Библиографическое описание:

Алексеева Н. Б. Педагогические условия совершенствования мониторинга качества образования будущих специалистов в сфере лингвистики и межкультурной коммуникации // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 503-506.

 

В статье выявляются и научно обосновываются педагогические условия, при которых мониторинг качества профессионального образования будущих специалистов будет наиболее эффективным. Внедрение вышеперечисленных условий потребовало создания специального структурного подразделения — Центра мониторинга факультета иностранных языков, основными функциями которого являются: информационная, организационная, диагностическая, экспертная, научная, консультативная, методическая и интегративная.

Ключевые слова: педагогические условия, мониторинг, качество профессионального образования, будущие специалисты.

 

Проблема совершенствования мониторинга качества профессионального образования будущих специалистов-лингвистов сопряжена с созданием таких условий, при которых мониторинг функционально представлял бы целостную систему отслеживания и коррекции процесса преподавания иностранного языка и результативность данного процесса.

Отсюда целью исследования стало выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий совершенствования мониторинга качества профессионального образования будущих специалистов.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:

-          практическая реализация разработанной модели осуществления мониторинга качества профессионального образования будущих специалистов;

-          комплексное взаимодействие компонентов профессиональной подготовки;

-          обеспечение непрерывности и профессиональной ориентированности подготовки будущих педагогов;

-          создание методического, диагностического и ресурсного обеспечения системы мониторинга;

-          наличие специальной службы мониторинга, обеспечивающей четкую и слаженную деятельность специалистов по сбору, обработке и анализу информации на всех этапах мониторинга;

-          обеспечение непрерывности мониторинга профессионального образования будущих педагогов;

-          соответствующая подготовка специалистов, владение преподавательского состава технологией и критериями оценки качества профессионального образования будущих специалистов.

Внедрение вышеперечисленных условий потребовало создания при факультете иностранных языков Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева специального структурного подразделения — Центра мониторинга факультета иностранных языков, основными функциями которого являются: информационная, организационная, диагностическая, экспертная, научная, консультативная, методическая и интегративная.

Подготовка преподавателей к проведению мониторинга качества профессионального образования будущих специалистов в современных условиях, владение преподавательского состава технологией и критериями оценки качества профессионального образования является одним из необходимых условий эффективности педагогического мониторинга.

Преподаватели на современном этапе развития высшей школы должны владеть как теоретическими основами измерений качества преподавания, так и технологией мониторинга качества профессиональной подготовки будущих специалистов, владеть различными средствами мониторинга и уметь применять информационные технологии в ходе педагогического мониторинга, проведение которого требует соблюдения единых норм и требований.

Вместе с тем практика показывает, что значительное число преподавателей не готовы к осуществлению деятельности по мониторингу качества профессионального образования будущих специалистов.

В связи с этим нами была разработана программа проведения семинара с целью подготовки преподавателей для осуществления деятельности по мониторингу качества профессионального образования будущих специалистов в области «Лингвистика и межкультурная коммуникация». Программа спецкурса рассчитана на 18 семинаров по два часа.

Программа разрабатывалась и апробировалась в работе с преподавателями факультета иностранных языков ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» (50 человек). Частота встреч определялась участниками группы. В нашем случае семинары проводились один раз в неделю.

Введение спецкурса предполагало решение ряда задач:

1)                 дать слушателям прочные теоретические знания и основные практические навыки, необходимые для осуществления эффективного мониторинга качества профессионального образования будущих специалистов;

2)                 раскрыть специфику педагогического мониторинга как системной диагностики качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы;

3)                 раскрыть основные тенденции трактовки качества образовательных процессов;

4)                 познакомить с основными способами сбора, обработки и анализа информации, применяемыми в педагогическом мониторинге качества профессионального образования будущих специалистов.

Содержание спецкурса представлено в таблице 1.

Таблица 1

Содержание спецкурса «Мониторинг качества профессионального образования студентов факультетов иностранных языков»

№ п/п

Тема

Кол-во часов

I

 

I.1.

 

I.2.

 

I.3.

Теоретические основы осуществления мониторинга качества образования

Цели, задачи, функции и содержание мониторинга профессиональной подготовки будущих специалистов

Современные трактовки качества образовательных процессов и возможные критерии оценки качества образования.

Отечественный и зарубежный опыт педагогического мониторинга

6

 

2

 

2

 

2

II

 

 

II.1

II.2

 

II.3

II.4

Технология педагогического мониторинга качества профессиональной подготовки будущих специалистов в области «Лингвистика и межкультурная коммуникация»

Формулировка целей и требований

Критерии и параметры оценки качества профессиональной подготовки будущих специалистов

Тестирование и рейтинговая оценка как способы контроля

Средства мониторинга

8

 

 

2

2

 

2

2

III

 

 

III.1

III.2

Информационные технологии в мониторинге качества профессиональной подготовки и методы обработки данных

Автоматизация подготовки и обработки результатов тестов. Программы Excel, Access.

Статистика в обработке материалов педагогических исследований

4

 

 

2

2

 

 

18

 

По завершении спецкурса слушателям вновь было предложено ответить на вопросы анкеты с тем, чтобы оценить динамику готовности профессорско-преподавательского состава к мониторингу качества профессионального образования будущих специалистов. Изменения, произошедшие со слушателями, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровни готовности профессорско-преподавательского состава к мониторингу качества профессионального образования будущих специалистов

Уровни готовности к мониторингу качества профессионального образования будущих специалистов

До формирующего эксперимента

После формирующего эксперимента

%

чел

%

чел

Высокий

_

_

16

8

Средний

68

34

70

35

Низкий

32

16

14

7

 

По окончании эксперимента нами снова были опрошены основные субъекты мониторинга (как преподаватели, так и студенты).

Результаты обработки данных опытно-экспериментальной работы приведены в таблице 3.

Таблица 3

Соответствие системы мониторинговой оценки качества подготовки будущих специалистов основным требованиям к полученной информации (после формирующего эксперимента

Необходимые свойства информации

Число респондентов

ответивших «да» ("+")

ответивших «нет» ("-")

ответивших «не полностью» ("+/-")

Констати­рующий экспери­мент

Формирую­щий эксперимент

Констатирующий экспери­мент

Формирую­щий эксперимент

Констати­рующий экспери­мент

Формирующий эксперимент

Полнота

14 (28 %)

22 (50 %)

32 (64 %)

14 (31,82 %)

4 (8 %)

8 (18,18 %)

Релевантность (смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением)

31 (62 %)

26 (59,09 %)

15 (30 %)

4 (9,09 %)

4 (8 %)

14 (31,82 %)

Адекватность (тождественность, соответствие поставленной цели)

34 (68 %)

30 (68,18 %)

11 (22 %)

4 (9,09 %)

5 (10 %)

10 (22,73 %)

Объективность (соответствие действительности, непредвзятость)

26 (52 %)

24 (54,55 %)

17 (34 %)

4 (9,09 %)

7 (14 %)

16 (36,36 %)

Точность

20 (40 %)

22 (50 %)

21 (42 %)

8 (18,18 %)

9 (18 %)

14 (31,82 %)

Своевременность

30 (60 %)

30 (68,18 %)

18 (36 %)

12 (27,27 %)

2 (4 %)

2 (4,55 %)

Доступность

45 (90 %)

26 (59,09 %)

3 (6 %)

8 (18,18 %)

2 (4 %)

10 (22,73 %)

Непрерывность (динамичность)

37 (74 %)

34 (77,27 %)

10 (20 %)

4 (9,09 %)

3 (6 %)

6 (13,64 %)

Структурированность (наличие определенной структуры)

19 (38 %)

 

26 (59,09 %)

27 (54 %)

6 (13,64 %)

4 (8 %)

12 (27,27 %)

Специфичность для данного уровня

36 (72 %)

26 (59,09 %)

11 (22 %)

6 (13,64 %)

3 (6 %)

12 (27,27 %)

 

Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:

1.                  Вырос процент респондентов, полагающих, что информация, полученная в ходе мониторинга качества профессионального образования студентов ФИЯ, является

-          полной (с 28 до 50 % у преподавателей, с 30 до 66,7 % у студентов);

-          адекватной (с 68 до 68, 2 % у преподавателей, с 40 до 100 % у студентов);

-          объективной (с 52 до 54,6 % у преподавателей, с 20 до 72,2 % у студентов);

-          точной (с 40 до 50 % у преподавателей, с 10 до 55,6 % у студентов);

-          своевременной (с 60 до 68, 2 % у преподавателей, с 20 до 33,3 % у студентов);

-          непрерывной (с 74 до 77,3 % у преподавателей, с 70 до 72,2 % у студентов);

-          специфичной для данного уровня (с72 до 88,8 %).

2.                  Снизился процент респондентов (как преподавателей, так и студентов), полагающих, что информация, полученная в ходе мониторинга качества профессионального образования студентов ФИЯ, является доступной (с 90 до 59,1 % у преподавателей, с 60 до 55,6 % у студентов).

На наш взгляд, это можно объяснить тем, что как студенты, так и преподаватели привыкли к традиционным отметкам на уроках иностранного языка, которые сообщаются непосредственно в ходе занятия, в то время как изменения в рейтинговой оценке применительно к урокам по практике речи не так наглядны.

3.                  Опрошенные нами преподаватели и студенты разошлись во мнениях, оценивая степень релевантности (соответствия исходному запросу) и специфичности информации применительно к уровню университета:

-          число преподавателей, полагающих, что информация, полученная в ходе мониторинга качества профессионального образования студентов ФИЯ, является релевантной и специфичной для уровня университета, снизилось (с 62 до 59,1 % по первому пункту и с 72 до 59,1 % по второму), в то время как количество студентов, считающих ее таковой, значительно возросло (с 30 до 83,3 % и с 70 до 88,9 % соответственно);

-          число преподавателей, полагающих, что информация, полученная в ходе мониторинга качества профессионального образования студентов ФИЯ, является должным образом структурированной (имеет удобную для восприятия и использования структуру), выросло (с 38 до 59,1 %), в то время как количество студентов, считающих ее таковой, снизилось (с 50 до 33,3 %).

4.         Произошли значимые изменения по выделенным критериям и показателям готовности профессорско-преподавательского состава к мониторингу качества профессионального образования будущих специалистов. Вырос процент преподавателей, обладающих высоким уровнем готовности (от 0 до 16 % респондентов), снизился процент преподавателей, обладающих низким уровнем готовности к педагогическому мониторингу (с 32 до 14 %).

Тем самым была достигнута цель исследования — мониторинг качества образования будущих специалистов в сфере лингвистики и межкультурной коммуникации подтвердил достаточность обоснованных нами и экспериментально подтвержденных педагогических условий совершенствования данного процесса.

 

Основные термины (генерируются автоматически): качества профессионального образования, образования будущих специалистов, профессионального образования будущих, мониторинга качества профессионального, совершенствования мониторинга качества, в ходе мониторинга качества, качества образования будущих, профессионального образования студентов, оценки качества профессионального, педагогического мониторинга, мониторингу качества профессионального, подготовки будущих специалистов, образования студентов ФИЯ, мониторинга качества образования, мониторинга факультета иностранных, факультета иностранных языков, Центра мониторинга факультета, мониторинг качества профессионального, подразделения — Центра мониторинга, и критериями оценки качества.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle