Библиографическое описание:

Ганихина Н. Н. Формы и методы работы, применяемые на уроках литературного чтения. Формы работы с компонентами художественного произведения // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 803-809.

Наиболее значимым компонентом художественного прозаического повествовательного произведения является его сюжет.

Сюжет — это система взаимообусловленных событий, раскрывающих характер (поступки и мотивы) действующих лиц и Отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям. Сюжетом также называют последовательность, ход событий, составляющие содержание художественного произведения (sujet в переводе с французского языка — «содержание»). Сюжет состоит из связанных между собой эпизодов.

Эпизод (греч. epeisodion — «вставка») — это относительно завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.

Сюжет обычно имеет структуру: вступление — введение в события; начало действия; развитие действия, включающее ряд эпизодов, ведущих к наиболее важному, напряженному моменту событий — кульминации; после кульминации следуют развязка и конец событий.

Так, рассказ Л. Н. Толстого «Прыжок» начинается с вступления: «Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе».

Началом действия является следующий эпизод (об обезьянке, которая сорвала шляпу мальчика и как бы дразнила его).

Действие далее разворачивается в эпизодах: мальчик бросился за обезьянкой на мачту; мальчик отпускает верёвку и ступает на перекладину.

Кульминацией становится момент, когда, увидев это, отец мальчика скомандовал сыну прыгать в воду. Развязка событий — мальчика вытащили из воды, и он стал дышать. Концовка рассказывает о состоянии капитана, который после испытанного им потрясения убежал в каюту, чтобы никто не видел его переживаний и слез.

Работу над структурой и элементами сюжета провожу по схеме:

Надпись:
Структура сюжета произведения

 

Каждое художественное произведение имеет тему. Тему можно определить по заголовку, беглому просмотру текста. У каждого писателя есть своя излюбленная тема. Так, М. М. Пришвин, Л. Н. Толстой, А. И. Куприн, А. П. Чехов многие свои произведения посвятили отношению человека к животным. Животные в их рассказах могут разговаривать, переживать различные эмоции, размышлять, т. е. человеческие чувства и свойства переносятся на животных (прием олицетворения).

Каждое художественное произведение несет в себе определенный смысл и подтекст. Термин «главная мысль» присущ научно — познавательной литературе.

Смысл произведения — это обобщающая мысль автора, воплощающая в образной форме его отношение к изображаемой жизни.

Иногда этот смысл скрыт в подтексте, когда отношение автора не высказывается прямо, а «вычитывается» из контекста поведения и выяснения подлинных мотивов действий героев.

Смысл произведения часто передается через образы персонажей, их взаимоотношения.

Персонаж — это общее название любого действующего лица. В детской литературе персонаж, как правило, характеризуется через поступок, поэтому важно выяснить, положительный ли это поступок или отрицательный, почему он совершен с какой целью, как другие персонажи относятся к нему, что подчеркивает и как оценивает этот поступок автор. Результатом обсуждения персонажа должно стать выяснение отношения к нему читателя: что же представляет собой персонаж, совершивший такой поступок? Позиция детей чаще всего выражается в их переживаниях, оценках поступков персонажей.

Важно также выяснить, в каких обстоятельствах действует наш герой, определить место и время действия, ибо они также несут сведения о персонаже. Важны и внешний вид (портрет) героя, его внутреннее состояние, переживания в процессе совершения поступка. Характеризует персонаж и его язык, и отношение к нему окружающих. Нередко понять персонаж помогают описание природы (пейзаж), различные отступления в его прошлое. Осуществляется работа над персонажем путем наблюдений, сопоставлений, рассуждений и выводов о его поступках, взаимоотношениях с людьми, животными, природой, предметами.

При работе над характеристикой персонажа использую схему:

Характеристика героя (персонажа) произведения

 

Основу динамичных, ярких произведений о детях и для детей составляет поступок персонажа.

Что необходимо ученику, чтобы осмыслить и почувствовать характер персонажа? Сначала на основе прочитанного создаётся целостная ориентировочная картина (как «видится» персонаж). Затем в тексте отбираются и подчёркиваются слова, указывающие на важные детали (место, время, действия, поступок, язык и др.)

Эти детали отрабатываю по опорной схеме:

Поступок как компонент художественного произведения

 

Следующее действие — предварительное обдумывание и воссоздание в воображении целостного образа, и, наконец, в заключение создаётся устное высказывание, «рисующее» картину — образ.

«Работа» воссоздающего воображения показана на схеме.

Воссоздание целостного образа

 

В процессе постижения художественного произведения следует иметь в виду и образ автора — условного носителя авторской речи, от лица которого ведется повествование. Образ автора не может отождествляться с писателем, так как является плодом его творческого воображения.

Моделирование текста

Для включения каждого ребёнка в активный познавательный процесс, для формирования специальных читательских умений (умений ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения) на уроках литературного чтения, особенно в 1 классе, когда у детей ещё не сформированы навыки чтения и письма, использую метод моделирования — введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели обложки (приложение 1). Моделирование позволяет:

1)      включить каждого ребёнка в процесс познания;

2)      дать возможность ученику работать в соответствии со своими возможностями;

3)      создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями.

-          Графическая модель

-          Рисованная модель

-          Модель обложки книги

Жанры обозначаются фигурами:

Тема чтения замещается цветом:

О Родине — красный, о детях — жёлтый, о природе — зелёный, о животных — коричневый, о приключениях, волшебстве, фантастике — синий или фиолетовый.

Моделирование обложки способствует формированию специальных читательских умений: называть фамилию автора, заголовок, определять жанр и тему произведения.

На уроках использую такие задания:

-          сравнить модели и назвать произведения;

-          подобрать сказки по темам, соотнести с моделями обложек;

-          упражнение «Угадай сказку»:

а)  учитель зачитывает отрывки из сказок, а дети угадывают их;

б)  подбор сказок к моделям.

-          соотнесите книги с предложенной моделью обложки;

-          дополни модели обложек;

 

-          подбери книги, соответствующие условным обозначениям жанра и темы:

Эта работа особенно важна на этапе обобщения, когда выявляю, чему научились дети, какое новое произведение вошло в их круг чтения, как оно называется.

Составление схематического плана

Вводя моделирование, можно включить в работу по составлению плана с использованием «заместителей» каждого ребёнка с учётом его индивидуальных возможностей.

Например, модельный схематический план к русской народной сказке «Колобок»:

Составленный план — схема помогает детям рассказывать сказку подробно, голосом передавая интонационный рисунок произведения.

Составление плана с ключевым словом, если оно проходит через всё содержание произведения.

Например, в сказке В.Сутеева «Палочка-выручалочка» можно составить план-схему с ключевым словом палочка.

Таким образом, к концу урока у каждого ребёнка есть модель обложки и вся работа, которую выполняли на уроке (рисунки, схемы, слова и предложения). Из листочков с данной работой собираю книгу — самоделку, в которую входит результат труда каждого урока. Но самое главное то, что в конце урока каждый ребёнок знает произведение, с которым он работал. Он готов к тому, чтобы найти книгу с этим произведением, рассмотреть, рассказать родителям. В конце года в классе собралась библиотечка из книг — самоделок, которые дети любят рассматривать.

Пересказы текстов

Разнообразие видов пересказа, варьирование подготовки к нему повышают интерес школьников к чтению, уровень их речевого развития.

На уроках практикую пересказ прослушанного, а не только прочитанного текста; пересказ после однократного, первичного чтения текста самим учеником; пересказ прочитанного тихо, про себя; пересказ текста, прочитанного сутки тому назад, неделю назад и т. д.;

подробный, близкий к тексту; краткий, или сжатый; выборочный (пересказ по вопросу или заданию; пересказ нескольких сцен из рассказа, объединённых общей темой; пересказ по иллюстрации); с перестройкой текста (пересказ с изменением лица рассказчика; от лица одного из персонажей); с творческими дополнениями (инсценирование; словесное рисование).

Детское литературное творчество

Для включения детей в творческую деятельность, направленную на развитие их читательской самостоятельности, использую различные формы.

Продуктивным приёмом обучения творческому чтению являются игры — драматизации. Разыгрывая сценки, дети знакомятся с правилами речевого этикета, учатся применять знания в новых ситуациях, открывают новые знания об окружающей природе и мире.

Назову формы драматизации, которые применяю в своей работе:

-          кукольный театр;

-          костюмированные представления по известным сказкам и рассказам;

-          музыкальные инсценировки сказок и рассказов.

Активизировать читательскую деятельность детей, помочь им увидеть детали произведения, обобщить полученные знания, закрепить их, проверить свою сообразительность и смекалку позволяют литературные викторины, конкурсы.

В начале и в конце каждого года обучения чтению провожу анкету, выясняющую развитие читательской самостоятельности детей:

1.                           Есть ли у вас дома детские книги?

2.                           Читают ли их вам?

3.                           Любите ли рассматривать книги?

4.                           О чём вы любите слушать (читать)?

5.                           Назовите любимую книгу.

6.                           Фамилии каких писателей вы знаете?

7.                           Какие их книги помните?

 

Литература:

 

8.         Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. М.: Просвещение, 1985.

9.         Оморокова М. И. Основы обучения чтению. Издательский центр «Вентана-Граф», 2005.

10.     Первова Г. М. Развитие теории формирования читательской самостоятельности. Начальная школа, 1996, № 5.

11.     Работа над рассказом с учетом его жанровых разновидностей. Начальная школа, 1991, № 7.

12.     Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. М.: Просвещение, 1991.

13.     Светловская Н.Н Основы науки о читателе. М.: Магистр, 1993.

14.     Тикунова Л. И., Игнатьева Т. В. Материалы для проведения контрольных и проверочных работ. ООО «Издательство АСТ», Москва 2001.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle