Библиографическое описание:

Публичук Ю. В. Влияние занятий системой упражнений оздоровительной направленности B. E. S. T. Fit на состояние здоровья девушек старших классов // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 98-100.

В статье рассматривается вопрос использования нетрадиционных систем упражнений в уроках физической культуре в старших классах общеобразовательной школы. Автором обосновывается эффективность применения системы упражнений B. E. S.T Fit для оздоровления старших школьниц на уроках физической культуры.

Ключевые слова: B. E. S.T Fit, урок, физическая культура, система упражнений, Табата, фитнес, стретчинг, степ-аэробика.

 

Значительное снижение уровня физической активности школьников (особенно девушек), ухудшение физического здоровья, которое отмечается именно у учащихся старших классов [2;3;6;9]. Изучение элементов гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр давно стало привычным, а значит, интерес к занятиям утрачивается. Вот почему важнейшей проблемой современного урока физкультуры в старших классах является поиск мотивирующих факторов [1;4;5;8]. В этом плане могут помочь различные направления фитнеса [1]. Одним из них является B. E. S.T Fit, который способствует расширению диапазона выбора средств физической культуры и представляет новые формы физических упражнений в условиях общеобразовательных учреждений [7;8]. Особенность занятий фитнесом на уроках физкультуры состоит в том, чтобы не просто включать элементы фитнеса в уроки физкультуры, а теоретически и научно обосновать использование конкретного направления. Для этого необходимо наработать и описать методику, способную отвечать не только пожеланиям учениц, но еще и требованиям государственного стандарта по объемам и ожидаемым результатам [5;6;9;10].

С этой точки зрения наиболее эффективными являются три вида упражнений: аэробные, силовые и упражнения на растягивание (стретчинг). Своеобразным смешением все они входят в занятия по системе B. E. S.T Fit, хотя одни упражнения могут нравиться девушкам больше, другие — меньше. Но есть у этого направления фитнеса фактор-основа, объединяющий все «за» и «против». Это — музыка. Она делает урок привлекательным и эмоциональным.

B. E. S.T. fit — это Body (тело), Endurance (выносливость), Stretch (подтянутость), Toning (тонус). Сочетание степ аэробики с элементами йоги и кардионагрузки, модификации упражнений fusion style (смешанный стиль) и mind body (умное тело) — гармоничные, спокойные и мягкие занятия, которые способствуют тренировки и проработке в вашем теле всех видов мышц. Такие упражнения помогают развить гибкость, формируют правильную осанку, деликатно и мягко тонизируют мышцы. Кроме того, они оказывают оздоровительный эффект, являются профилактикой от проблем спины и болей в суставах.

Новое фитнес-направление уже исследовано, опробовано и признано безопасным для здоровья при грамотном подходе и продуманных нагрузках.

Комплексы упражнений и сами упражнения разработаны и составлены так, что количество их повторений составляет около 20–30 раз за урок. В системе B. E. S.T Fit применяются новейшие разработки фитнеса — например, протокол Табата, когда в течение 20 секунд в максимально быстром темпе делается упражнение, затем 10-секундный отдых, и так несколько циклов. 4 минуты работы по протоколу равны 40 минутам обычного тренинга.

B. E. S.T Fit выполняют под специально и очень точно подобранные композиции, а потому нельзя отставать, замедлять темп и останавливаться.

Вначале во время разминки старшеклассницы пружинисто шагают (как при обычной кардио-тренировке). После изучения шагов приступаем к разучиванию танцевальных связок. Сначала более легкие, затем усложняем как комбинацию, так и шаги. Например: V step turn = V step с поворотом на 180°. Затем приседают и выполняют махи руками. Далее добавляются прыжки и замедления — например, нужно глубоко сесть и задержаться в таком положении на 7 счетов два раза подряд. Так несколько повторов.

Дальше начинается трэш. B. E. S.T Fit именно этим и отличается — беспрерывным интенсивным выполнением различных упражнений по нарастающему темпоритму. Это — уникальный микс аэробики, йоги, пилатеса, функциональной нагрузки.

Целью нашего исследования будет являться разработка программно-методического обеспечения оздоровительной направленности B. E. S.T Fit в физкультурном образовании старших школьников.

Объект исследования: образовательный процесс по физической культуре, ориентированный на оздоровление девушек старших классов.

Предмет исследования: методы и формы организации направления Best Fit в процессе занятий физической культурой для оздоровления старших школьниц.

Для достижения цели исследования предполагается решение следующих задач исследования:

1.          Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме использования средств фитнеса в физкультурном образовании школьников.

2.          Проанализировать имеющиеся оздоровительные программы по физической культуре для школьников.

3.          Определить первоначальный уровень физического здоровья и физической подготовленности старших школьников.

4.          Теоретически обосновать и разработать школьную программу по ФК на основе применения системы упражнений B. E. S.T Fit для девушек старших классов общеобразовательной школы.

Гипотезой нашего исследования может быть предположение о том, что занятия B. E. S.T Fit окажут оздоровительное воздействие на организм девушек старших классов и будут способствовать повышению мотивации к занятиям физической культурой.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная методика и результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе на уроках физической культуры для девушек старших классов.

Методы исследования: Анализ литературы, анкетирование, методы измерений, контрольные испытания, констатирующий этап педагогического эксперимента.

В результате анализа школьных программ по физической культуре с оздоровительной направленностью, выявили, что в содержании школьной программы не включены разнообразные системы оздоровления и не используются средства фитнеса. Поэтому в разработанной нами программе по B. E. S.T Fit для девушек старших классов были представлены основы системного подхода к использованию средств и методов, форм фитнеса с учётом индивидуально-типологических возможностей организма; выявлено влияние различных двигательных режимов на показатели здоровья девушек в процессе физического воспитания.

Исследование проводилось с сентября по октябрь 2014 г. на базе средней общеобразовательной школы № 8 г. Ишима Тюменской области, в которой приняли участие 32 девушки, учащиеся 10 классов, экспериментальная группа (10 «А» класс) и контрольная группа (10 «Б» класс).

С целью апробирования данной программы, для формирования интереса и мотивации к уроку физической культуры у старшеклассниц, повышения оздоровительного эффекта этих занятий включили новый вид физических упражнений, относящихся к оздоровительной системе B. E. S.T Fit, в сами уроки физкультуры. Занятия были рассчитаны на одно полугодие в объеме 34 часа (два занятия в неделю). В классах, где проходили занятия с включением упражнений B. E. S.T Fit, использовались разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, создавалась атмосфера заинтересованности, где каждая ученица принимала участие.

В ходе анализа первичных результатов в экспериментальной группе (10 «А» класс) и контрольной группе (10 «Б» класс) межгрупповые различия по методике САН, уровню знаний, культуре движений, двигательной подготовленности не выявлены в начале эксперимента (таблица).

Таблица 1

Сопоставление данных двух групп на начало эксперимента (баллы)

Показатели

Группы

ЭГ

КГ

Знания

3,3 ±0,1

3,6 ±0,1

Культура движений

3,1 ±0,1

3,8 ±0,1

Двигательная подготовленность

3,4 ± 0,2

3,9 ± 0,2

 

p>0,05

 

Таблица 2

Результаты методики САН на начало эксперимента (сентябрь 2014 г.), %

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Самочувствие

18,5 % (3 чел.)

31,5 % (5 чел.)

50 % (8 чел.)

Активность

12,6 % (2 чел.)

56,5 % (9 чел.)

31,3 %(5чел.)

Настроение

12,6 % (2 чел.)

44,1 % (7 чел.)

44,1 %(7 чел.)

 

Таким образом, на начало эксперимента мы образовали две идентичных группы испытуемых, что позволяет объективно провести эксперимент по внедрению программы по ФК на основе системы упражнений B. E. S.T Fit.

Выводы:

-        нами определено содержание процесса физического воспитания учащихся 10 классов и скорректировано в пользу упражнений B. E. S.T Fit для экспериментальной группы, так же были разработаны концептуальные подходы к формированию системы физического воспитания средствами системы упражнений B. E. S.T Fit, направленной на сохранение здоровья.

-        группы испытуемых до эксперимента статистически достоверно неразличимы по показателям знаний, культуры движений и двигательной подготовленности;

-        по показателям САН высокий уровень САН колеблется от 12 до 18 %, что составляет меньшинство в сравнении со средним и низким уровнем САН;

-        в ходе практического исследования на основе проводимого педагогического эксперимента может подтвердиться гипотеза о том, что внедрение разработанной программы позволит улучшить физические, физиологические и психические возможности старших школьниц с помощью правильного планирования тренировочного процесса по программе B. E. S.T Fit. Эксперимент продолжается.

 

Литература:

 

1.          Борилкевич, В. Е. Об идентификации понятия «фитнес» [Текст] / В. Е. Борилькевич // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 2. — С.25–26.

2.          Крючек, Е. С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий [Текст] / Е. С. Крючек. — М.: Терра-Спорт, Олимпия-Пресс, 2011. — 64 с.

3.          Куценко, И. П. Оздоровительная аэробика для девушек 10–11 классов: Программа (вариативная часть) и методические рекомендации [Текст] / И. П. Куценко, Г. Я. Соколов, Н. В. Васильева. — Омск: ООИПКРО, 2009. — 58 с.

4.          Лисицкая, Т.С., Л. В. Аэробика в 2 т. [Текст]: 1 том. Теория и методика Федерация аэробики / Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева. –М., 2012. — 232 с.

5.          Ростовцева М. Ю., Александрова В. А., Жерносек А. М. Программа курса по выбору «Оздоровительная аэробика и степ-аэробика» / Под общей ред. Михалина Г. М. — М.: РГУФСиТ, 2010. — 11 с.

6.          Стойчева, С. С. Занятия фитнесом в системе физического воспитания студентов [Текст] / С. С. Стойчева // Проблемы и перспективы развития образования в России. — 2014. — № 26. — С. 117–121.

7.          Стойчева, С. С. Система упражнений B. E. S. T. Fit как новое содержание занятий физической культурой в вузе [Текст] / С. С. Стойчева, А. Г. Поливаев // Омский научный вестник. — 2014. — № 4. — С. 174–176.

8.          Стойчева, С. С. Функциональная тренировка студентов по BEST Fit в педагогическом вузе как инструмент повышения функциональной возможности организма [Текст] / С. С. Стойчева // Достижения вузовской науки. — 2014. — № 9. — С. 61–65.

9.          Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов [Текст] / Под ред. Б. А. Ашмарина. — М., 2005. — 346 с.

10.      Шабоха, Е. Г. Оздоровительная аэробика для школьников [Текст]: Методические рекомендации/ Е. Г. Шабоха, Я. Г. Соколов, И. И. Кислухина, М. П. Трушкова. — Омск: СибГАФК, 1998. — 4 с.

Основные термины: девушек старших классов, упражнений b. e. s.t fit, системы упражнений b. e. s.t fit, физической культуры, физического воспитания, физической культуре, уроках физической культуры, старших школьниц, здоровья девушек старших, системе b. e. s.t fit, оздоровления старших школьниц, best fit, физической культурой, занятий системой упражнений, занятий физической культурой, упражнений оздоровительной направленности, системой упражнений оздоровительной, старших школьников, состояние здоровья девушек, Fit в процессе занятий

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle