Факультет безопасности жизнедеятельности: от истоков до наших дней | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 07.11.2014

Статья просмотрена: 248 раз

Библиографическое описание:

Станкевич, П. В. Факультет безопасности жизнедеятельности: от истоков до наших дней / П. В. Станкевич, Э. М. Ребко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18.1 (77.1). — С. 2-3. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13476/ (дата обращения: 25.04.2024).

 

1 марта 1997 года приказом ректора Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена был создан факультет безопасности жизнедеятельности. Герценовский университет был первым учебным заведением в России, который начал подготовку учителей по специальности «Безопасность жизнедеятельности». С 1997 по 2008 года деканом факультета являлся доктор педагогических наук, профессор Михайлов Леонид Александрович. Под началом Соломина В.П и Михайлова Л.А. была сформирована научная и учебно-методическая база, позволяющая готовить специалистов в области образования по профилю «Безопасность жизнедеятельности».

С 1997 года в рамках учебно-методического совета по направлениям педагогического образования на факультете действует учебно-методическая рабочая группа (УМРГ) «Образование в области безопасность жизнедеятельности» (председатель – д.п.н., профессор Станкевич Петр Владимирович). Основными целями деятельности УМРГ являются: разработка основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров в контексте стандартов нового поколения по направлению «Педагогическое образование» в области безопасности жизнедеятельности; а также создание методического сопровождения для реализации основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров в области безопасности жизнедеятельности.

На основании Приказа Министерства образования РФ от 26 июня 2002 года № 432 факультет определен в качестве опорного регионального педагогического центра Минобразования России по развитию преподавания в области безопасности жизнедеятельности (по Северо-Западному федеральному округу Российской Федерации).

С 2005 года на факультете действует диссертационный совет Д 212.199.28 по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (отрасли: естествознание и безопасность жизнедеятельности; уровни общего и профессионального образования), где проводится аттестация научных и научно-педагогических кадров.

С 2005 года на базе факультета функционирует Межвузовский центр противодействия наркомании в молодежной среде. В основе комплексной работы Центра положен принцип междисциплинарного взаимодействия специалистов – превентологов.

Сегодня факультет является уникальной и первой в России базой для подготовки бакалавров и магистров в области образования безопасности жизнедеятельности, пользуется заслуженным авторитетом в системе российского педагогического образования, имеет международное признание. Возглавляет факультет доктор педагогических наук, профессор Станкевич Петр Владимирович. Профессорско-преподавательский состав факультета включает видных специалистов в области безопасности жизнедеятельности, естественнонаучного и медицинского образования, высоких профессионалов в области теории и практики безопасности человека. На сегодняшний момент обучение студентов осуществляют около 50 преподавателей, из которых более 85% имеют ученые степени и звания. Преподаватели факультета активно повышают свой научно-педагогический уровень, работая над кандидатскими и докторскими диссертациями в образовательной области безопасности жизнедеятельности и естествознания.

В этом учебном году факультет реализует подготовку бакалавров и магистров в образовательной области безопасность жизнедеятельности по направлению «Педагогическое образование». За последние три года на факультете были разработаны и открыты магистерские программы: «Безопасность на дорогах и транспорта», «Образование в области безопасности жизнедеятельности», «Профилактика социальных отклонений (превентология)», актуальными остаются магистерские программы, открытые в более ранний период – «Экологическая безопасность» и «Безопасность жизнедеятельности в информационной среде».

В 2015/2016 учебном году планируется первый набор бакалавров по направлению «Педагогическое образование», квалификация Прикладной бакалавр, а также набор на магистерскую программу «Социальная безопасность в городской среде». Каждая из обозначенных основных образовательных программ отражает специфику подготовки специалистов различных областей безопасности жизнедеятельности, востребованных на современном образовательном рынке труда.

Исследовательское поле факультета представлено тремя кафедрами – социальной безопасности, методики обучения безопасности жизнедеятельности и медико-валеологических дисциплин, где осуществляется деятельность по реализации научных проектов в рамках федеральных целевых, ведомственных программ, проектов и грантов.

Кафедра социальной безопасности. Сегодня кафедру возглавляет доктор педагогических наук, профессор Станкевич Петр Владимирович. На сотрудниках кафедры лежит ответственная задача – обучение дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», входящей в базовую часть федерального компонента ФГОС ВПО студентов всех факультетов Герценовского университета. Большое внимание уделяется предметной подготовке будущих бакалавров и магистров образования в области социальной безопасности. Со студентами проводится учебная и научно-исследовательская работа в рамках разнообразных дисциплин и курсов, таких как: «Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них», «Чрезвычайные ситуации природного характера», «Направления и методы психологической защиты», «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» и другие. Основным направлением научной работы кафедры являются: исследование методологических закономерностей развития безопасности жизнедеятельности как науки, теория и практика экспериментальной работы студентов факультета по дисциплинам естественнонаучного цикла.

Кафедра методики обучения безопасности жизнедеятельности. В настоящее время кафедру возглавляет кандидат педагогических наук, доцент Попова Регина Ивановна. Кафедра осуществляет методическую подготовку будущих учителей безопасности жизнедеятельности, являясь организатором блока методических дисциплин, учебной и производственной практик. Центральное место на кафедре занимает методическая подготовка студентов, которая является основополагающей в профессиональной подготовке и деятельности учителя ОБЖ. Преподаватели кафедры читают общеуниверситетский курс «Естественнонаучная картина мира». Сотрудники кафедры активно работают над созданием учебно-методических комплексов, рабочих тетрадей, электронных разработок для студентов и преподавателей по методике обучения безопасности жизнедеятельности.

Кафедра медико-валеологических дисциплин. Заведующим кафедрой является доктор медицинских наук, профессор Буйнов Леонид Геннадьевич. Сотрудники кафедры ведут медицинскую подготовку на всех факультетах университета по курсу «Безопасность жизнедеятельности» (раздел «Основные правила оказания доврачебной помощи в ЧС и профилактика заболеваний»). Профессорско-преподавательский состав кафедры проводит большую работу по формированию и воспитанию культуры здоровья школьников и студентов, здоровьесберегающих технологий, по профилактике наркозависимости, реабилитации зависимых детей и подростков, профилактике социальных отклонений.

Ежегодно преподаватели факультета участвуют в реализации грантов и проектов правительства Санкт-Петербурга. Самой актуальной тематикой проектов являются: «Повышение квалификации специалистов государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, расположенных на территории Санкт-Петербурга, в области профилактики наркозависимости для государственных нужд Санкт-Петербурга», «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Санкт-Петербурге», «Конкурс на разработку и внедрение магистерских программ» и др.

Преподаватели и студенты факультета безопасности жизнедеятельности являются активными участниками Программы стратегического развития Герценовского университета, принимают активное участие в конкурсах, мероприятиях, конференциях, проектах и рабочих совещаниях по вопросам развития педагогического образования и образования в области безопасности жизнедеятельности.

Выпускники факультета реализуют свою профессиональную деятельности в образовательных учреждениях (общего и профессионального образования), учебно-методических центрах, в управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, в службах спасения, центрах медицинской профилактики, охранных службах, экологических и природоохранных организациях.

В период обучения студенты имеют возможность дополнительно изучать иностранный язык на бюджетной основе, овладеть навыками спасателя, инструктора по туризму, тренера по рукопашному бою, пройти курс легководолазной и горноспасательной подготовки.

Повышение качества образования и развитие индивидуального образовательного маршрута в области безопасности жизнедеятельности студентов и преподавателей факультета идет с опорой на развитие информационной образовательной среды. Высококачественная подготовка специалистов обеспечивается современной материально-технической базой факультета и университета в целом. Для обеспечения внедрения современных образовательных технологий, эффективного проведения учебной, научно-исследовательской работы преподавателей и студентов создана единая компьютерная сеть, функционируют компьютерные классы с доступом к ресурсам сети Интернет, различных электронных библиотек и ресурсов. Широко используются системы видеоконференцсвязи, более 80 % аудиторий оснащено мультимедийными комплексами.

За 18 лет существования факультет стал не только региональным центром по подготовке учителей основ безопасности жизнедеятельности, но и современной научно-методической базой, привлекающей специалистов разных областей безопасности жизнедеятельности, гуманитарного и естественнонаучного образования.

Сегодня факультет способен динамично развиваться как инновационная многопрофильная структура, адаптироваться к изменениям на образовательном рынке труда, инициировать и реализовывать масштабные социально значимые проекты образования в области безопасности жизнедеятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): область безопасности жизнедеятельности, социальная безопасность, Безопасность жизнедеятельности, кафедра, преподаватель факультета, профессиональное образование, сотрудник кафедры, факультет, образовательная программа подготовки бакалавров, педагогическое образование.


Похожие статьи

Физическая подготовка бакалавров факультета безопасности...

Цель основной образовательной программы бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности является подготовка бакалавров образования, способных решать образовательные задачи в области безопасности жизнедеятельности...

Применение ресурсов дистанционной поддержки Moodle...

Ключевые слова: безопасность, безопасность жизнедеятельности, обучение безопасности, дистанционное образование, дистанционная поддержка, платформа Moodle.

Изучение проблем подготовки магистров педагогического...

В статье рассматриваются методические подходы к решению проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Ключевые слова: профессиональная подготовка магистров педагогического образования в области...

Структурно-содержательная модель подготовки бакалавров...

Основополагающее значение для конструирования структурно-содержательной модели подготовки бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности имеют сфера профессиональной деятельности (образование) и...

Формирование предметно-профильного модуля «Безопасность...»

Инновационная система подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности строится на основе компетентностного и модульного подходов, которая реализуется через встраивание...

Организация профессиональной подготовки преподавателей...

В статье рассматривается проблема организации профессиональной подготовки преподавателей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» образовательных организаций...

Структура медико-валеологического образования для...

Рассмотрим в обобщенном виде процесс образовательной деятельности студентов факультета безопасности жизнедеятельности на кафедре медико-валеологических дисциплин.

Физическая подготовка бакалавров факультета безопасности...

Цель основной образовательной программы бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности является подготовка бакалавров образования, способных решать образовательные задачи в области безопасности жизнедеятельности...

Применение ресурсов дистанционной поддержки Moodle...

Ключевые слова: безопасность, безопасность жизнедеятельности, обучение безопасности, дистанционное образование, дистанционная поддержка, платформа Moodle.

Изучение проблем подготовки магистров педагогического...

В статье рассматриваются методические подходы к решению проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Ключевые слова: профессиональная подготовка магистров педагогического образования в области...

Структурно-содержательная модель подготовки бакалавров...

Основополагающее значение для конструирования структурно-содержательной модели подготовки бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности имеют сфера профессиональной деятельности (образование) и...

Формирование предметно-профильного модуля «Безопасность...»

Инновационная система подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности строится на основе компетентностного и модульного подходов, которая реализуется через встраивание...

Организация профессиональной подготовки преподавателей...

В статье рассматривается проблема организации профессиональной подготовки преподавателей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» образовательных организаций...

Структура медико-валеологического образования для...

Рассмотрим в обобщенном виде процесс образовательной деятельности студентов факультета безопасности жизнедеятельности на кафедре медико-валеологических дисциплин.

Похожие статьи

Физическая подготовка бакалавров факультета безопасности...

Цель основной образовательной программы бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности является подготовка бакалавров образования, способных решать образовательные задачи в области безопасности жизнедеятельности...

Применение ресурсов дистанционной поддержки Moodle...

Ключевые слова: безопасность, безопасность жизнедеятельности, обучение безопасности, дистанционное образование, дистанционная поддержка, платформа Moodle.

Изучение проблем подготовки магистров педагогического...

В статье рассматриваются методические подходы к решению проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Ключевые слова: профессиональная подготовка магистров педагогического образования в области...

Структурно-содержательная модель подготовки бакалавров...

Основополагающее значение для конструирования структурно-содержательной модели подготовки бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности имеют сфера профессиональной деятельности (образование) и...

Формирование предметно-профильного модуля «Безопасность...»

Инновационная система подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности строится на основе компетентностного и модульного подходов, которая реализуется через встраивание...

Организация профессиональной подготовки преподавателей...

В статье рассматривается проблема организации профессиональной подготовки преподавателей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» образовательных организаций...

Структура медико-валеологического образования для...

Рассмотрим в обобщенном виде процесс образовательной деятельности студентов факультета безопасности жизнедеятельности на кафедре медико-валеологических дисциплин.

Физическая подготовка бакалавров факультета безопасности...

Цель основной образовательной программы бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности является подготовка бакалавров образования, способных решать образовательные задачи в области безопасности жизнедеятельности...

Применение ресурсов дистанционной поддержки Moodle...

Ключевые слова: безопасность, безопасность жизнедеятельности, обучение безопасности, дистанционное образование, дистанционная поддержка, платформа Moodle.

Изучение проблем подготовки магистров педагогического...

В статье рассматриваются методические подходы к решению проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Ключевые слова: профессиональная подготовка магистров педагогического образования в области...

Структурно-содержательная модель подготовки бакалавров...

Основополагающее значение для конструирования структурно-содержательной модели подготовки бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности имеют сфера профессиональной деятельности (образование) и...

Формирование предметно-профильного модуля «Безопасность...»

Инновационная система подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности строится на основе компетентностного и модульного подходов, которая реализуется через встраивание...

Организация профессиональной подготовки преподавателей...

В статье рассматривается проблема организации профессиональной подготовки преподавателей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» образовательных организаций...

Структура медико-валеологического образования для...

Рассмотрим в обобщенном виде процесс образовательной деятельности студентов факультета безопасности жизнедеятельности на кафедре медико-валеологических дисциплин.

Задать вопрос