Формы и методы работы, применяемые на уроках литературного чтения. Формы работы с компонентами художественного произведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 31.10.2014

Статья просмотрена: 6011 раз

Библиографическое описание:

Ганихина, Н. Н. Формы и методы работы, применяемые на уроках литературного чтения. Формы работы с компонентами художественного произведения / Н. Н. Ганихина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 803-809. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13343/ (дата обращения: 20.04.2024).

Наиболее значимым компонентом художественного прозаического повествовательного произведения является его сюжет.

Сюжет — это система взаимообусловленных событий, раскрывающих характер (поступки и мотивы) действующих лиц и Отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям. Сюжетом также называют последовательность, ход событий, составляющие содержание художественного произведения (sujet в переводе с французского языка — «содержание»). Сюжет состоит из связанных между собой эпизодов.

Эпизод (греч. epeisodion — «вставка») — это относительно завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.

Сюжет обычно имеет структуру: вступление — введение в события; начало действия; развитие действия, включающее ряд эпизодов, ведущих к наиболее важному, напряженному моменту событий — кульминации; после кульминации следуют развязка и конец событий.

Так, рассказ Л. Н. Толстого «Прыжок» начинается с вступления: «Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе».

Началом действия является следующий эпизод (об обезьянке, которая сорвала шляпу мальчика и как бы дразнила его).

Действие далее разворачивается в эпизодах: мальчик бросился за обезьянкой на мачту; мальчик отпускает верёвку и ступает на перекладину.

Кульминацией становится момент, когда, увидев это, отец мальчика скомандовал сыну прыгать в воду. Развязка событий — мальчика вытащили из воды, и он стал дышать. Концовка рассказывает о состоянии капитана, который после испытанного им потрясения убежал в каюту, чтобы никто не видел его переживаний и слез.

Работу над структурой и элементами сюжета провожу по схеме:

Надпись:
Структура сюжета произведения

 

Каждое художественное произведение имеет тему. Тему можно определить по заголовку, беглому просмотру текста. У каждого писателя есть своя излюбленная тема. Так, М. М. Пришвин, Л. Н. Толстой, А. И. Куприн, А. П. Чехов многие свои произведения посвятили отношению человека к животным. Животные в их рассказах могут разговаривать, переживать различные эмоции, размышлять, т. е. человеческие чувства и свойства переносятся на животных (прием олицетворения).

Каждое художественное произведение несет в себе определенный смысл и подтекст. Термин «главная мысль» присущ научно — познавательной литературе.

Смысл произведения — это обобщающая мысль автора, воплощающая в образной форме его отношение к изображаемой жизни.

Иногда этот смысл скрыт в подтексте, когда отношение автора не высказывается прямо, а «вычитывается» из контекста поведения и выяснения подлинных мотивов действий героев.

Смысл произведения часто передается через образы персонажей, их взаимоотношения.

Персонаж — это общее название любого действующего лица. В детской литературе персонаж, как правило, характеризуется через поступок, поэтому важно выяснить, положительный ли это поступок или отрицательный, почему он совершен с какой целью, как другие персонажи относятся к нему, что подчеркивает и как оценивает этот поступок автор. Результатом обсуждения персонажа должно стать выяснение отношения к нему читателя: что же представляет собой персонаж, совершивший такой поступок? Позиция детей чаще всего выражается в их переживаниях, оценках поступков персонажей.

Важно также выяснить, в каких обстоятельствах действует наш герой, определить место и время действия, ибо они также несут сведения о персонаже. Важны и внешний вид (портрет) героя, его внутреннее состояние, переживания в процессе совершения поступка. Характеризует персонаж и его язык, и отношение к нему окружающих. Нередко понять персонаж помогают описание природы (пейзаж), различные отступления в его прошлое. Осуществляется работа над персонажем путем наблюдений, сопоставлений, рассуждений и выводов о его поступках, взаимоотношениях с людьми, животными, природой, предметами.

При работе над характеристикой персонажа использую схему:

Характеристика героя (персонажа) произведения

 

Основу динамичных, ярких произведений о детях и для детей составляет поступок персонажа.

Что необходимо ученику, чтобы осмыслить и почувствовать характер персонажа? Сначала на основе прочитанного создаётся целостная ориентировочная картина (как «видится» персонаж). Затем в тексте отбираются и подчёркиваются слова, указывающие на важные детали (место, время, действия, поступок, язык и др.)

Эти детали отрабатываю по опорной схеме:

Поступок как компонент художественного произведения

 

Следующее действие — предварительное обдумывание и воссоздание в воображении целостного образа, и, наконец, в заключение создаётся устное высказывание, «рисующее» картину — образ.

«Работа» воссоздающего воображения показана на схеме.

Воссоздание целостного образа

 

В процессе постижения художественного произведения следует иметь в виду и образ автора — условного носителя авторской речи, от лица которого ведется повествование. Образ автора не может отождествляться с писателем, так как является плодом его творческого воображения.

Моделирование текста

Для включения каждого ребёнка в активный познавательный процесс, для формирования специальных читательских умений (умений ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения) на уроках литературного чтения, особенно в 1 классе, когда у детей ещё не сформированы навыки чтения и письма, использую метод моделирования — введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели обложки (приложение 1). Моделирование позволяет:

1)      включить каждого ребёнка в процесс познания;

2)      дать возможность ученику работать в соответствии со своими возможностями;

3)      создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями.

-          Графическая модель

-          Рисованная модель

-          Модель обложки книги

Жанры обозначаются фигурами:

Тема чтения замещается цветом:

О Родине — красный, о детях — жёлтый, о природе — зелёный, о животных — коричневый, о приключениях, волшебстве, фантастике — синий или фиолетовый.

Моделирование обложки способствует формированию специальных читательских умений: называть фамилию автора, заголовок, определять жанр и тему произведения.

На уроках использую такие задания:

-          сравнить модели и назвать произведения;

-          подобрать сказки по темам, соотнести с моделями обложек;

-          упражнение «Угадай сказку»:

а)  учитель зачитывает отрывки из сказок, а дети угадывают их;

б)  подбор сказок к моделям.

-          соотнесите книги с предложенной моделью обложки;

-          дополни модели обложек;

 

-          подбери книги, соответствующие условным обозначениям жанра и темы:

Эта работа особенно важна на этапе обобщения, когда выявляю, чему научились дети, какое новое произведение вошло в их круг чтения, как оно называется.

Составление схематического плана

Вводя моделирование, можно включить в работу по составлению плана с использованием «заместителей» каждого ребёнка с учётом его индивидуальных возможностей.

Например, модельный схематический план к русской народной сказке «Колобок»:

Составленный план — схема помогает детям рассказывать сказку подробно, голосом передавая интонационный рисунок произведения.

Составление плана с ключевым словом, если оно проходит через всё содержание произведения.

Например, в сказке В.Сутеева «Палочка-выручалочка» можно составить план-схему с ключевым словом палочка.

Таким образом, к концу урока у каждого ребёнка есть модель обложки и вся работа, которую выполняли на уроке (рисунки, схемы, слова и предложения). Из листочков с данной работой собираю книгу — самоделку, в которую входит результат труда каждого урока. Но самое главное то, что в конце урока каждый ребёнок знает произведение, с которым он работал. Он готов к тому, чтобы найти книгу с этим произведением, рассмотреть, рассказать родителям. В конце года в классе собралась библиотечка из книг — самоделок, которые дети любят рассматривать.

Пересказы текстов

Разнообразие видов пересказа, варьирование подготовки к нему повышают интерес школьников к чтению, уровень их речевого развития.

На уроках практикую пересказ прослушанного, а не только прочитанного текста; пересказ после однократного, первичного чтения текста самим учеником; пересказ прочитанного тихо, про себя; пересказ текста, прочитанного сутки тому назад, неделю назад и т. д.;

подробный, близкий к тексту; краткий, или сжатый; выборочный (пересказ по вопросу или заданию; пересказ нескольких сцен из рассказа, объединённых общей темой; пересказ по иллюстрации); с перестройкой текста (пересказ с изменением лица рассказчика; от лица одного из персонажей); с творческими дополнениями (инсценирование; словесное рисование).

Детское литературное творчество

Для включения детей в творческую деятельность, направленную на развитие их читательской самостоятельности, использую различные формы.

Продуктивным приёмом обучения творческому чтению являются игры — драматизации. Разыгрывая сценки, дети знакомятся с правилами речевого этикета, учатся применять знания в новых ситуациях, открывают новые знания об окружающей природе и мире.

Назову формы драматизации, которые применяю в своей работе:

-          кукольный театр;

-          костюмированные представления по известным сказкам и рассказам;

-          музыкальные инсценировки сказок и рассказов.

Активизировать читательскую деятельность детей, помочь им увидеть детали произведения, обобщить полученные знания, закрепить их, проверить свою сообразительность и смекалку позволяют литературные викторины, конкурсы.

В начале и в конце каждого года обучения чтению провожу анкету, выясняющую развитие читательской самостоятельности детей:

1.                           Есть ли у вас дома детские книги?

2.                           Читают ли их вам?

3.                           Любите ли рассматривать книги?

4.                           О чём вы любите слушать (читать)?

5.                           Назовите любимую книгу.

6.                           Фамилии каких писателей вы знаете?

7.                           Какие их книги помните?

 

Литература:

 

8.         Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. М.: Просвещение, 1985.

9.         Оморокова М. И. Основы обучения чтению. Издательский центр «Вентана-Граф», 2005.

10.     Первова Г. М. Развитие теории формирования читательской самостоятельности. Начальная школа, 1996, № 5.

11.     Работа над рассказом с учетом его жанровых разновидностей. Начальная школа, 1991, № 7.

12.     Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. М.: Просвещение, 1991.

13.     Светловская Н.Н Основы науки о читателе. М.: Магистр, 1993.

14.     Тикунова Л. И., Игнатьева Т. В. Материалы для проведения контрольных и проверочных работ. ООО «Издательство АСТ», Москва 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): художественное произведение, книга, персонаж, Поступок, произведение, работа, ребенок, конец урока, литературное произведение, целостный образ.


Похожие статьи

Жанр фэнтези в младших классах (психологическая достоверность)

Воспринимая произведение целостно, как живую картину действительности, читатель ощущает его интонацию, логику развития образов, индивидуальные мотивы и объективные предпосылки, причины тех или иных действий героев. Они осваивают звучание, игру художественной...

Развитие понимания текста художественного произведения...

дошкольный возраст, ребенок, художественное произведение, художественная литература, главный герой, художественный текст, родной язык, личной опыт, дошкольное детство, целостный образ.

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной...

дошкольник, художественная литература, художественное произведение, сказка, восприятие, устаревшие слова, книга.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы.

Урок-практикум как форма работы на уроках литературы...

Если урок проводится по теме: «Заглавный образ в произведении и средства его создания», то здесь важным будет определение вида заглавного образа литературного произведения, его связи с другими образами, выявление средств создания художественного образа...

Чтение художественной литературы как средство...

Знакомя ребенка с художественными произведениями, взрослый, таким образом, развивает в нем чувства. При изучении художественной литературы дети знакомятся с красотой звучания родной речи, также у них формируются этические представления.

Литературный анализ художественного произведения как один...

Благодаря литературному анализу, они начинают воспринимать художественное произведение как искусство слова, как

Развивая мнение Маранцмана, они пришли к выводу, что целостный анализ может затруднять выход к общей концепции произведения.

Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина...

Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина о детях и для детей.

Ключевые слова: образ ребенка, проблема взаимоотношения родителей и детей, художественное своеобразие, тема дружбы, борьба за справедливость.

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

Дети старшего дошкольного возраста, воспринимая художественное литературное произведение, могут дать сознательную и мотивированную оценку героям, используя в своих рассуждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в...

Жанр фэнтези в младших классах (психологическая достоверность)

Воспринимая произведение целостно, как живую картину действительности, читатель ощущает его интонацию, логику развития образов, индивидуальные мотивы и объективные предпосылки, причины тех или иных действий героев. Они осваивают звучание, игру художественной...

Развитие понимания текста художественного произведения...

дошкольный возраст, ребенок, художественное произведение, художественная литература, главный герой, художественный текст, родной язык, личной опыт, дошкольное детство, целостный образ.

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной...

дошкольник, художественная литература, художественное произведение, сказка, восприятие, устаревшие слова, книга.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы.

Урок-практикум как форма работы на уроках литературы...

Если урок проводится по теме: «Заглавный образ в произведении и средства его создания», то здесь важным будет определение вида заглавного образа литературного произведения, его связи с другими образами, выявление средств создания художественного образа...

Чтение художественной литературы как средство...

Знакомя ребенка с художественными произведениями, взрослый, таким образом, развивает в нем чувства. При изучении художественной литературы дети знакомятся с красотой звучания родной речи, также у них формируются этические представления.

Литературный анализ художественного произведения как один...

Благодаря литературному анализу, они начинают воспринимать художественное произведение как искусство слова, как

Развивая мнение Маранцмана, они пришли к выводу, что целостный анализ может затруднять выход к общей концепции произведения.

Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина...

Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина о детях и для детей.

Ключевые слова: образ ребенка, проблема взаимоотношения родителей и детей, художественное своеобразие, тема дружбы, борьба за справедливость.

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

Дети старшего дошкольного возраста, воспринимая художественное литературное произведение, могут дать сознательную и мотивированную оценку героям, используя в своих рассуждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в...

Похожие статьи

Жанр фэнтези в младших классах (психологическая достоверность)

Воспринимая произведение целостно, как живую картину действительности, читатель ощущает его интонацию, логику развития образов, индивидуальные мотивы и объективные предпосылки, причины тех или иных действий героев. Они осваивают звучание, игру художественной...

Развитие понимания текста художественного произведения...

дошкольный возраст, ребенок, художественное произведение, художественная литература, главный герой, художественный текст, родной язык, личной опыт, дошкольное детство, целостный образ.

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной...

дошкольник, художественная литература, художественное произведение, сказка, восприятие, устаревшие слова, книга.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы.

Урок-практикум как форма работы на уроках литературы...

Если урок проводится по теме: «Заглавный образ в произведении и средства его создания», то здесь важным будет определение вида заглавного образа литературного произведения, его связи с другими образами, выявление средств создания художественного образа...

Чтение художественной литературы как средство...

Знакомя ребенка с художественными произведениями, взрослый, таким образом, развивает в нем чувства. При изучении художественной литературы дети знакомятся с красотой звучания родной речи, также у них формируются этические представления.

Литературный анализ художественного произведения как один...

Благодаря литературному анализу, они начинают воспринимать художественное произведение как искусство слова, как

Развивая мнение Маранцмана, они пришли к выводу, что целостный анализ может затруднять выход к общей концепции произведения.

Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина...

Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина о детях и для детей.

Ключевые слова: образ ребенка, проблема взаимоотношения родителей и детей, художественное своеобразие, тема дружбы, борьба за справедливость.

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

Дети старшего дошкольного возраста, воспринимая художественное литературное произведение, могут дать сознательную и мотивированную оценку героям, используя в своих рассуждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в...

Жанр фэнтези в младших классах (психологическая достоверность)

Воспринимая произведение целостно, как живую картину действительности, читатель ощущает его интонацию, логику развития образов, индивидуальные мотивы и объективные предпосылки, причины тех или иных действий героев. Они осваивают звучание, игру художественной...

Развитие понимания текста художественного произведения...

дошкольный возраст, ребенок, художественное произведение, художественная литература, главный герой, художественный текст, родной язык, личной опыт, дошкольное детство, целостный образ.

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной...

дошкольник, художественная литература, художественное произведение, сказка, восприятие, устаревшие слова, книга.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы.

Урок-практикум как форма работы на уроках литературы...

Если урок проводится по теме: «Заглавный образ в произведении и средства его создания», то здесь важным будет определение вида заглавного образа литературного произведения, его связи с другими образами, выявление средств создания художественного образа...

Чтение художественной литературы как средство...

Знакомя ребенка с художественными произведениями, взрослый, таким образом, развивает в нем чувства. При изучении художественной литературы дети знакомятся с красотой звучания родной речи, также у них формируются этические представления.

Литературный анализ художественного произведения как один...

Благодаря литературному анализу, они начинают воспринимать художественное произведение как искусство слова, как

Развивая мнение Маранцмана, они пришли к выводу, что целостный анализ может затруднять выход к общей концепции произведения.

Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина...

Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина о детях и для детей.

Ключевые слова: образ ребенка, проблема взаимоотношения родителей и детей, художественное своеобразие, тема дружбы, борьба за справедливость.

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

Дети старшего дошкольного возраста, воспринимая художественное литературное произведение, могут дать сознательную и мотивированную оценку героям, используя в своих рассуждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в...

Задать вопрос