Библиографическое описание:

Мельникова Т. Ф., Мельникова В. Л., Нияскина А. В., Евченко М. Н. Маркетиговые исследования рынка кондитерских изделий г. Оренбурга // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 407-411.

В статье приведены результаты маркетингового исследования рынка кондитерских изделий г. Оренбурга. По результатам исследования были сделаны выводы о состоянии рынка кондитерских изделий в г. Оренбурге.

Ключевые слова: рынок, кондитерские изделия, качество, контроль.

 

Keywords:market, confectionery, quality, control.

 

В последние годы рынок кондитерских изделий развивается достаточно устойчиво. Данное явление вызвано улучшением экономической ситуацией. Большинство предприятий закупает импортное оборудование, которое позволяет расширить ассортимент и улучшить качество продукции (таблица 1).

Таблица 1

Объемы производства кондитерских изделий по федеральным округам

Округ

2011 год

2012 год

2013 год

Всего по России, т

467754

901525

954283

Центральный

165922

110315

113725

Северо — Западный

55399

85050

112513

Южный

36933

51791

71889

Приволжский

111466

74339

72338

Уральский

31135

222744

225483

Сибирский

61177

58956

62085

Дальневосточный

5722

11519

12394

 

Из таблицы 1 видно, что объемы производства кондитерских изделий, по России за 2013 год выросли в сравнении с предыдущими периодами. Лидером по производству кондитерский изделий является Центральный федеральный округ.

Ежедневное потребление кондитерских изделий позволяет считать их важными продуктами питания. Поэтому одной из главных задач по производству кондитерских изделий является улучшение качества продукта. На рисунке 1 представлена динамика процентного содержания забракованных и сниженных в сортности кондитерских изделий в общем объеме.

Рис. 1. Динамика забракованных и сниженных в сортности кондитерских изделий

 

Спад забракованных и сниженных в сортности кондитерских изделий наблюдается только в 2012 году, в 2013 году наблюдается рост некачественных товаров. Связано данное явление с увеличением количества предприятий по производству кондитерских изделий.

Кондитерские изделия — это высококалорийные продукты, которые отличаются большим содержанием сахара. Ассортимент кондитерских изделий насчитывает более 3 тысяч наименований. В зависимости от ингредиентов кондитерские изделия подразделяются на 3 группы. К первой группе кондитерских изделий относятся шоколадные изделия: шоколад, батончики, плитки. Вторую группу составляют карамельные изделия, к ним относятся карамель, ирис, халва, зефир. К третьей группе кондитерских изделий относятся печенья, торты, пряники, рулеты [1].

Основными производителями кондитерских изделий являются крупные хлебозаводы, кондитерские фабрики и комбинаты. В основном большая часть продукция распределяется в регионе, где находится предприятие.

Таблица 2

Ведущие российские производители кондитерских изделий

Производитель

Место расположения

ОАО «Марс»

Московская область

ОАО Липецкая кондитерская фабрика «Рошен»

Липецкая область

ЗАО «КОНТИ-РУС»

Курская область

ОАО «Крафт Фудс Рус»

Кемеровская область

ОАО «Чипита Санкт-Петербург»

Санкт-Петербург

ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский»

Москва

ЗАО «Кондитерская фабрика «Славянка»

Белгородская область

ОАО «АККОНД»

Чувашская Республика

Филиал ОАО «Кондитерское объединение «СЛАДКО»

Ульяновская область

 

В России потребление кондитерских изделий в год в среднем составляет 700 тыс. т. Большее предпочтение потребители отдают группе мучных кондитерских изделий, в особенности сладкому печенью, а также пряникам и вафельным изделиям. Сегмент тортов на рынке кондитерских изделий занимает третью позицию, в 2013 году их доля составляла 6 %. Галеты, крекеры и соленое печенье, несмотря на то, что полезны для здоровья, занимают меньшую долю рынка кондитерских изделий (рисунок 2).

 

Рис. 2. Структура потребления мучных кондитерских изделий в России

 

В Оренбургской области основными производителями кондитерских изделий являются: кондитерские цеха «Вини Пух», «Дюймовочка» и «Он Кофе»; кондитерские фабрики «Дольче Вита», «Тортоффи» и «Оренбургский кондитер»; ОАО «Оренбургский хлебокомбинат. Структура рынка кондитерских изделий г. Оренбурга представлена на рисунке 3 [4].

Рис. 3. Структура рынка производителей кондитерских изделий г. Оренбурга

 

Данная диаграмма показывает, что, несмотря на большой выбор производителей кондитерских изделий, основными конкурентами на рынке г. Оренбурга являются кондитерский цех «Вини пух» и ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» [2].

На октябрь 2014 года лидерами производства в отдельных сегментах рынка кондитерских изделий являются следующие производители. В сегменте печенья и шоколадных конфет на рынке г. Оренбурга лидером является магазин кондитерских изделий «Юрта». В сегменте торты лидером является кондитерский цех «Вини пух» на его долю приходится 27 % производства этой продукции. В сегменте хлебобулочных и мучных изделий лидером на рынке г. Оренбурга является ОАО «Оренбургский хлебокомбинат», на долю хлебокомбината приходится 32 % производства данной продукции [5].

Цены на кондитерские изделия на рынке г. Оренбурга на октябрь 2014 года выросли, по сравнению с предыдущими периодами приблизительно на 10 %. Розничные цены на все виды изделий кондитерской промышленности уже достаточно долго показывают положительную динамику.

Средняя розничная цена на печенье возросла до 81,3 руб./кг, на пряники она поднялась до 69,2 руб./кг, на кексы и рулеты составила 141,3 руб./кг, на торты розничная цена достигла 249,2 руб./кг [5].

Не смотря на большой выбор производителей кондитерских изделий, широкий ассортимент товаров, обеспечение населения качественной продукции является одной из главных проблем развития рынка. Для выяснения реального положения дел авторами было проведено маркетинговое исследование в форме личной беседы с каждым респондентом.

В процессе интервью респондентам предлагалось заполнить анкету. Было опрошено 500 человек. В результате данных анкетирования были получены следующие результаты.

На вопрос «Что в Вашем понимании хорошее качество продуктов» 45 % респондентов выбрали вариант вкус, 30 % свежесть, 12 % запах, 13 % внешний вид.

Рис. 4. Структура ответов на вопрос «Что в Вашем понимании хорошее качество продуктов»

 

Результаты исследования показали, что потребитель хочет приобретать качественные вкусные, свежие продовольственные товары.

На вопрос «Как часто Вы покупаете кондитерские изделия?» 27 % опрошенных ежедневно приобретают кондитерские изделия, 22 % раз в неделю, несколько раз в неделю приобретают кондитерские товары 35 % опрошенных, 16 % выбрали вариант ответа несколько раз в месяц.

По данным результатам можно сделать вывод о том, что кондитерские изделия пользуются достаточно большим спросом среди населения.

Рис. 5. Структура ответов на вопрос «Как часто Вы покупаете кондитерские изделия?»

 

На вопрос «Как Вы оцениваете качество кондитерский изделий в г. Оренбурге?» 43 % опрошенных оценивают качество кондитерских изделий как высокое, 37 % опрошенные оценивают качество товаров как среднее, 20 % выбрали вариант низкое качество.

Рис. 6. Структура ответов на вопрос «Как Вы оцениваете качество кондитерский изделий в г. Оренбурге?»

 

В среднем потребители оцениваю качество кондитерских изделий в г. Оренбурге как высокое и в большинстве случаев приобретают кондитерские товары не только ведущих российских предприятий, но и поддерживают региональных производителей.

Кроме того, результаты маркетингового исследования позволяют сделать следующий вывод, что большинство потребителей сталкивались с некачественными кондитерскими изделия, при этом не обращались в контрольные органы.

Таким образом, анализирую полученные исследования можно сделать вывод о том, что рынок кондитерских изделий в г. Оренбурге достаточно стабильный. Региональные производители поставляют на рынок качественные товары, способные конкурировать с продукцией ведущих российских производителей.

 

Литература:

 

1.      Мельникова, Т.Ф., Ушакова О. А. Направления социально-ориентированного маркетинга на региональном рынке продовольственных товаров / Т. Ф. Мельникова // Маркетинг: теория и практика, 2008. — с. 182–186.

2.      Солдаткина, О. В. Результаты маркетингового исследования предпочтений потребителей на рынке кондитерских товаров г. Оренбурга / О. В. Солдаткина // Вестник ОГУ, 2012 — с. 48–53.

3.      Шулепов, В. И. Методические подходы к проведению маркетинговых исследований рынка кондитерских изделий / В. И. Шулепов // Вестник МарГТУ, 2012 — с. 89–94.

4.      http://www.gks.ru/.

5.      http://orenstat.gks.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle