Библиографическое описание:

Аникина Г. А. Проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 448-451.

Вопросы улучшения положения детей, семей с детьми являются приоритетными в государственной социальной политике России. На их решение ориентировал органы государственной власти и общество Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 года. В указанном Послании Президента Российской Федерации отмечено, что дети в нашей стране должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать ее достойными гражданами.

Двигательная активность является ведущим фактором роста, развития и формирования здоровья детей и подростков

Регулярная физическая активность крайне необходима для нормального роста и развития детей и подростков. Она способствует социальному, поведенческому и духовному становлению молодежи.

Одной из важных составляющих работы по формированию здорового образа жизни является профилактика злоупотребления психоактивными веществами (табак, алкоголь, наркотики) и распространения ВИЧ-инфекции в образовательной среде.

В качестве целевых ориентиров при реализации мероприятий по снижению потребления табака в Российской Федерации на среднесрочную перспективу к 2015 году должны стать:

снижение распространенности потребления табака среди населения Российской Федерации на 10–15 процентов, недопущение его потребления детьми, подростками и беременными женщинами;

снижение доли граждан, подвергающихся воздействию табачного дыма, на 50 процентов с достижением полной защиты от воздействия табачного дыма на территориях образовательных учреждений, медицинских, физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры и во всех закрытых помещениях;

повышение осведомленности населения о рисках для здоровья, связанных с потреблением табака, и охват антитабачной пропагандой 90 процентов населения;

Одной из важнейших задач образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования является реализация программ воспитания и социализации обучающихся.

Особое внимание уделяется развитию системы дополнительного образования детей, которое является неотъемлемой составной частью единого образовательного процесса, непрерывного образования, позволяющей, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, обеспечить условия для формирования лидерских качеств и социальных компетенций. [1]

Проблема профилактики и коррекция поведения детей является одной из ведущих в центрах временного пребывания (1–3 месяца) детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию или социально-опасное положение.

В условиях Центра, как и в Детских домах, где проживают дети, оставшиеся без попечения родителей, становится крайне необходимым создание комплексной педагогической программы социальной реабилитации воспитанников. Эта программа должна быть сформирована при участии всех сотрудников: медицинских работников, специалистов социально-правового отделения, отделения профилактики безнадзорности, психологов, педагогов дополнительного образования, воспитателей групп отделений.

Программа воспитательной работы должна включать в себя мероприятия коллективного и индивидуального характера.

1.                  В системе реабилитационного пространства должно быть определено место личного пространства воспитанника, например, по вторникам с ним не проводится никаких общественных мероприятий.

2.                  В отделении, где находятся дети, т. е. в шаговой близости, в доступном месте должны быть не только комнаты релаксации, но и комната для снятия агрессии физическим путём: тренажёры, боксёрская груша, бумага и др.

3.                  На группе постоянно должны находиться педагог — воспитатель и педагог — психолог, социальный педагог должен сопровождать воспитанника в другие социальные учреждения в случае необходимости.

4.                  Актуальными становятся следующие требования к организации педагогического процесса:

-        каждый педагог должен иметь собственный социально — педагогический проект;

-        проекты должны быть разнообразны;

-        в каждой группе проекты педагогов должны быть скоординированы между собой;

-        индивидуальное программирование должно зависеть от диагностических данных;

-        на каждого воспитанника должна быть конкретная программа, доведённая до каждого педагога с целью согласования воздействия в процессе воспитания;

-        педагоги должны выступать перед представителями или непосредственно в других социальных институтах и учреждениях города с целью организации совместной деятельности по профилактике девиации.

Исходя из малого периода пребывания ребёнка в условиях стационара, для более полной его реабилитации необходимо соблюсти следующие условия:

-        в кратчайшие сроки провести медико-психолого-педагогическое обследование ребёнка. (Это позволит сократить время на подготовку групповых и индивидуальных программ или проектов реабилитации и социализации воспитанника);

-        в рамки комплексной программы должны войти максимально по количеству и разнообразию направлений воспитательной и социальной деятельности;

-        формы организационной деятельности детей должны быть современны, актуальны с инновационными подходами;

-        программы и проекты индивидуального характера должны осуществляться параллельно с коллективными — групповыми формами организации;

-        расселение детей ТЖС (тяжёлой жизненной ситуации) и СОП (социально — опасного положения) должно идти с учётом причин, по которым дети попали в учреждение: дети девиантного поведения не должны проживать с детьми нормального поведения в целях профилактики девиации последних;

-        первые дни пребывания ребёнка в условиях стационара должны быть посвящены ознакомлению с правилами внутреннего распорядка и организации режима дня в учреждении;

-        в целях обеспечения самореализации подростка педагоги дополнительного образования должны организовывать первые контакты и взаимодействия с ребенком в непосредственной среде, т. е. в условиях группы, где тот проживает, а не в своих кабинетах.

Программы и проекты педагогов — воспитателей, социальных педагогов должны учитывать характер проблем целевой группы. Это связано со спецификой определения детей в Центр временного пребывания. Например, у детей могут быть следующие проблемы, определяющие их поведение:

-               не удовлетворены базовые потребности, такие как потребность в безопасности, любви, принятии, самоактуализации, познании и эстетическом развитии;

-               не реализуются возрастные потребности в овладении различными социальными ролями, подростковая потребность в самоопределении (идентичности);

-               существует потребность преодоления неблагоприятных условий развития личности (депривационного воспитания, жестокого обращения, насилия, травмы);

-               отсутствуют навыки саморегуляции, не усвоены социальные нормы;

-               наблюдается эмоциональная незрелость;

-               пробелы в школьных знаниях, узкий кругозор, плохо развитые коммуникативные навыки;

-               отсутствуют привычки к стабильной продуктивной деятельности;

-               наличие вредных привычек;

-               нежелание подчинять свою деятельность правилам и нормам;

-               желание уйти из-под строгого контроля родителей или лиц, их замещающих.

 Возраст подростка — это агрессивно — беспомощный возраст, когда вокруг много сверстников, друзей, а ты остаёшься наедине с самим собой. Как проявить своё «Я«, если ещё толком не знаешь себя, если не хватает опыта, знаний, навыков? Даже, если подросток внешне копирует взрослого, что «внутри» взрослого, ему не доступно. Исчезает состояние душевного равновесия, комфорта. Возникает кризис, который нередко сопровождается состоянием агрессии, злобы, жестокости или апатии и депрессии. Основными мотивами деятельности подростка становятся желание занять своё место в мире взрослых, утвердиться в компании сверстников, быть уверенным в своей компании и т. п.

Подростки мгновенно реагируют на всё новое, но стремятся создать своё социальное пространство, в котором они будут самими собой. Пространство это очень разнородно, т. к. сами подростки тоже отличаются друг от друга. Объединяет их лишь одно ярко выраженное стремление к самостоятельности. Таким образом, взрослые просто обязаны предоставить детям как можно больше возможностей для саморазвития.

Программа работы с контингентом может включать следующие направления и формы организации воспитанников, представленные здесь, как план-сетка коллективных мероприятий на месяц, с учётом 5-ти смен работы воспитателя в данный период.

-                   Духовное воспитание и развитие.

1.                      Дискуссии «Веер суждений», «Конверт откровений»

2.                      Просмотр видео материалов.

3.                      Дискуссия «Посиделки при свечах» или Литературная гостиная.

4.                      Практическая деятельность — волонтёрство.

5.                      Занятие по духовному воспитанию. Игротека (народные игры, обряды, ритуалы).

-                   Здоровый быт и вредные привычки.

1.                      Лекторий.

2.                      Просмотр видеороликов социальной рекламы.

3.                      Занятия. Акции.

4.                      Проектная деятельность (исследование зависимостей)

5.                      Создание слайдовых презентаций.

-                   Здоровое питание.

1.                      Беседы, дискуссии.

2.                      Консультации специалистов (повар, диетсестра, педиатр)..

3.                      Просмотр видеоматериалов по вопросу.

4.                      Практикумы (составление меню, Приготовление доступных блюд)

5.                      Инструктаж по технике безопасности.

-                   Профориентация.

1.                      Калейдоскоп профессий.

2.                      Экскурсии, выставки.

3.                      Проектно-исследовательская деятельность.

4.                      Просмотр и обсуждение видеоматериалов.

5.                      Техника безопасности.

-                   Вовлечение в спортивную деятельность.

1.                      Спортивные игры, соревнования.

2.                      Журнал о спорте.

3.                      Посещение спортивных мероприятий в городе и районе.

4.                      Просмотр видеозаписей.

5.                      Техника безопасности физической активности.

-                   Социально-бытовая ориентация.

1.                  Практикум — старой вещи — новая жизнь. Рукоделие.

2.                  Создание слайдовых презентаций.

3.                  Беседы по ведению домашнего хозяйства.

4.                  Экскурсии на почту, сберкассу, загс и т. д.

5.                  Составление и заполнение документов — делопроизводство.

-                   Нравственное воспитание.

1.                  Этические беседы, чтение и обсуждение литературы.

2.                  Занятия, благотворительные акции.

3.                  Изучение правил этикета.

4.                  Инсценировки.

5.                  Создание видеотеки.

-                   Правовое воспитание.

1.                 Круглый стол «Правовед».

2.                 Оформление стендов «Права и обязанности гражданина».

3.                 Экскурсии в УФМС, паспортный стол.

4.                 Консультирование в законодательстве РФ.

5.                 Акции правозащиты. Занятие.

-                   Интеллектуально-личностное развитие.

1.                 Кроссворды, сканворды и т. д.

2.                 Игры — головоломки.

3.                 Турниры (шашки, шахматы и др.)

4.                 Игры с правилами (дидактические)

5.                 Создание мультимедийных презентаций.

-                   Эстетическое.

-                   Патриотическое.

-                   Другие направления.

Содержание индивидуальной работы с детьми примерно следующее.

-     Диагностика поведения и нравственной воспитанности

-     Экспрессдиагностики

-     Личностное развитие (интеллектуальная, познавательная, творческая деятельность, рефлексия)

-     Профориентация

-     Учебная деятельность

-     Гражданско — правовое воспитание

-     Социально — бытовая ориентация

-     Половое воспитание

-     Профилактика детско-родительских конфликтов

Педагоги дополнительного образования, в том числе музыкальные руководители, инструктора по физическому воспитанию должны планировать свою деятельность с упором на индивидуальные способности детей.

Оценка эффективности деятельности может быть такой:

Количественные показатели:

-        посещаемость (досуговая, школьная);

-        успешность (достижения, награды, места);

-        академическая динамика (повышение уровня знаний, уровня учебной и досуговой мотивации);

-        работоспособность (количество времени, которое ребенок может потратить на самостоятельную деятельность в данном виде досуга);

-        дисциплина (сокращение опозданий, нарушения правил, снятие с учета).

Качественные показатели:

-        уровень общей самооценки;

-        удовлетворенность собственной активностью и достижениями,

-        удовлетворенность собственной способностью решения межличностных проблем;

-        способность к организации социально поддерживающей сети;

-        ориентация на социально одобряемые (неодобряемые) роли;

-        уровень самостоятельности, уверенности в себе, ответственности;

-        уровень жизнестойкости (для старших подростков);

-        способность совладания со стрессом;

-        оптимизм по отношению к будущему;

-        наличие мотивации к социально приемлемым (одобряемым, нормативным) достижениям.

Способы оценки эффективности по каждому из указанных критериев.

Количественные показатели оцениваются по журналам посещаемости, успеваемости, листу успехов и достижений. Качественные показатели выявляются на основании мониторинга и диагностики личностного развития ребенка в ходе реализации его индивидуального плана развития [2]

 

Литература:

 

1.      http://www.sirotstvo.ru/files/4377/RFChildStrategy.pdf Профилактика социального сиротства в России информационный проект Национального фонда защиты детей от жестокого обращения

2.      Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей

3.      Информация Минтруда России от 28 декабря 2012г.

4.      Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»

5.      edu.family72.ru © АУ ТО ДПО «Областной центр «Семья», 2011 г.

6.      Профилактика безнадзорности несовершеннолетних — курсы повышения квалификации педагогических работников

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle