Библиографическое описание:

Исраилова Я. В., Исраилов С. В., Исраилов М. В. Развитие рынка труда в условиях устойчивого развития региона // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 371-374.

Занятость населения является одним из важных показателей, характеризующим уровень социально-экономического развития региона.

Распределение трудовых ресурсов по видам экономической деятельности характеризует отраслевую структуру, соотношение материального и нематериального производства, а косвенно и уровень производительности труда, а также место отдельных отраслей (видов экономической деятельности) в экономике региона.

В распределении трудовых ресурсов по видам экономической деятельности есть некоторые специфические особенности, подчеркивающие характер региональной экономики и использования трудоспособного потенциала.

На рынке труда Чеченской Республики ситуация продолжает оставаться напряженной, хотя и произошли некоторые изменения в сторону увеличения численности занятого населения.

Так, среднегодовая численность занятых в экономике республики на начало 2012 года составила 312,9 тыс. человек, что на 31,9 тыс. или на 11,4 % больше чем за аналогичный период 2011 года.

По данным ТО ФСГС по ЧР в 2012 году из общей численности занятых в экономике 156,1 тыс. человек работало в частном секторе, причем занятость в нем постоянно растет. Так, с 2008 года по 2012 год количество работающих в этом секторе увеличилось с 105,1 тыс. до 156,1 тыс. человек или на 48,5 %. Необходимо отметить, что в 2004–2006 гг. среднегодовая численность занятых в частном секторе не превышало 3,3 тыс. человек. На этом фоне сокращается темп роста занятых на государственных предприятиях и организациях, а в абсолютных показателях среднегодовая численность занятых в них также имеет тенденцию роста. Основными работодателями в республике являются предприятия сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (19,6 %), строительства (15,4 %), образования (15,1 %), органы государственного управления и обеспечение военной безопасности (11,4 %), предприятия оптовой и розничной торговли (10,5 %). Наибольший темп роста числа занятых отмечается в сельском хозяйстве и строительном комплексе, а в органах государственного управления и обеспечения военной безопасности; обязательного социального страхования удельный вес снизился.

Численность экономически активного населения Чеченской Республики по данным ТО ФСГС по ЧР в 2012 году составила 596769 человек, или 45,0 % общей численности населения региона. Не имели занятия, но активно его искали 166319 человек, или 27,9 % общей численности экономически активного населения. В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных в 2012 года было зарегистрировано 136531 тыс. человек, или 22,9 % экономически активного населения [7].

В общей численности занятого в экономике республики населения в ноябре 2012 года 154,4 тыс. человек или 34,5 % составляли штатные работники организаций, не относящиеся субъектам малого предпринимательства (без учета совместителей). На условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера для работы в этих организациях привлекалось еще 4,0 тыс. человек. Число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в организациях (без субъектов малого предпринимательства) в ноябре 2012 года составило 158,5 тыс. человек и было больше, чем в ноябре 2011 года на 8,3 тыс. человек или на 5,5 % [6].

Численность официально зарегистрированных безработных на конец 2012 года составила 166,3 тыс. человек или на 11,2 тыс. человек меньше, чем в 2011 году. Уровень официально зарегистрированной безработицы составил 30,6 % (табл. 1).

В условиях перехода экономики страны к рынку особую значимость приобретают рынки труда. В каждом регионе рынки труда формируются под влиянием проводимой в нем политики, сложившихся социальных, культурных, трудовых традиций. Для регионов, где состояние рынка труда критическое (Чечня, Ингушетия, Дагестан), трудно прогнозировать его развитие только на основе показателей уровня безработицы, хотя этот показатель, рассчитываемый в процентах к экономически активному населению, является весьма важным [2].

Существует и ряд других показателей, которые реагируют на изменение ситуации на рынке труда. К ним можно отнести показатель напряженности, т. е. количество зарегистрированных безработных, приходящихся в среднем на одну заявленную в органы службы занятости вакансию; показатель степени застойности безработицы (удельный вес в составе безработных лиц, состоящих на учете более одного года); показатель масштабности «скрытой» безработицы.

Таблица 1

Динамика численности экономически активного населения Чеченской Республики в 2011–2012 гг.

Годы

Экономически активное население

в том числе

Уровень безработицы, %

Безработные, зарегистрированные в государственных учреждениях службы занятости населения

Уровень зарегистрированной безработицы, %

занятые

безработные

тыс. чел.

в % к предыдущему году

тыс. чел.

в % к предыдущему году

тыс. чел.

в % к предыдущему году

тыс.чел.

в % к предыдущему году

2011

543,4

99,9

343,9

111,2

199,5

85,0

36.7

177,5

76,4

32,6

2012

547,3

100,7

368,3

107,1

179,0

89,7

32,7

166,3

93,7

30,6

Таблица составлена на основании данных: Социально-экономическое положение Чеченской Республики в январе-декабре 2012 года. — Грозный. — № 12.

 

В целом по Чеченской Республике численность незанятого трудоспособного населения составляла на конец декабря 2012 года 166,3 тыс. человек, из которых абсолютное большинство 119693 человек или 72 % составляли сельские жители. Хотя данный показатель имеет устойчивую тенденцию к снижению, тем не менее, пока остается самым высоким в Северо-Кавказском федеральном округе.

Данная проблема в значительной степени обостряется в условиях позитивной динамики демографических процессов в Чеченской Республике.

Среди наиболее значимых факторов, определяющих сложившуюся критическую ситуацию на региональном рынке труда, нужно отметить следующие:

-          деформация мотивации труда. Подавляющая часть населения медленно перестраивается на рыночные условия и наемный труд у частных предпринимателей;

-          высокие темпы роста численности трудоспособного населения, обеспечивающие стабильное увеличение числа выходящих на рынок труда при снижающейся занятости и сокращении количества вакансий и темпов прироста вновь создаваемых рабочих мест;

-          возрастная структура трудоспособного населения. Ее молодежный характер способствует росту рынка рабочей силы;

-          большое количество мелких сельских населенных пунктов с локальными замкнутыми рынками труда, которые слабо взаимодействуют в рамках единого регионального рынка труда;

-          недостаточная развитость транспортной инфраструктуры, низкая информированность жителей из-за отсутствия или труднодоступности услуг службы занятости делают мобильный поиск работы для значительной части незанятого населения практически невозможным, создавая почву для роста нелегальной или неформальной занятости;

-          высокий уровень неудовлетворенности спроса на рабочие места;

-          низкое качество предлагаемых рабочих мест.

Сложившаяся негативная ситуация на рынке труда является серьезной угрозой условиям стабильного восстановления экономики республики, а также основным сдерживающим фактором устойчивого, прогнозируемого общественно-политического развития региона, в котором сохраняется внутренняя напряженность.

В целом, анализируя основные причины безработицы в Чеченской Республике, следует учитывать такой фактор, как прошедшие боевые действия на территории республики. Они изменили абсолютные и относительные параметры безработицы, при которых она резко увеличилась. Также, эти действия обусловили качественные изменения потенциальной рабочей силы, что осложняет выход населения из состояния безработицы.

По этим же причинам, в основном, не действуют на территории Чеченской Республики факторы, определяющие безработицу в нормальной экономической ситуации, а именно, структурные сдвиги в экономике, за счет которых происходит технологическое совершенствование производства, через которое появляется излишек рабочей силы, а также снижение спроса на рабочую силу за счет повышения заработной платы работникам.

В современных условиях уровень безработицы среди молодежи по всему миру составляет значительную долю общей безработицы. Сходные тенденции наблюдаются в России в целом, и в частности в Чеченской Республике. И та часть молодежи, которая не находит себе применение в экономической структуре региона, уходит в неформальный сектор.

Негативной тенденцией в сфере занятости продолжает оставаться неформальная занятость, т. е. незарегистрированная деятельность, не облагаемая налогами. Занятые в сфере неформальной деятельности работники практически лишены возможности социальной и правовой защиты и социального регулирования. В развитых рыночных странах неформальная занятость охватывает, в основном, самостоятельных мелких производителей семейного типа.

Среди мотивов осуществления неформальной деятельности выделяются стремление повысить уровень жизни семьи, стремление собственников снизить издержки производства, желание не нести тяжесть налогового бремени, необходимость выполнения непрестижных работ, сложность формальных процедур регистрации и налогообложения.

Для решения проблемы сокращения неформальной занятости необходимо создать благоприятные условия для открытия и функционирования зарегистрированного малого и среднего бизнеса, оптимизировать его налогообложение, повысить уровень оплаты труда, совершенствовать правовые нормы и повысить ответственность предпринимателей за осуществление неформальной деятельности. Решение проблемы безработицы, развитие формальных возможностей достойно зарабатывать и повышение правовой культуры населения являются важными факторами сокращения масштабов неформальной занятости [3].

В сложившихся условиях для решения проблем занятости населения в целом органам государственной власти необходимо определиться со стратегией развития рынка труда, как на федеральном, так и на региональном уровне. Требуются четкие стратегические ориентиры, направленные на развитие рынка труда — высокая квалификация, нетривиальная система образования, высокий уровень оплаты труда, мобильность рабочей силы по отраслям и территориям. Разработка программ взаимодействия систем мониторинга ситуации на рынке труда, оценки перспективного спроса на различные специальности и донесения данной информации до заинтересованных социальных групп (выпускников учреждений общего образования и их родителей, безработных, сотрудников предприятий, находящихся под угрозой сокращения). Основной целью политики занятости в данном аспекте должно стать достижение равновесия между спросом и предложением на специалистов различных профессий на рынке труда. Также целесообразным решением со стороны государственных органов власти явилась бы разработка комплекса мер, направленных на развитие и поддержку новых рыночных организационно-правовых форм хозяйствования и прежде всего частных предприятий.

Опыт зарубежных стран свидетельствует, что развитие конкурентной рыночной и предпринимательской среды во многом зависит от малого бизнеса. Он, как правило, выступает в роли катализатора конкурентной рыночной среды и способствует эффективности всей предпринимательской деятельности.

Малые и средние предприятия способствуют ускорению процесса оздоровления экономики, в частности насыщению рынка товарами и услугами, более эффективному использованию вовлекаемых в хозяйственный оборот местных ресурсов, расширению потребительского рынка, созданию дополнительных рабочих мест. Именно последнее обстоятельство имеет особую актуальность для Чеченской Республики. Так, только за счет развития малого бизнеса, включая и предпринимателей без образования юридического лица, в перспективный период позволит трудоустроить значительную часть населения республики (по данным некоторых исследователей от 200 до 400 тыс. человек) [1].

Предпринимательская деятельность и самозанятость являются одним из важнейших направлений политики занятости. В основе этой деятельности лежит индивидуальный подход, предоставление безработным гражданам, предпринимателям комплекса информационных, консультационных и образовательных услуг при организации предпринимательской деятельности и его расширения путем создания дополнительных рабочих мест.

К числу основных мероприятий, способствующих предпринимательской инициативе, можно отнести:

-          специальное обучение граждан, желающих расширить свое дело (маркетинг, основы менеджмента, финансовая и юридическая подготовка);

-          информационно-разъяснительная работа и консультирование населения по вопросам предпринимательства и самозанятости, создания дополнительных рабочих мест;

-          организационная помощь в создании и расширении своего дела (регистрация, бизнес-план, налоги и т. д.);

-          информирование о возможности заняться предпринимательской деятельностью, включая ознакомление с законодательством;

-          предоставление информации об организациях, занимающихся вопросами развития предпринимательства (союз малых предприятий, ассоциация фермеров, центры или агентства поддержки предпринимательства и др.), видах и условиях оказываемых ими услуг;

-          взаимодействие с организациями, оказывающими услуги населению в организации предпринимательской деятельности (бизнес-инкубаторы, социально-деловые центры и др.);

-          информирование о возможностях и условиях обучения основам малого бизнеса и профессиям, необходимым для организации предпринимательской деятельности.

С учетом того, что максимальный экономический эффект использования трудовых ресурсов возможен только при условии сочетания отраслевого и территориального принципа в развитии производительных сил региона - регулирование распределения и перераспределения трудовых ресурсов между видами экономической деятельности и районами республики становится центральной задачей Республиканских органов управления.

Очень важно при этом размещать трудоемкие производства в трудоизбыточных районах с одновременной подготовкой рабочих кадров из местной молодежи. Это обеспечит экономию общественного труда, комплексное и высокоэффективное развитие каждого населенного пункта, города района.

Для увеличения уровня занятости целесообразно на наш взгляд создать также и систему социальной защиты незанятых граждан, которая должна выражаться в стимулировании их к поиску подходящей работы, развитию предпринимательской деятельности, надомному труду, самозанятости. Особое внимание уделить защите интересов женщин, особенно одиноких матерей, а также работе с молодежью. Необходимо наладить информационное и консультационное обеспечение населения по вопросам трудового законодательства, организовать социально-психологическую поддержку безработных. Большую роль в этом может сыграть создание альтернативных некоммерческих организаций по содействию занятости, в том числе организаций, обеспечивающих занятость женщин и молодежи.

Таким образом, проблема занятости трудовых ресурсов является для Чеченской Республики ключевой проблемой социально-экономического развития на ближайшие десятилетия, и решать ее следует незамедлительно. В связи с этим Правительством Чеченской Республики разработана и утверждена «Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Чеченской Республики в 2013 году» (утверждена постановлением Правительства Чеченской Республики от 29 декабря 2012 г. № 255) [5]. Реализация мероприятий данной Программы позволит сократить уровень безработицы в республике, а это является важным фактором стабилизации общей социально-экономической ситуации и устойчивого развития региона.

 

Литература:

 

1.         Идилов И. И. Чечня: от системного кризиса к устойчивому развитию: Монография — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2010. — 208 с.

2.         Исраилов М. В. Трудовые ресурсы и развитие регионального рынка труда // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54), с. 174–178.

3.         Исраилов М. В., Джабраилова Л. Х. Проблемы неформальной занятости в регионе // Российское предпринимательство. — 2013. — 10(232), с. 94–99.

4.         Исраилов С. В. Занятость населения как фактор социально-экономического развития региона / Сборник научных трудов: Ответственные редакторы Гапуров Ш. А.; Батаев Д.К-С. — Нальчик, 2007, с. 234–240.

5.         Постановление Правительства Чеченской Республики от 29.12.2012г. № 255 «Об утверждении Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Чеченской Республики в 2013 году».

6.         Социально-экономическое положение Чеченской Республики в январе-декабре 2012 года. — Грозный. — № 12.

7.    Чеченская Республика в цифрах. 2013: Краткий статистический сборник / Чеченстат. — Грозный, 2013. — 214 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle