Библиографическое описание:

Головина Е. В. К вопросу о методике работы с тестом на занятиях по филологическому анализу текста // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 810-811.

 

В данной статье филологический анализ текста (ФАТ) рассматривается с точки зрения деятельностного подхода. Автором статьи определены понятия внутреннего и внешнего плана деятельности ФАТ и разработана методика анализа текста в аспекте деятельностной парадигмы.

Ключевые слова: филологический анализ текста, теория деятельности, методика анализа текста.

 

В данной статье представлена одна из возможных методик анализа текста. Исследование базируется на деятельностном подходе. Известный отечественный психолог А. Н. Леонтьев ввел в психологию такие понятия как внутренний и внешний план деятельности. Мы полагаем, что данные понятия применимы и в филологическом анализе текста.

Внутренним планом деятельности филологического анализа текста выступает этап замысла, планирования, концептуальное пространство изучаемого материала. Чтобы создать текст анализа того или иного типа текста, выступающего внешним планом деятельности, исследователь создает образ о: 1) предмете исследования; 2) цели анализа; 3) использовании тех или иных методов, приемов, принципов анализа; 4) образце анализа. Данные положения о предметности и цели ФАТ, наборах методов, принципов, приемах, его определения отражены в языковедческих концепциях филологического анализа текста. Внешним планом деятельности ФАТ выступает реализация внутреннего плана деятельности ФАТ на практическом материале (тексты анализа того или иного произведения).

Мы полагаем, что методика работы с текстами анализа произведений заключается в следующем:

1) Составление списка текстов анализа произведений.

На данном этапе составляется список из 100–120 текстов анализа. В первую очередь необходимо обращать внимание на те работы, в которых есть и теоретическая, и практическая части исследования (например, ученый, создает алгоритм анализа текста и применяет его, анализируя то или иное произведение). Также список текстов анализа можно дополнить текстами анализа из журналов «Русский язык в школе», «Литература в школе». Затем из полученного списка в 100–120 текстов анализа выбираются повторяющиеся тесты анализа (например, текст анализа произведения Л. Н. Толстого «Война и мир», составленный Л. А. Новиковым и Г. С. Сырицей). Анализируются именно повторяющиеся тексты анализа, т. к. это позволяет выявить общее и уникальное в авторских пониманиях того или иного произведения, проанализировать разные способы анализа одинаковых произведений.

2) Определение коэффициента нормативности /вариативности материала исследования: чем чаще одно и то же произведение анализируется разными исследователями, тем материал анализа более нормативен, тем выше соответствующий коэффициент. Определение данного коэффициента сближает ФАТ и деятельностный подход, так как принцип нормативности / вариативности впервые рассмотрен именно в теории деятельности.

3) Анализ операционально-технологической составляющей текстов анализа.

Изучаемый аспект напрямую связан с понятиями «операция» и «действие», являющимися одними из базовых понятий теории деятельности. Под операцией вслед за А. Н. Леонтьевым мы понимаем «…способы осуществления действия» [2,с. 84]. Под «действием» понимаем «применение, проявление чего-либо на практике, осуществление своих функций, своего назначения» [1, с. 246].

В каждом тексте анализа выявляется набор тех операций (операционально-технологическая составляющая), к которым обращается автор того или иного текста анализа.

Проиллюстрируем это на примере двух текстов анализа стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву», выполненные Д. М. Магомедовой и Т. П. Буслаковой.

В основе работы Д. М. Магомедовой находится изучение лексического уровня текста выбранного стихотворения. На первом этапе работы автор составляет словарь стихотворения и выявляет доминирующие части речи, На основе анализа исследователь делает вывод о том, что доминирующими частями речи в стихотворении являются существительные и глаголы, менее частотны прилагательные и местоимения. Далее Д. М. Магомедова выделяет в стихотворении тематические поля: «внутренний мир человека», «любовь», «надежда», «родина», «свобода», «деспотизм», «слава», «призрачность». Каждое поле имеет в своем составе ряд слов и словосочетаний стихотворения. Автор отмечает, что одно и то же слово может входить в состав нескольких тематических полей [4, с. 41]. Автор анализа отмечает, что выделенные тематические поля можно объединить в две противоположные группы: «личное, интимное» / «внеличное, гражданское».

Исследователь отмечаеткомпозиционно-семантическое единство стихотворения, особо подчеркивая роль семантики глаголов текста [там же, с. 43]. В начале стихотворения преобладают глаголы, передающие движение, процесс. В финальных строках наблюдается тенденция к использованию глаголов, выражающих чувства. В финальных строчках стихотворения вновь доминируют глаголы внешнего действия. Таким образом, Д. М. Магомедова делает вывод о том, что семантическая организация стихотворения представлена следующим движением: гражданское — личное — гражданское.

В анализе стихотворения, выполненного Т. П. Буслаковой, выделены следующие операции. На первом этапе исследования, автор определяет центральный мотив стихотворения [2, с. 25]. По мнению автора, схожесть мотивов роднит стихотворение «К Чаадаеву» и оду «Вольность».

Далее Т. П. Буслакова определяет адресата стихотворения, которым является единомышленник лирического героя. В анализе также представлена характеристика главного героя, лирического героя стихотворения [там же].

Исследователь разделяет стихотворение на две смысловые части, отмечает при этом отсутствие разделения стихотворения на строфы [там же, с. 26].

Автором анализа определен стихотворный размер и рассмотрены те основные стилистические средства, передающие основной пафос стихотворения, к которым относятся гиперболы, сравнения и метафоры. Среди выделенных стилистических средств Т. П. Буслакова отмечает доминирующую роль метафор в стилистической организации стихотворения [там же, с. 27].

Отмечая автобиографичность стихотворения, Т. П. Буслакова рассматривает категории автора и лирического героя.

На основе использованных в стихотворении стилистических средств Т. П. Буслакова выделяет ключевую доминанту [там же, с. 30]. В конце анализа исследователь выделяет основную тему стихотворения (свобода) [там же].

Далее необходимо провести сравнительный анализ текстов анализа в рамках каждой пары.

4) Анализ операциональной составляющей текстов анализа. В данной части исследования необходимо указать к каким методам, приемам, принципам анализа обращается или не обращается автор текста анализа.

Таким образом, данная методика работы с текстом на занятиях по филологическому анализу тексту позволяет, во-первых, анализировать вторичный текст (не само произведение, а текст анализа данного произведение). Во-вторых, филологический анализ текста рассматривается в междисциплинарном аспекте, с позиции теории анализа текста и теории деятельности.

 

Литература:

 

1.              Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. — СПб.: Норинт, 2000. — 1536 с.

2.              Буслакова, Т. П. Как анализировать лирическое произведение: учеб. пособие / Т. П. Буслакова. — М.: Высш. шк., 2005. — 203 с.

3.              Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие по направлению и специальностям «Психология», «Клиническая психология» / А. Н. Леонтьев. — М.: Смысл: Академия, 2005. — 352 с.

4.              Магомедова, Д. М. Филологический анализ лирического стихотворения: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Д. М. Магомедова. — М.: Академия, 2004. — 192 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle