Библиографическое описание:

Ерёмина М. В. Организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Математические методы» в системе СПО // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 53-55.

С внедрением в образовательный процесс ФГОС третьего поколения большой объем времени отводится на самостоятельную работу студентов. В соответствии с учебными планами на самостоятельное изучение дисциплины отводится в среднем 50–60 % от общего количества часов. Правильная организация самостоятельной работы студентов — залог качественной подготовки будущего специалиста.

Сам образовательный процесс делится на аудиторный и внеаудиторный. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов, как важная форма образовательного процесса, направлена на усвоение содержания образования и формирование профессиональных компетенций во внеаудиторное время по темам или разделам тем, определенным рабочей программой учебной дисциплины для самостоятельного изучения.

Качество обучения во многом зависит от того, как организована внеаудиторная самостоятельная работа студентов по изучению предмета. Умения самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести поиск информации, анализировать информацию, структурировать ее, аргументированно высказывать свою точку зрения становятся актуальными требованиями к личным и профессиональным качествам современного специалиста.

Для организации внеаудиторной самостоятельной работы преподаватели все чаще используют различные информационные технологии, проблемные задания, которые выступают в качестве средства коммуникации, самовыражения и самореализации. Грамотное применение таких задач предполагает, прежде всего, их тщательную методическую проработку и внедрение в учебно-воспитательный процесс. Эта работа проводится в нашем колледже. Создаются электронные учебно-методические комплексы, учебные пособия, методические рекомендации. Все это дает большой обучающий эффект и вызывает значительный интерес и высокий уровень профессионально-познавательной активности студентов. Но при организации самостоятельной работы студентов важно не допустить перегрузки студентов учебными заданиями внеаудиторной работы, так как это может привести к снижению их познавательной деятельности. Самостоятельная работа студента должна проходить под руководством преподавателя в форме делового взаимодействия. Студент получает указания по выполнению самостоятельной работы, а преподаватель выполняет функцию контроля выполненных заданий.

Метод проектов очень перспективен для организации самостоятельной работы студентов. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль самостоятельной работы и усиливают стремление к ее качественному выполнению.

Учебный проект — это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Под методом проектов понимается система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности студента на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системе образования.

Основная цель метода проектов заключается в предоставлении студентам возможности научиться самостоятельному получению знаний в процессе решения практических задач. Поэтому самостоятельная работа по дисциплине «Математические методы» дается в виде расчетно-графической работы по применению алгоритма симплекс-метода.

При выполнении расчетно–графической работы перед студентами ставятся следующие задачи:

–                    научиться разрабатывать математические модели задач по определению оптимальных планов производства продукции для предприятий и фирм;

–                    научиться анализировать полученное решение, используя графическую интерпретацию решения;

–                    научиться решать полученные математические задачи на ЭВМ с использованием специальной программы.

На занятиях по дисциплине «Математические методы» рассматриваются основные понятия, необходимые для дальнейшей самостоятельной работы студентов. Выполнение самостоятельной работы должно иметь практическую направленность и выполняться в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами: «Элементы высшей математики», «Дискретная математика», «Численные методы», «Информационные технологии».

Расчетно-графическую работу студент выполняет непосредственно под руководством преподавателя данной дисциплины.

Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж, который включает цель задания, его содержание, требования к результатам работы, сроки выполнения, критерии оценки.

Данная самостоятельная работа должна быть выполнена в срок, установленный заданием. Консультации по выполнению работы и устранению ошибок проводятся по расписанию, установленному руководителем. При защите своей работы студент должен быть готов аргументировано ответить на вопросы преподавателя.

Чтобы помочь студентам в выполнении внеаудиторной самостоятельной работы, научить их систематизировать теоретические звания и практические умения, в колледже разработаны методические указания по выполнению расчетно-графической работы по дисциплине «Математические методы».

Методические рекомендации содержат основные требования к выполнению и оформлению расчетно-графической работы, список заданий, критерии оценки выполнения, список основной литературы для ознакомления с материалом. При этом в описании представлены не все необходимые данные, их необходимо найти в литературе или интернет-источниках.

В алгоритме оформления расчетно-графической работы дается инструкция по наполнению разделов соответствующей информацией.

В разделе «Введение» раскрывается актуальность темы, формулируется цель и задачи работы.

В теоретическую часть включены вопросы для самостоятельной проработки:

–                    что означает термин «линейное программирование»;

–                    математики, занимавшиеся разработкой задач линейного программирования;

–                    область применения задач линейного программирования;

–                    постановка задачи линейного программирования;

–                    автор симплекс — метода;

–                    основная идея симплекс — метода;

–                    определение первого опорного решения;

–                    правила выбора ключевого элемента;

–                    правила нахождения оптимального решения;

–                    этапы построения графического решения задачи.

В практической части строится математическая модель задачи, приводится решение задачи симплекс — методом, дается графическая интерпретация решения и блок — схема алгоритма.

В разделе «Заключение» содержатся выводы по практической части и сравнительная характеристика результатов, полученных с помощью симплекс — метода и графического решения задачи.

Самостоятельная работа студента по решению практических задач с использованием симплекс-метода способствует глубокому пониманию целей математического моделирования и взаимосвязи дисциплины с другими дисциплинами естественно — научного цикла, закрепляет навыки решения задач математического моделирования.

Задача оптимизации может быть сформулирована на языке математики, если множество доступных вариантов удается описать с помощью математических соотношений (равенств, неравенств, уравнений), а каждое решение — оценить количественно с помощью некоторого показателя, называемого критерием оптимальности или целевой функцией. Тогда наилучшим решением будет то, которое доставляет целевой функции наибольшее или наименьшее значение, в зависимости от содержательного смысла задачи. Так, например, при инвестировании ограниченной суммы средств в несколько проектов естественной является задача выбора тех проектов, которые могут принести в будущем наибольшую прибыль. При доставке в магазины продукции от различных поставщиков возникает задача минимизации транспортных затрат.

Таким образом, при выполнении расчетно-графической работы по дисциплине «Математические методы» студент выполняет задачу оптимизации, которая способствует глубокому пониманию предмета и имеет практическую направленность, связанную с дальнейшей деятельностью выпускника.

Самостоятельная работа принимается преподавателем во время экзаменационной сессии. В процессе выполнения работы студент получает консультации у преподавателя, устраняет допущенные ошибки. Наиболее типичными ошибками являются:

–                    отклонение от требований к структуре работы;

–                    отсутствие логики в изложении материала;

–                    отсутствие убедительных доказательств, обоснований и выводов;

–                    несамостоятельно выполненная работа;

–                    ошибки в решении задачи и построении графиков;

–                    отсутствие заголовка, вводной части, заключения, списка литературы, оглавления, приложения, а также нечеткие формулировки, грамматические ошибки, небрежность оформления;

–                    нарушение установленного порядка и сроков сдачи самостоятельной работы.

Все перечисленные недостатки снижают ценность работы и могут служить основанием для снижения оценки.

Таким образом, внеаудиторная деятельность развивает творческие способности студентов, повышает мотивацию обучения, способствует повторению и закреплению теоретических знаний и практических навыков по основным предметам.

Активное привлечение студентов к внеаудиторной работе содействует качественной подготовке студентов к профессиональной деятельности.

 

Литература:

 

1.                  Гареев Р. А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы //Среднее профессиональное образование. — 2009. № 5.

2.                  Бережная Е. В., Бережной В. И.. Математические методы моделирования экономических систем. — М.: ФИС, 2001.

3.                  Вагнер. Исследование операций. — М.: Мир, 1973.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle