Библиографическое описание:

Власова Ю. А. Практическое использование социоигровой деятельности при развитии креативных ресурсов студентов профессиональной образовательной организации // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 529-533.

В статье определены уровни развития креативных ресурсов у студентов профессиональной образовательной организации. Выявлены закономерности, на которые необходимо обратить внимание при определении критериев креативных ресурсов, целесообразных для воспитания креативности. Сформулированы показатели креативных ресурсов, позволяющие выделить принципы для воспитания креативности студентов.

Ключевые слова: социоигровая деятельность, креативные ресурсы, показатели креативных ресурсов, студенты профессиональной образовательной организации.

 

В основу опытно-экспериментального исследования была положена гипотеза о том, что социоигровая деятельность не только повышает заинтересованность студента в изучении преподаваемой дисциплины и влияет на успеваемость, но и способствует раскрытию креативных ресурсов каждого студента, позволяя ему наиболее полно воспринимать и перерабатывать информацию.

Констатирующий эксперимент подразумевал следующие этапы:

-          изучение исследуемой проблемы при организации обучения в профессиональных образовательных организациях;

-          выявление уровней развития креативных ресурсов у студентов профессиональной образовательной организации;

-          выделение показателей и критериев креативных ресурсов, целесообразных для воспитания креативности;

-          выявление принципов воспитания креативности;

-          разработка методики формирующего эксперимента.

На констатирующем этапе было проведено исследование с применением следующих методов — прямое, косвенное, включенное наблюдение, анкетирование, интервью, беседа, метод независимых характеристик (привлекались преподаватели общеобразовательных, профессиональных дисциплин и профессиональных модулей, а также кураторы групп).

В исследовании приняли участие 291 человек (8 групп (221 студент) первого курса ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж», 1 группа (28 человек) первого курса ГБОУ СПО СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж» и 2 группы (52 человека) первого курса ГАОУ СПО СО «Нижнетагильский горно-металлургический колледж им. Е.А. и М. Е. Черепановых»). В результате констатирующего эксперимента решалась задача выявления уровней развития креативных ресурсов у студентов профессиональной образовательной организации с выделенными нами показателями.

Для выяснения состояния проблемы, связанной с развитием креативных ресурсов студентов I курса, была проведена работа в следующих направлениях.

Во-первых, были проведены опросы преподавателей. В исследовании участвовало 28 преподавателей, которые работают со студентами I курса в Екатеринбургском автомобильно-дорожном колледже.

Результаты опроса показали, что отсутствие креативности студентов не выделяется многими преподавателями в качестве самостоятельной проблемы: 42,2 % опрошенных указали в анкетах, что целенаправленная работа по развитию креативных ресурсов студентов ими не ведется. Данный показатель не дает нам полной уверенности в том, что в остальных 57,8 % случаев работа ведется систематически и целенаправленно, так как на вопрос о применяемых методах и приемах для развития креативного потенциала было зафиксировано всего 28,3 % положительных ответов. Отсюда следует вывод, что целенаправленной работы по развитию креативных ресурсов в колледже не ведется.

Во-вторых, были опрошены студенты I курса всех отделений Екатеринбургского автомобильно-дорожного колледжа в количестве 221 человек.

Опрос студентов показал, что выполнение творческого задания у большинства респондентов вызывало затруднение. Только 22,6 % обучающихся выполнили задание правильно. Это свидетельствует о непонимании сути задания, отсутствии творческого восприятия, умения освобождаться от стереотипов и выдвигать креативные идеи.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что большинству студентов I курса профессиональной образовательной организации недостает инструментальных знаний, практических навыков творческого мышления, позволяющих на последующих курсах при получении специальности проявлять свои креативные ресурсы в выбранной ими области, быть конкурентоспособными на рынке труда.

Исследование проблемы (отсутствия и недостаточного) воспитаниия креативности у студентов профессиональной образовательной организации проводилось в два этапа. На первом этапе для выделения принципов воспитания креативности необходимо было определить критерии креативных ресурсов целесообразных для воспитания креативности. На втором этапе предстояло выяснить эффективность выявленных принципов воспитания креативности. Первый этап исследования проводился в 2010–2012 годах (ЕАДК, количество участников эксперимента 221), второй этап — 2012–2014 годах (ЕЭТК количество участников эксперимента 80 человек).

Для выделения принципов воспитания и разработки критериев креативных ресурсов, целесообразных для воспитания студентов, в 2011 году были организованы дополнительные занятия для первых курсов Екатеринбургского автомобильно-дорожного колледжа. Для этого были сформированы две группы студентов дорожно-строительного отделения (группа 1111 и группа 1211). Занятия с каждой из групп проходили в разные дни после третьей пары. Со студентами группы 1211 занятия проводились по традиционной форме обучения с включением некоторых элементов организации социоигровой деятельности. Первым этапом работы в группе 1111 стал вводный курс, в процессе которого восстанавливались первоначальные знания по изучаемой дисциплине. На втором этапе занятия с членами группы 1111 проводились в соответствии с ранее разработанными методическими рекомендациями для проведения занятий с использованием социоигровой деятельности. В группе студентов шла постоянная смена микрогрупп, присутствовала двигательная активность, смена мизансцен, ролей, темпа и ритма. В первом семестре чаще преобладали задания репродуктивного уровня. К концу семестра вводились задания, требующие активности и творческой деятельности. Благодаря такому включению заданий закладывается основа для развития креативности. Особую роль в экспериментальной работе выполняли занятия с организацией социоигровой деятельности включающие задания репродуктивного характера: приемы складывания текста, «классики», «снежки или самолетики» и другие. Такая работа позволяла организовать репродуктивную деятельность по изучаемой дисциплине, как нечто целостное, как собственное достижение и успех.

Занятия с использованием социоигровой деятельности, на которых студенты использовали репродуктивную деятельность были первыми, а индекс удовлетворенности (I) ими оказался высоким и составил 0,75. Индекс удовлетворенности прошедшим занятием определяли по формуле:

+1(a) — максимум удовлетворенности;

+0,5(b) — удовлетворенность;

0(e) — неопределенное или безразличное отношение;

—0,5(с) — максимум неудовлетворенности;

a, b, c, d, e — соответствующее число испытуемых;

I — общий индекс удовлетворенности;

N — общее число испытуемых [1, с.61].

Следует заметить, что к концу первого семестра доля заданий репродуктивного характера была уменьшена, постепенно вводились задания, требующие активности и творческой деятельности: работа по методу «Шесть шляп», составление синквейнов, использование метода ПОПС формулы, метод кубик Блума, составление интеллект-карт и другие.

Индекс удовлетворенности занятиями с включением заданий требующих развитого критического мышления, памяти, воображения и творческого восприятия со стороны студентов оказался достаточно высоким и равнялся 0,65. Это значение значительно ниже по сравнению с индексом удовлетворенности занятиями с репродуктивной деятельностью. Причиной этому может являться то, что занятия с включением творческой деятельности оказались сложнее и требовали от студентов знаний и больших умственных усилий. Кроме того занятия с использованием социоигровой деятельности с включением творческой деятельности для некоторых студентов были первым опытом подобного способа изучения дисциплины, а значит работать продуктивно на них надо было учиться.

В таблице 1. представлены результаты ранжирования показателей удовлетворенности занятием с использованием социоигровой деятельности в экспериментальной и контрольной группах по степени их значимости.

Таблица 1

Степень удовлетворенности студентами занятиями с использованием социоигровой деятельности

Показатели удовлетворенности

Распределение мест по степени важности

ЭГ

КГ

1.Знания и опыт, приобретенные в социоигровой деятельности необходимы в будущей профессии

3

4

2.Приобретенные знания и опыт нужны при изучении других дисциплин

8

10

3.Приобретенные знания и опыт нужны в общественной работе

2

4

4.Приобретенные знания и опыт нужны в повседневной жизни

1

3

5.Приобрел опыт работы в коллективе и с коллективом

4

11

6.Приобрел опыт организаторской работы

6

9

7.Приобрел опыт организации самостоятельной работы

5

8

8.Расширил свой кругозор

11

2

9.Получил удовольствие от занятия, было интересно

9

1

10. В процессе занятия получил хорошую умственную нагрузку (память, внимание, мышление)

10

5

11.Почувствовал свою силу: знаю по изучаемому предмету не меньше других

7

7

 

Из таблицы видно, что в контрольной группе среди наиболее важных показателей попали показатели, выражающие эмоции студентов (получил удовольствие от занятия, было интересно, расширил свой кругозор….), а студенты экспериментальной группы к значимым показателям отнесли практическую направленность социоигровой деятельности на занятии.

При проведении пяти занятий выявлены закономерности, на которые необходимо обратить внимание при определении критериев креативных ресурсов, целесообразных для воспитания креативности. Эти закономерности следующие:

1.         В каждой из групп студенты отличаются уровнем знаний, это существенно осложняет процесс обучения. В связи с этим целесообразно организовать посильную работу для каждого члена микрогруппы. Выявленные педагогические сложности можно преодолеть, если занятие начинать с поверхностного знакомства с текстом по драмогерменевтической цепочке (блуждание (обживание), поиск странностей (смысловые связи), вариативность смыслов (появление замысла), выражение замысла (уточнение). Простые приемы, такие как подсчет букв, абзацев, точек, существительных, глаголов в тексте позволяет завлечь даже студентов с небольшим объемом знаний по дисциплине. Боязнь неизвестного исчезает и отказа от работы не следует. Каждый студент начинает вникать в суть задания и применять свои силы для его выполнения.

2.         В условиях проведения занятия, когда состав группы не меняется на протяжении всего занятия, некоторые студенты в работе не принимают участия. Участие принимают лишь те, кому нужно получить оценку по дисциплине, лидеры в интеллектуальном плане.

При организации занятия с использованием методических рекомендаций для проведения занятий с использованием социоигровой деятельности представляется актуальным поиск содержания занятия, интересного для всех членов группы.

3.         Наблюдая за студентами, устанавливали, в какой мере менялась роль у студентов в период выполнения задания. Если, например, от одного занятия к другому студент оставался только генератором идей или простым наблюдателем за процессом, то делали вывод, что развитие креативных ресурсов протекает негармонично. В процессе развития креативности студенты должны научиться высказывать свои идеи, выслушивать и вникать в идеи одногруппика, выступать с критикой своих и чужих идей. В группе студентов 1111, где занятия проходили в игровой форме, состав участников группы не менялся, а в группе студентов 1211, состав микрогрупп менялся с равными промежутками времени.

Предполагалось, что смена микрогрупп будет препятствовать фиксации ролей студентов при выполнении задания, что создаст предпосылки развития креативных ресурсов каждым студентом микрогруппы. Обсуждение и генерирование идей в микрогруппе организовывалось в соответствии с рекомендациями С. Ю. Степанова при организации полилога. Первыми высказывались наименее компетентные члены микрогруппы. Потом высказывались наименее компетентные студенты микрогруппы. Последними высказывались все более компетентные студенты. Каждый высказывающийся не должен повторять высказывания предыдущих, а мог только развить их идею с высказыванием своих предположений. Например, при работе в шести шляпах мышления, пока не выскажутся все участники в красной шляпе или желтой, к высказываниям в следующей шляпе не приступаем. Такая организация процесса направленная на творческое восприятие проблемы, развитие творческого воображения, способность усовершенствования идеи одногруппника препятствует фиксации ролей студентов в микрогруппе и создает объективные предпосылки для развития креативных ресурсов каждым студентом микрогруппы.

4.         Работая со студентами, когда они сориентированы на креативное решение профессиональной задачи, научились слышать себя и других, понимать идеи одногруппников, то они готовы критиковать свои и чужие идеи, не связывая это с тем, кто эту идею выдвинул, отстаивать свою или чужую идею, если она перспективна для дальнейшей разработки.

5.         Многие студенты во время беседы обращали внимание на то, что социоигровая деятельность на занятии создает атмосферу раскрепощенности, пропадает скованность, снимается напряжение, все это позволяет глубже усвоить материал. В то же время, по мнению студентов, социоигровая деятельность менее эффективна, когда в ней слабо организовано следование «жестким» игровым правилам во время занятия.

В результате исследования были сформулированы показатели креативных ресурсов, позволяющие выделить принципы для воспитания креативности студентов: мотивационно-творческая активность; уровень фундаментальных знаний по общеобразовательным дисциплинам и профессиональным модулям; удовлетворенность деятельностью на занятии; живость восприятия и воображения личности; уровень творческого сотрудничества; уровень эмоционально-волевых качеств личности; анализирование и оценка собственной творческой деятельности.

Выделенные показатели представлены следующим образом:

1.                  Мотивационно-творческая активность. Выбор этого показателя не случаен. Любая учебная деятельность определяется мотивами, которые вызывают те или иные действия студента. Поэтому целесообразно при диагностике креативных ресурсов важно выяснить мотивы.

Хотелось бы отметить, что констатирующий эксперимент выявил слабую мотивацию к учебным занятиям, построенным с использованием социоигровой деятельности, с включением нестандартных методов организации учебного процесса, требующих развитость мышления, памяти, воображения и творческого восприятия проблемы, а иногда присутствовало и негативное отношение к таким занятиям. Это можно объяснить тем, что студенты не обладают достаточными знаниями по дисциплине, у них отсутствует опыт решения творческих заданий, нет стремления к саморазвитию, работе в команде. Доля самостоятельной работы в профессиональной образовательной организации возрастает по сравнению со школой, студенты не могут справиться с большим потоком информации, который необходимо переработать в значительно малые сроки. У них не достаточно развиты креативные ресурсы. Можно заключить, что на всем периоде обучения необходимо проводить диагностику мотивов, которая позволит отследить динамику измеряемого показателя, влиять тем самым на развитие показателей профессиональной готовности личности.

2.                  Уровень фундаментальных знаний по общеобразовательным дисциплинам и профессиональным модулям;

Анализируя результаты анкетирования, полученные во время констатирующего эксперимента можно заключить, что 22,6 % респондентов подходят творчески к выполнению задания, проявляют инициативу, активность. Следовательно, можно предположить, что у остальных 77,4 % респондентов нет опыта в выполнении нестандартных заданий или они имеют способности только к репродуктивной деятельности на занятии. Также наблюдение показало, что в связи с развитием информационных технологий растет потребность студентов в использовании дополнительных источников информации: возрастает их недовольство учебниками по дисциплинам, так как в них содержится устаревшая информация, они чаще ищут необходимую информацию в сети Internet. Вышеприведенные сведения позволяют предположить, что преподавателю при организации социоигровой деятельности на занятии важно продумывать при подготовке к занятию такие приемы, которые бы стимулировали познавательную активность.

Анализ выполненных задания 77, 4 % респондентов, у которых нет опыта в решении нестандартных заданий показал, что для них на первоначальном этапе обучения необходимо учить работать с текстом по драмогерменевтической цепочке понимания с прохождением всех этапов, чтобы они могли творчески подходить к выполнению заданий, направленных на развитие у них креативных ресурсов.

3.                  Удовлетворенность деятельностью на занятии. По проведенному эксперименту видно, что если на занятии системно применяется социоигровая деятельность индекс удовлетворенности высокий и равен соответственно для занятий репродуктивной деятельностью 0,85, а для занятий, где шло включение заданий требующих развитого критического мышления, памяти, воображения и творческого восприятия со стороны студентов оказался достаточно высоким и равнялся 0,65.

4.                  Живость восприятия и воображения личности. Данный показатель выбран не случайно, так как восприятие служит основой для воображения и стимулирования творческой деятельности. Для понимания учебного материала на занятии необходима активизация воображения. Для того чтобы произошло прочное усвоение знаний студент использует сове воображение, в результате чего происходит развитие способностей перерабатывать образы восприятия в образы воображения.

5.                  Уровень творческого сотрудничества. При осуществлении полноценного творческого сотрудничества студенты ориентируются в равной мере на творчество, диалог, рефлексию. Соответственно для организации творческого сотрудничества необходимо обеспечить условия для одновременной реализации этих трех ценностей на занятии.

6.                  Уровень эмоционально-волевых качеств личности. Здесь можно выделить следующие показатели, которые необходимы для воспитании креативности: целеустремленность, самостоятельное принятие решения, настойчивость, высокая работоспособность, стрессоустойчивость, уверенность в своих силах.

7.                  Анализирование и оценка собственной творческой деятельности. В оценку этого показателя могут войти: анализирование мотивов и целей собственной творческой деятельности, самооценка самостоятельного выполнения заданий, самоанализ результата творческой деятельности.

Опираясь на выделенные показатели креативных ресурсов нами были выделены принципы воспитания креативности студентов:

1.                  принцип мотивированности;

2.                  принцип опоры на общение;

3.                  принцип творческого сотрудничества.

Анализ результатов входной диагностики позволил выявить следующие уровни развития креативных ресурсов у студентов профессиональной образовательной организации: низкий уровень — 41,3 %, средний уровень — 50,2 %, высокий уровень — 8,5 %.

Таким образом, проведя диагностику, нами были определены критерии, и показатели развития креативных ресурсов студентов профессиональной образовательной организации, на основании чего были выявлены уровни развития креативных ресурсов данных студентов и принципы воспитания креативности. Выявленные уровни и принципы воспитания креативности необходимы для проведения формирующего эксперимента по развитию креативных ресурсов студентов профессиональной образовательной организации.

Оценка результатов процесса воспитания креативности у студентов профессиональной образовательной организации может быть выявлена по количеству студентов в экспериментальной группе, которые находятся на каждом уровне в начале и в конце проведения эксперимента.

 

Литература:

 

1.         Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172с.

2.         Ладенко И. С., Степанов С. Ю. Активизация рефлексивно-познавательной деятельности. //Проблемы интеллектуализации современного общества. — Новосибирск: Наука, 1992. — С. 35–64.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle