Библиографическое описание:

Фролова Л. Н., Черкашина Е. А. Налоговые источники формирования доходов бюджета Белгородской области и резервы увеличения их поступлений // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 468-470.

Для эффективной деятельности и выполнения возложенных задач любому институту необходимо наличие финансовых ресурсов. Особенно важно, когда этот институт — государство, так как именно государство берет обязательство выполнения определенных функций и задач перед своими гражданами. Основным централизованным фондом аккумулирования государственных доходов является — бюджет, который формируется на всех уровнях бюджетной системы.

Региональные бюджеты, в свою очередь, являются одним из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства.

Бюджет Белгородской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов запланирован с дефицитом в размере 5 852 015тыс. рублей, 5 222 796 тыс. рублей и 4 522 955 тыс. рублей соответственно. Таким образом, планируется, что дефицит будет постепенно уменьшаться, оставаясь, тем не менее, существенным на ближайшую перспективу.

Это обуславливает необходимость выявления резервов роста доходов бюджета Белгородской области с целью обеспечения региональных органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для решения приоритетных социально-экономических задач.

В качестве ключевой задачи региональной бюджетной политики следует выделить развитие собственного доходного потенциала с одновременным снижением зависимости от межбюджетных трансфертов.

Источники формирования доходной части бюджетов субъектов РФ подразделяются на налоговые и неналоговые поступления, а также иные поступления из вышестоящих бюджетов.

Налоговые поступления — это основной источник формирования региональных и местных бюджетов.

К налоговым доходам субъектов РФ, в том числе Белгородской области, относятся:

-          собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов, в определенной пропорции разграниченных между бюджетом субъектов РФ и иными бюджетами;

-          отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ (рис.1.).

Рис. 1. Налоговые источники доходов бюджета Белгородской области

 

Согласно п.3 ст. 12 НК РФ региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации [5].

По региональным налогам представительный орган власти субъекта Федерации самостоятельно устанавливает налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога.

Таким образом, субъект Российской Федерации не наделен правомочиями введения в действие новых налогов и сборов, а может лишь устанавливать в пределах своей территории отдельные элементы налогообложения.

Так, ставки по транспортному налогу, предусмотренные п.1 ст. 361 НК РФ, в Белгородской области увеличены в пределах, предусмотренных п.2 ст. 361 НК РФ [3]. По налогу на имущество организаций также установлена предельно допустимая в НК РФ ставка в размере 2,2 % [4].

Таким образом, привлечение дополнительных средств в региональный бюджет с помощью увеличения налоговых ставок не представляется возможным.

Налоговая политика области должна строиться на основе изменений федерального законодательства в области налогообложения.

Планируется введение новых региональных налогов, которые позволят привлечь дополнительные средства в бюджет Белгородской области.

Так, в соответствии с проектом Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» предлагается введение новой «Главы 30.1 Налог с продаж».

Согласно законопроекту налог с продаж является региональным налогом и будет устанавливаться Налоговым кодексом и законами субъектов РФ. Налог с продаж будет обязателен на территории соответствующего субъекта РФ.

В Белгородской области организации и индивидуальный предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы, будут уплачивать указанный налог с 1 января 2016 года.

Также с 1 января 2016 года на территории области предполагается введение налога на недвижимое имущество физических лиц взамен действующего налога на имущество физических лиц и земельного налога. Налоговой базой для нового налога станет кадастровая (оценочная) стоимость имущества, наиболее приближенная к рыночной стоимости. Это значительно увеличит налоговую нагрузку на налогоплательщиков и, тем самым, будет способствовать увеличению доходов регионального бюджета.

В качестве направления роста доходов регионального бюджета при неизменности доходного потенциала региона можно отнести:

-        отмена неэффективных налоговых льгот;

-        сокращение недоимки по налогам и сборам.

Повышенный уровень налогообложения и постоянное обновление налогового законодательства предрасполагает возникновению и развитию теневого сектора, а также поиска способов от уплаты налогов. Воспрепятствовать этому должна эффективная система налогового администрирования. Собираемость налогов напрямую зависит от эффективности системы налогового администрирования [7, с. 109].

Таким образом, привлечению дополнительных доходов в бюджет Белгородской области будут способствовать также мероприятия по совершенствованию системы налогового администрирования, в частности:

1.         Повышение автоматизации и модернизации систем налогового учета и контроля. Так, в качестве одного из направлений модернизации налоговых органов РФ, в том числе и на уровне её субъектов, можно предложить создание централизованной системы ведения ЕГРН и ЕГРЮЛ. На базе данной системы должен быть построен сервис автоматической выдачи сведений из указанных реестров в электронном виде по запросам государственных органов и органов местного самоуправления.

2.         Актуализация баз данных. С целью контроля за правильностью определения налоговой базы по земельному, транспортному и имущественному налогам целесообразно осуществлять в налоговых органах мероприятия по устранению ошибок в информационных ресурсах, проводить верификацию сведений об объектах налогообложения с органами Росреестра и ГИБДД. Также необходимо обеспечить постоянный контроль:

-          за полнотой и качеством приема сведений регистрирующих органов в базы данных налоговых органов;

-          за полнотой внесения корректирующей и иной информации в базы данных, полученной из внешних источников на основании обращений граждан.

3.                  Унификация документооборота и программного обеспечения. В рамках данного направления целесообразно уменьшить разнообразие документов по форме и правилам оформления, а также установить единые требования к показателям и реквизитам, включаемым в документы.

Таким образом, дополнительным источником налоговых доходов бюджета Белгородской области на ближайшую перспективу должны стать поступления от новых региональных налогов:

-          налога с продаж,

-          налога на недвижимое имущество физических лиц.

В качестве направления привлечения дополнительных доходов от налоговых источников регионального бюджета было предложено отменить неэффективные налоговые льготы, сократить недоимки по региональным и местным налогам и сборам.

Ещё одним ключевым ориентиром налоговой политики региона с целью наибольшей мобилизации налоговых поступлений должно стать совершенствование системы налогового администрирования. В частности, необходимо:

-          обеспечить полноту учета объектов налогообложения, актуализировав базы данных;

-          автоматизировать и модернизовать системы налогового учета и контроля;

-          унифицировать документооборот и программное обеспечение.

 

Литература:

 

1.                  Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: федер. закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2013) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».

2.                  Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: федер. закон от 5 июля 2000 г. № 117-ФЗ (действующая редакция от 01.10.2013) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».

3.                  Закон Белгородской области от 28.11.2002 № 54 (ред. от 11.07.2014) «О транспортном налоге» (принят Белгородской областной Думой 28.11.2002) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».

4.                  Закон Белгородской области «О налоге на имущество организаций» от 27 ноября 2003 г. № 104 (ред. от 20.12.2013) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».

5.                  Химичева Н. И. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. — Ф59 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. — 749 с.

6.                  Титова И. Н., Девкина А. С. Структурный анализ дохода бюджета Белгородской области // Экономика и социум. — 2014. — № 1 (10).

7.                  Черкашина Е. А., Соловьева Н. Е., Панченко А. Е. Анализ опыта организации системы налогового администрирования в США и Германии // Экономика и современный менеджмент: теория и практика, Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014. С. 108–114.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle