются студентам заранее, до лекции. Текст конспекта содержит все определения, основные термины, схемы, таблицы, графики на запись которых студенты тратят большое количество времени. Но он не является абсолютной копией лекции, в нем оставлены свободные места для примеров, выводов материала, пояснений, комментариев. Для изучения отношения учащихся к различным формам лекций было проведено анкетирование. Учащимся академического лицея при НамДУ, Наманганского колледжа технологии и транспорта, Наманганского Давлатобадского легко-промышленного колледжа предлагалось сравнить три метода: традиционные лекции, лекции с презентациями, лекции с неполными конспектами и презентациями. Учащимися было предложено расставить лекции в порядке предпочтения. На первое место подавляющее большинство студентов (92 %) поставили лекции с неполными конспектами и презентациями. На втором месте оказались преимущественно лекции с презентациями (59 %), на третьем — традиционные лекции (63 %). Основным преимуществом лекций с презентациями учащиеся считают наглядность (73 %). Недостатком данного вида лекций, по мнению студентов, является необходимость постоянно отвлекаться на запись материала (55 %). В качестве преимуществ лекций с презентациями и неполными конспектами студенты отмечают следующие: экономия времени и сил (65 %), уменьшение количества ошибок при записи лекции (67 %), возможность сделать пометки (69 %) и то, что впоследствии с текстом легче работать, проще ориентироваться в материале лекции (75 %). Таким образом, чтение лекций с применением неполных конспектов и презентаций в целом положительно воспринимается учащимися. Среди положительных результатов этого вида лекций можно выделить следующие:

-          повышается информативность и эффективность лекционного материала при его изложении ввиду того, что у учащихся задействованы все каналы восприятия;

-          увеличивается наглядность, выразительность и зрелищность излагаемого материала;

-          облегчается труд учащихся на лекции, поскольку не тратится время на механическую запись текста, есть возможность осмыслить сказанное;

-          исключается вероятность ошибочной трактовки мыслей преподавателя;

-          создание презентаций полезно для преподавателя, так как позволяет более четко структурировать материал, выявить «узкие» места;

-          применение неполных конспектов дает возможность за меньшее количество лекций дать полноценную информацию, проиллюстрировать ее примерами;

-          снижается интенсивность труда преподавателя во время лекции, так как часть его функций заменяется компьютерной презентацией.

Применение неполных конспектов и компьютерных презентаций позволяет оптимизировать лекционную форму обучения, поднять лекции на более высокий качественный уровень, что, несомненно, будет способствовать повышению качества подготовки будущих специалистов.

Лекционное обучение по дисциплине «Информатика и ИТ» дополняется лабораторными, практическими занятиями.

Лабораторные работы и практические занятия составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки обучающихся профессиональных колледжей и академичсеких лицеев, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования. Они направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений обучающихся.

В процессе лабораторных работ и практических занятий учащиеся обобщают, углубляют, закрепляют полученные теоретические знания по дисциплине «Информатика и ИТ». Учителя планируют лабораторные работы и практические занятия и их объемы, при помощи учебных планов и рабочих программ по дисциплине «Информатика и ИТ».

Лабораторные работы и практические занятия должны, как правило, тематически следовать за определенными темами теоретического материала. Лабораторные работы и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели. Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений. При планировании лабораторных работ следует учитывать, что наряду с ведущей дидактической целью в ходе выполнения заданий у обучающихся формируются практические умения и навыки обращения с персональным компьютером, лабораторным оборудованием, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты). Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений — профессиональных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) или учебных (решать задачи по информатике), необходимых в последующей учебной деятельности. Состав и содержание практических занятий должно быть направлено на реализацию требований государственных образовательных стандартов, типовых учебных программ. При разработке содержания практических занятий следует учитывать, чтобы в совокупности они охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована учебная дисциплина «Информатика и ИТ». Состав заданий для лабораторной работы или практического занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть качественно выполнены большинством учащихся.

При организации лабораторных и практических работа учителем информатики проводится определенный инструктаж, затем проводится анализ и оценка выполненных работ и степени овладения обучающимися запланированными умениями. По каждой лабораторной работе и практическому занятию учителем информатики разрабатываются методические указания по их проведению.

Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и практических занятий рекомендуется:

1.                  разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями, применительно к конкретным профессиям / специальностям. Например, для учащихся колледжей по направлению «Пищевая технология», изучаемых дисциплину «Информатика и ИТ», конкретнее тему «Офисные программы и ее возможности», задания и упражнения должны быть связаны с их специальностью как показано ниже:

Задание 1. Используя средства Редактора формул, создать документы с формульными фрагментами по образцу

1.       Оформить формулы, созданные по предлагаемому образу, следующим образом:

а) вставить формулу в рамку;

б) оттенить формулу фоном.

Результат сохранить в своей папке с названием задание 1.

Образец

ФОРМУЛА 1

ФОРМУЛА 2

Задание 2. Создайте следующую таблицу и сохраните ее под названием Задание 2.

Таблица

Используемые ферменты при разработки пищевых продуктов

Процесс

Фермент

Гидролиз крахмала

α-амилаза, β-амилаза, глюкоамилаза

Производство сока фруктоза-глюкозы

Пуллуланазалар, ксилозоизомераза, целлюлоза, ксиланаза.

Переработка молочных продуктов

Ренин, лакказа, липаза.

Производство пива

α -амилаза, β — амилаза, полигалактураназа, пектинлиаза, ксиланаза.

Хлебопроизводство

α — амилаза, протеаза, липоксигеназа, фосфолипаза А, фосфолипаза Д.

 

Задание 3. Создать презентацию на тему «Производство различных пищевых препаратов».

Задание 4. Создать презентацию на тему «Технология разработки ферментов».

и т. д.

2.       подчинение методики проведения лабораторных работ и практических занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для обучающихся;

3.       использование в практике преподавания лабораторных работ и практических занятий, построенных на проблемной основе;

4.       эффективное использование времени, отводимого на лабораторные работы и практические занятия, подбор дополнительных задач и заданий для обучающихся, работающих в более быстром темпе.

Контроль и оценка результатов выполнения обучающимися лабораторных работ и заданий на практических занятиях направлены на проверку освоения умений, практического опыта, развития общих и формирование профессиональных компетенций, определённых рабочей программой учебной дисциплины «Информатика и ИТ». Для контроля и оценки результатов выполнения обучающимися лабораторных работ и заданий на практических занятиях используются такие формы и методы контроля, как наблюдение за работой обучающихся, анализ результатов наблюдения, оценка отчетов, оценка выполнения индивидуальных заданий.

Таким образом, лекционные, практические, лабораторные занятия, которые нацелены на достижения высоких целей, а также эффективное организация их, позволит повысить познавательную активность и ответственность учащихся в овладении знаниями и умениями самостоятельно приобретать знания, аргументированно излагать свои мысли, выражать свое отношение, отстаивать свою точку зрения.

 

Литература:

 

1.                  Габай Т. В. Педагогическая психология. — М.: Академия, 2009.

2.                  Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Педагогическое общество России, 2009.

3.                  Демидова И. Ф. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

4.                  Косихина О. С. Теоретические основы системно-структурного подхода к усвоению знаний // Наука и школа. — 2007. — № 1. — С. 79–80.

5.                  Потапова М. В., Шахматова В. В. Факторы, влияющие на качество усвоения знаний и умений выпускников // Физика в школе. — 2008. — № 8. — С. 35–42.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle