Библиографическое описание:

Бабичева И. В. Физкультурно-оздоровительные технологии на занятиях по физическому воспитанию // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 65-67.

Статья посвящена обоснованию эффективности использования физкультурно-оздоровительной технологии в образовательном процессе по физическому воспитанию.

Ключевые слова:оздоровительная физическая культура, двигательная активность, уровень подготовленности, технология.

 

На сегодняшний день исследования многих авторов свидетельствуют о закономерной тенденции к снижению состояния здоровья девушек. Такое положение обусловлено ухудшением экологической обстановки, неправильным образом жизни, низким уровнем санитарно-гигиенической культуры, а также недостаточной двигательной активностью. Невысокий уровень здоровья и неудовлетворительная двигательная активность — явление повсеместное и потому привлекает внимание и усилия специалистов физической культуры, педагогов, медицины и психологов, стремящихся решить проблему дефицита двигательной активности молодежи и найти надежные методы формирования здорового образа жизни [2, 3].

Для изучения проблемы было проведено педагогическое исследование, организованное на базе Ташкентского Университета Информационных Технологий со студентками I и II курса. В исследуемую группу вошли 40 студенток, занимающихся в основной группе. Целью исследования было определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, функционального и физического состояния студенток. Анализ исследуемых показателей позволил выявить исходный уровень подготовленности студенток, получить первичный материал для организации дальнейшего исследования, а особенности их взаимозависимостей дадут основание для построения дальнейшего исследования.

Сопоставив показатели физического развития испытуемых девушек с показателями студенток того же возраста, приведенных в литературных источниках, выявили, что средние величины показателей становой динамометрии, ЧСС оцениваются как средние [1]. Показатели кистевой динамометрии у студенток ТУИТ составляют: правой кисти 17,6±4,1 кг и левой кисти 15,7±4,2 кг и соответствует оценке ниже средней, что позволяет рекомендовать уделить значительное внимание упражнениям, направленным на развитие силовых качеств студенток.

По показателям длины тела, массы тела, окружности грудной клетки физическое развитие студенток оценивается как «среднее». Показатель экскурсии грудной клетки составил 5,7±1,8 см и является неудовлетворительным результатом (менее 7 см) у 85 % испытуемых, 15 % оцениваются как «удовлетворительно», результатов на оценку «хорошо» не отмечено. Притом, что коэффициент вариации составил более 10 %, и наблюдения можно считать не однородным. Показатель ЖЕЛ равен 2663 мл, и является низким результатом, так как должное ЖЕЛ равно З170 мл. Индекс массы тела испытуемых ниже нормы (19,4 кг/м2), при том, что физиологическая норма ИМТ = 21–25 кг/м2. Уровень физического состояния (УФС) — составил 0,346, что является характеристикой низкого уровня физического состояния.

Двигательную подготовленность определяли с помощью тестов, которые включены в программу для высших учебных заведений и характеризуют основные физические качества (сила, скорость, выносливость). Оценивая физическую подготовленность по результатам контрольных нормативов, предусмотренных типовой программой для вузов, следует отметить, что показатели силовой подготовки у студенток соответствуют оценке «удовлетворительно», в беге на 100 метров, прыжках в длину с места девушки показывают слабый результат и не сдают на зачет тестов «Барчиной» II ступени. Показатели бега 500 м, 1000 оцениваются ниже оценки «удовлетворительно».

Выявление недостаточного уровня подготовленности студенток явилось подтверждением того, что образовательный процессе по физическому воспитанию не обеспечивает должный уровень двигательной активности, и требует соответствующей коррекции. Для решения этой проблемы было бы вполне оправданным применение традиционных и не традиционных форм и средств физической культуры, реализуемых на основе инновационных образовательных и физкультурно-оздоровительных технологий.

Физкультурно-оздоровительная технология — это способ осуществления разнообразной физкультурно-оздоровительной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья с учетом возраста, профессиональной деятельности, достижение и поддержание физического благополучия, предупреждение заболеваний и общее оздоровление, повышение сопротивляемости организма вредным воздействиям внешней среды. Физкультурно-оздоровительная технология включает в себя постановку цели и задач оздоровления, и собственно реализацию физкультурно-оздоровительной деятельности в той или иной форме. Технология включает в себя не только реализацию оздоровительной программы, но и определение уровня здоровья, тестирование физической подготовленности [4].

В целях совершенствования организации и построения образовательного процесса, а также определения средств и методов компенсации двигательной активности студенток, с учетом их интересов и потребностей, была разработана физкультурно-оздоровительная технология на основе средств оздоровительной аэробики, системы Пилатес, восточных танцев, стретчинга, йоги, статических упражнений подобранных в соответствии с физической и технической подготовленностью занимающихся (таблица).

Для обоснования эффективности использования физкультурно-оздоровительной технологии в образовательном процессе был проведен педагогический эксперимент. Испытуемые студентки I и II курсов разделяются на экспериментальную и контрольную группы по 20 человек, и согласно полученным результатам делается вывод о том, что контрольная и экспериментальная группы по показателям физического развития, двигательной подготовленности, функционального и физического состояния являются однородными, между ними не выявлена достоверность различий (Р>0,05), что подтверждается данными критерия Стьюдента.

В контрольной группе студентки занимались по типовой программе, в экспериментальной группе по разработанной нами технологии. Учебный процесс планировался в соответствии с программой по физическому воспитанию для вузов на 72 часа за курс обучения, по 2 часа в неделю.

Проведенное после эксперимента тестирование выявило изменения в обеих группах. Цифровые показатели экспериментальной группы были несколько выше, чем контрольной. Анализ полученных результатов показал, что за время эксперимента не произошло достоверных изменений средних значений показателей длины тела студенток обеих групп (Р>0,05). Исходные значения массы тела обследуемых были ниже нормативных показателей. В процессе эксперимента произошло недостоверное увеличение массы тела (Р>0,05). Это обусловлено высокой плотностью занятий, динамичностью и специальным подбором упражнений. Уровень всесторонней подготовленности студенток экспериментальной группы, достигнутый в результате опытно-экспериментальной работы, существенно выше, чем у студенток контрольной группы. В результате занятий у участниц экспериментальной группы из 25 контрольных тестов улучшились данные в 14 при Р<0,01–0,05, а в контрольной — ни в одном показателе.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что разработанная нами оздоровительная технология способствовала коррекции внешнего дыхания. Улучшились показатели жизненной емкости легких (Р<0,01), окружности грудной клетки в различных фазах (Р<0,05), данные физического развития (Р<0,05), функционального обследования (Р<0,05) (пульс в покое) и уровня физического состояния (Р<0,05).

Таблица

Структура физкультурно-оздоровительной технологии в образовательном процессе по физическому воспитанию студенток

 

В процессе исследования нами выявлено благоприятное воздействие экспериментальной технологии на развитие физических качеств. Наиболее значимые сдвиги в силовых показателях произошли в ЭГ. Это объясняется включением в учебный процесс студенток упражнений статодинамического характера, которые способствуют гипертрофии сократительных элементов мышц, разрастанию капиллярной сети, созданию анаболического фона в организме. Улучшились результаты в поднимании туловища на 3,8 %, в сгибании и разгибании рук в упоре на гимнастической скамейке — на 8,3 %, в подтягивании на низкой перекладине — на 9,1 %. Существенные изменения произошли в показателях на выносливость: в беге на 500м результат улучшился на 10,4 %, в беге на 1000м — на 6 %. У студенток контрольной группы достоверных различий по вышеуказанным показателям не обнаружено (Р>0,05).

В итоге проведенного исследования 76 % студенток экспериментальной группы улучшили свои показатели и отметили, что занятия стимулировали бодрое самочувствие, улучшили настроение, укрепили благоприятный эмоциональный настрой, что, в свою очередь, способствовало активизации их познавательной деятельности. В целом полученные результаты свидетельствуют, что разработанная нами физкультурно-оздоровительная технология позволяет улучшить физическое развитие, двигательную и функциональную подготовленность студенток. Все это дает основание рекомендовать ее к использованию на кафедрах физического воспитания вузов.

 

Литература:

 

1.         Лысова И. А., Блинова А. В. Показатели общей физической подготовленности студентов по результатам фестивалей вузов физической культуры //Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 2. — С. 75–76.

2.         Лисицкая Т. С. Принципы оздоровительной тренировки // Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 8. — С. 6–14.

3.         Кошбахтиев И. А. Основы оздоровительной физкультуры молодежи //Учебное пособие. — Ташкент, 1987. — С. 48.

4.         Селуянов В. Н. Технология оздоровительной физической культуры. — М.: Спорт Академ Пресс, 2001. — 172 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle