Библиографическое описание:

Алексеева Н. Б. Педагогические условия совершенствования мониторинга качества образования будущих специалистов в сфере лингвистики и межкультурной коммуникации // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 503-506.

 

В статье выявляются и научно обосновываются педагогические условия, при которых мониторинг качества профессионального образования будущих специалистов будет наиболее эффективным. Внедрение вышеперечисленных условий потребовало создания специального структурного подразделения — Центра мониторинга факультета иностранных языков, основными функциями которого являются: информационная, организационная, диагностическая, экспертная, научная, консультативная, методическая и интегративная.

Ключевые слова: педагогические условия, мониторинг, качество профессионального образования, будущие специалисты.

 

Проблема совершенствования мониторинга качества профессионального образования будущих специалистов-лингвистов сопряжена с созданием таких условий, при которых мониторинг функционально представлял бы целостную систему отслеживания и коррекции процесса преподавания иностранного языка и результативность данного процесса.

Отсюда целью исследования стало выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий совершенствования мониторинга качества профессионального образования будущих специалистов.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:

-          практическая реализация разработанной модели осуществления мониторинга качества профессионального образования будущих специалистов;

-          комплексное взаимодействие компонентов профессиональной подготовки;

-          обеспечение непрерывности и профессиональной ориентированности подготовки будущих педагогов;

-          создание методического, диагностического и ресурсного обеспечения системы мониторинга;

-          наличие специальной службы мониторинга, обеспечивающей четкую и слаженную деятельность специалистов по сбору, обработке и анализу информации на всех этапах мониторинга;

-          обеспечение непрерывности мониторинга профессионального образования будущих педагогов;

-          соответствующая подготовка специалистов, владение преподавательского состава технологией и критериями оценки качества профессионального образования будущих специалистов.

Внедрение вышеперечисленных условий потребовало создания при факультете иностранных языков Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева специального структурного подразделения — Центра мониторинга факультета иностранных языков, основными функциями которого являются: информационная, организационная, диагностическая, экспертная, научная, консультативная, методическая и интегративная.

Подготовка преподавателей к проведению мониторинга качества профессионального образования будущих специалистов в современных условиях, владение преподавательского состава технологией и критериями оценки качества профессионального образования является одним из необходимых условий эффективности педагогического мониторинга.

Преподаватели на современном этапе развития высшей школы должны владеть как теоретическими основами измерений качества преподавания, так и технологией мониторинга качества профессиональной подготовки будущих специалистов, владеть различными средствами мониторинга и уметь применять информационные технологии в ходе педагогического мониторинга, проведение которого требует соблюдения единых норм и требований.

Вместе с тем практика показывает, что значительное число преподавателей не готовы к осуществлению деятельности по мониторингу качества профессионального образования будущих специалистов.

В связи с этим нами была разработана программа проведения семинара с целью подготовки преподавателей для осуществления деятельности по мониторингу качества профессионального образования будущих специалистов в области «Лингвистика и межкультурная коммуникация». Программа спецкурса рассчитана на 18 семинаров по два часа.

Программа разрабатывалась и апробировалась в работе с преподавателями факультета иностранных языков ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» (50 человек). Частота встреч определялась участниками группы. В нашем случае семинары проводились один раз в неделю.

Введение спецкурса предполагало решение ряда задач:

1)                 дать слушателям прочные теоретические знания и основные практические навыки, необходимые для осуществления эффективного мониторинга качества профессионального образования будущих специалистов;

2)                 раскрыть специфику педагогического мониторинга как системной диагностики качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы;

3)                 раскрыть основные тенденции трактовки качества образовательных процессов;

4)                 познакомить с основными способами сбора, обработки и анализа информации, применяемыми в педагогическом мониторинге качества профессионального образования будущих специалистов.

Содержание спецкурса представлено в таблице 1.

Таблица 1

Содержание спецкурса «Мониторинг качества профессионального образования студентов факультетов иностранных языков»

№ п/п

Тема

Кол-во часов

I

 

I.1.

 

I.2.

 

I.3.

Теоретические основы осуществления мониторинга качества образования

Цели, задачи, функции и содержание мониторинга профессиональной подготовки будущих специалистов

Современные трактовки качества образовательных процессов и возможные критерии оценки качества образования.

Отечественный и зарубежный опыт педагогического мониторинга

6

 

2

 

2

 

2

II

 

 

II.1

II.2

 

II.3

II.4

Технология педагогического мониторинга качества профессиональной подготовки будущих специалистов в области «Лингвистика и межкультурная коммуникация»

Формулировка целей и требований

Критерии и параметры оценки качества профессиональной подготовки будущих специалистов

Тестирование и рейтинговая оценка как способы контроля

Средства мониторинга

8

 

 

2

2

 

2

2

III

 

 

III.1

III.2

Информационные технологии в мониторинге качества профессиональной подготовки и методы обработки данных

Автоматизация подготовки и обработки результатов тестов. Программы Excel, Access.

Статистика в обработке материалов педагогических исследований

4

 

 

2

2

 

 

18

 

По завершении спецкурса слушателям вновь было предложено ответить на вопросы анкеты с тем, чтобы оценить динамику готовности профессорско-преподавательского состава к мониторингу качества профессионального образования будущих специалистов. Изменения, произошедшие со слушателями, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровни готовности профессорско-преподавательского состава к мониторингу качества профессионального образования будущих специалистов

Уровни готовности к мониторингу качества профессионального образования будущих специалистов

До формирующего эксперимента

После формирующего эксперимента

%

чел

%

чел

Высокий

_

_

16

8

Средний

68

34

70

35

Низкий

32

16

14

7

 

По окончании эксперимента нами снова были опрошены основные субъекты мониторинга (как преподаватели, так и студенты).

Результаты обработки данных опытно-экспериментальной работы приведены в таблице 3.

Таблица 3

Соответствие системы мониторинговой оценки качества подготовки будущих специалистов основным требованиям к полученной информации (после формирующего эксперимента

Необходимые свойства информации

Число респондентов

ответивших «да» ("+")

ответивших «нет» ("-")

ответивших «не полностью» ("+/-")

Констати­рующий экспери­мент

Формирую­щий эксперимент

Констатирующий экспери­мент

Формирую­щий эксперимент

Констати­рующий экспери­мент

Формирующий эксперимент

Полнота

14 (28 %)

22 (50 %)

32 (64 %)

14 (31,82 %)

4 (8 %)

8 (18,18 %)

Релевантность (смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением)

31 (62 %)

26 (59,09 %)

15 (30 %)

4 (9,09 %)

4 (8 %)

14 (31,82 %)

Адекватность (тождественность, соответствие поставленной цели)

34 (68 %)

30 (68,18 %)

11 (22 %)

4 (9,09 %)

5 (10 %)

10 (22,73 %)

Объективность (соответствие действительности, непредвзятость)

26 (52 %)

24 (54,55 %)

17 (34 %)

4 (9,09 %)

7 (14 %)

16 (36,36 %)

Точность

20 (40 %)

22 (50 %)

21 (42 %)

8 (18,18 %)

9 (18 %)

14 (31,82 %)

Своевременность

30 (60 %)

30 (68,18 %)

18 (36 %)

12 (27,27 %)

2 (4 %)

2 (4,55 %)

Доступность

45 (90 %)

26 (59,09 %)

3 (6 %)

8 (18,18 %)

2 (4 %)

10 (22,73 %)

Непрерывность (динамичность)

37 (74 %)

34 (77,27 %)

10 (20 %)

4 (9,09 %)

3 (6 %)

6 (13,64 %)

Структурированность (наличие определенной структуры)

19 (38 %)

 

26 (59,09 %)

27 (54 %)

6 (13,64 %)

4 (8 %)

12 (27,27 %)

Специфичность для данного уровня

36 (72 %)

26 (59,09 %)

11 (22 %)

6 (13,64 %)

3 (6 %)

12 (27,27 %)

 

Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:

1.                  Вырос процент респондентов, полагающих, что информация, полученная в ходе мониторинга качества профессионального образования студентов ФИЯ, является

-          полной (с 28 до 50 % у преподавателей, с 30 до 66,7 % у студентов);

-          адекватной (с 68 до 68, 2 % у преподавателей, с 40 до 100 % у студентов);

-          объективной (с 52 до 54,6 % у преподавателей, с 20 до 72,2 % у студентов);

-          точной (с 40 до 50 % у преподавателей, с 10 до 55,6 % у студентов);

-          своевременной (с 60 до 68, 2 % у преподавателей, с 20 до 33,3 % у студентов);

-          непрерывной (с 74 до 77,3 % у преподавателей, с 70 до 72,2 % у студентов);

-          специфичной для данного уровня (с72 до 88,8 %).

2.                  Снизился процент респондентов (как преподавателей, так и студентов), полагающих, что информация, полученная в ходе мониторинга качества профессионального образования студентов ФИЯ, является доступной (с 90 до 59,1 % у преподавателей, с 60 до 55,6 % у студентов).

На наш взгляд, это можно объяснить тем, что как студенты, так и преподаватели привыкли к традиционным отметкам на уроках иностранного языка, которые сообщаются непосредственно в ходе занятия, в то время как изменения в рейтинговой оценке применительно к урокам по практике речи не так наглядны.

3.                  Опрошенные нами преподаватели и студенты разошлись во мнениях, оценивая степень релевантности (соответствия исходному запросу) и специфичности информации применительно к уровню университета:

-          число преподавателей, полагающих, что информация, полученная в ходе мониторинга качества профессионального образования студентов ФИЯ, является релевантной и специфичной для уровня университета, снизилось (с 62 до 59,1 % по первому пункту и с 72 до 59,1 % по второму), в то время как количество студентов, считающих ее таковой, значительно возросло (с 30 до 83,3 % и с 70 до 88,9 % соответственно);

-          число преподавателей, полагающих, что информация, полученная в ходе мониторинга качества профессионального образования студентов ФИЯ, является должным образом структурированной (имеет удобную для восприятия и использования структуру), выросло (с 38 до 59,1 %), в то время как количество студентов, считающих ее таковой, снизилось (с 50 до 33,3 %).

4.         Произошли значимые изменения по выделенным критериям и показателям готовности профессорско-преподавательского состава к мониторингу качества профессионального образования будущих специалистов. Вырос процент преподавателей, обладающих высоким уровнем готовности (от 0 до 16 % респондентов), снизился процент преподавателей, обладающих низким уровнем готовности к педагогическому мониторингу (с 32 до 14 %).

Тем самым была достигнута цель исследования — мониторинг качества образования будущих специалистов в сфере лингвистики и межкультурной коммуникации подтвердил достаточность обоснованных нами и экспериментально подтвержденных педагогических условий совершенствования данного процесса.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle