Библиографическое описание:

Кошбахтиев И. А., Исмагилов Д. К., Атаев О. Р. Комплексная оценка интегральной подготовленности студентов // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 82-85.

В статье рассматриваются методы оценки интегральной подготовленности студенческой молодёжи.

Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, физическое развитие, физическая подготовленность, педагогический контроль, жировая и активная масса тела.

 

Одним из факторов, определяющих интегральную подготовленность студентов, является качество образовательного процесса по физическому воспитанию. Эффективно управлять учебно-воспитательным, оздоровительным процессом — значит организовать обучение, физическую подготовку как управляемый процесс, то есть реализовать общепризнанный педагогический принцип: педагог — обучающийся — программа поведения — объективная информация по каналам обработки связи — коррекция её в зависимости от реального характера реакций организма и эффективности поведения занимающегося. Педагог получает информацию об интегральной подготовленности, анализирует её, составляет программу практических занятий и вносит в них различные коррективы.

Для получения комплексной оценки интегральной подготовленности с учётом параметров физического развития, физической подготовленности, сердечнососудистой и других систем организма, оценки в целом физического состояния и всего организма необходимо как минимум определение самих показателей, которые в той или иной оценочной системе имеют определённое значение и которые, как правило, обязательно должны определяться при обследовании обучающихся, с применением данных: физического развития, сердечнососудистой системы, физической подготовленности.

Определение и оценка жировой и активной массы тела.

Для оценки жировой массы тела (ЖМТ) используется известный метод измерения окружностей по формуле:

У юношей ЖМТ=0,74хОЖ–1,249хОШ+0,585

У девушек ЖМТ=1,051хОБ–1,522хОП–0,879хОШ+0,320хОЖ+0,597хОбд+0,707

где ОБ — окружность бицепса при согнутой руке; ОП — окружность плеча; ОЖ — окружность живота; ОШ — окружность шеи; ОБд — окружность бедра.

Обследование студентов Ташкентского электротехнического института связи (ТЭИС) выявило, что у юношей в 18 лет — 9,7 %; 19 лет — 10,3 %; 20–24 года — 12,2 %. [2].

Активная масса тела (АМТ) определяется по формуле:

АМТ=0,514хР-0,007хОБ-4,967

где Р — рост стоя (см); ОБ — окружность бицепса при согнутой руке.

АМТ у студентов ТЭИС равнялось в среднем 44 кг.

Оценка жировой массы тела с использованием индекса массы тела (ИМТ).

ИМТ =

ИМТ –18 — недостаточная масса тела;

19–20 — показатель стройности;

21–25 — норма;

> 26 — избыток массы (ожирение).

Интересно отметить суждение авторов [3].

ИМТ — 22,30 — сочетается с наименьшей смертностью;

 16,8 — наименьшее предрасположение к сердечнососудистым заболеваниям;

 25 — наименьшее заболеваемость раком.

Таблица 1

Зависимости развития гипертонии, ишемической болезни сердца и сахарного диабета от объёма талии

Пол

Норма

Повышенный риск

Высокий риск

Мужчины

Меньше-94 см

94–101 см

Больше-102 см

Женщины

Меньше-80 см

80–87 см

Больше-88 см

 

Поэтому необходимо проводить регулярный контроль содержания жировой ткани в организме, который поможет определить эффективность любой диеты, тренажёра, оздоровительной программы, избежать отклонений, связанных с нарушениями обмена веществ, процессами старения, развитием мышечной ткани жировой (таблица 1). Таблица 2, приведённая ниже, иллюстрирует благоприятный диапазон процентного содержания жировой ткани в организме мужчин и женщин до и после 30 лет. Эти цифры получили широкое признание как идеальные значения. Однако, значения несколько выше или ниже приведённых в таблице 2, также могут представлять разумный уровень содержания жировой ткани и соответствовать индивидуальным особенностям человека.

Таблица 2

Благоприятный диапазон процентного содержания жировой ткани в организме мужчин и женщин до и после 30 лет.

Пол

До 30 лет

После 30 лет

Мужчины

14 %-20 %

17 %-23 %

Женщины

17 %-24 %

20 %-27 %

 

Определение и оценка сердечнососудистой системы.

Реакция сердечнососудистой системы на наклоны туловища (бельгийский тест) [3]

1.      Сосчитать пульс сидя, в спокойном состоянии за 10 сек (ЧСС).

2.      В течении 1,5 мин сделать 20 наклонов вниз с опусканием рук.

3.      Повторно сосчитать пульс за 10 сек сразу после выполнения наклонов (ЧСС2)

4.      Сосчитать пульс за 10 сек, через 1 мин после выполнения наклонов (ЧСС3)

5.      Рассчитать показатель реакции (ПР2) сердечнососудистой системы на физическую нагрузку:

6.      ПР1=  

ПР2

Оценка

0–0,3

Сердце в прекрасном состоянии

0,31–0,6

Сердце в хорошем состоянии

0,61–0,9

Сердце в среднем состоянии

0,91–1,2

Сердце в посредственном состоянии

> 1,2

Следует срочно обратиться к врачу

 

Специалистами [1, 4] проведено исследование функции сердечнососудистой системы студенток I курса Ташкентского педагогического университета выявлено, что у студенток сердце в хорошем состоянии (ПР 0,31–0,6), в связи с этим возможно использовать технологию физического воспитания носящая развивающий характер.

Н. И. Аринчин (1991) на основании исследований определил возможность контроля за эффективностью кровообращения расчётными методами с помощью формулы:

Икф =

Где ИКф — фактический индекс кровообращения

ДД — диастолическое давление

ПД — пульсовое давление

ЧП — частота пульса

М — масса тела [1]

В возрасте 19–24 года ИКф должен быть73мл/кг/мин

Исследования проведённые [2] у студентов I курса Ташкентского электротехнического института связи определили индекс кровообращения — 84мл/кг/мин. Это сердечный тон саморегуляции, а у обучающихся II и III курсов выявлен сосудистый тон саморегуляции, что грозит переходом его в сосудистую патологическую форму гипертонической болезни.

Оценка физической подготовленности.

Физическая подготовка — это вид спортивной подготовки, который направлен на преимущественное развитие двигательных качеств студента: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, а также на укрепление здоровья, важнейших органов и систем организма, совершенствование их функций.

Основной задачей физического воспитания студентов является формирование здоровых, физически развитых будущих специалистов, владеющих необходимым объёмом специальных знаний и прочными навыками. Одной из характеристик результатов физического воспитания является физическая подготовленность, определяющаяся с помощью тестов.

Главная задача контроля физической подготовленности — выявить и сопоставить соотношение педагогически направленных воздействий и их эффекта, оценивать соответствие показателей запланированных результатов, давать тон самым основным для принятия необходимых решений.

Основная цель контроля физической подготовленности студентов — проверка полученной необходимой информации и сравнение динамики функциональных сдвигов. Для чего необходимо использование тестов в соответствие с модульной системой обучения. В таблице приводятся нормы физической подготовленности обучающихся на I и II курсах Ташкентского университета информационных технологий в общеобразовательном процессе по физическому воспитанию.

В заключение следует отметить, что комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются группами параметров:

1)        показатели физического развития;

2)        показатели сердечнососудистой системы;

3)        данные физической подготовленности.

Управление учебно-воспитательным процессом по физическому воспитанию студентов должно строится на основе оценок об интегральной подготовленности с учётом физического состояние одним из перспективных направлений повышения эффективности системы оздоровления обучающихся.

Оценочная таблица нормативов

Осенний семестр

I модуль 1–8 недели (I-III семестры)

Юноши

Нормативы

Баллы

1

I модуль (1–8 недели)

5

4

3

2

1

2

Прыжки в длину, см

240

230

220

210

200

3

Челночный бег 10х10 м, сек

24″

24,5″

25″

25,5″

26″

4

В висе на перекладине поднимание ног, к-во

15

12

9

6

3

5

Кросс 1000м, мин, сек

3′15″

3′25″

3′35″

3′45″

3′55″

 

 

 

 

 

 

 

Девушки

 

5

4

3

2

1

1

Прыжки в длину с места, см

190

180

170

160

150

2

Челночный бег 4х10м, сек

10,0″

10,5″

11″

11,5″

12″

3

В висе на перекладине поднимание ног — 900

15

12

9

6

3

4

Кросс 500м, сек

1′55″

2′07″

2′15″

2′25″

2′35″

 

 

 

 

 

 

 

 

II модуль 9–17 недели юноши

Баллы

нормативы

5

4

3

2

1

1

Подъём переворотом на перекладине, к-во

12

9

6

3

1

2

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, кол-во

70

65

60

55

50

3

Толчок одной рукой гири весом 16 кг, кол-во

8,6

7,1–8,5

6,1–7,4

4,6–6

3–4,5

4

Проба Руфье

0–5

5,1–10

10,1–15

15,1–20

20

 

Весенний семестр I модуль (23–30 недели)

Баллы

Юноши

5

4

3

2

1

1

Наклоны туловища из положения лёжа, к-во

60

55

50

45

40

2

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, к-во

17

14

11

8

5

3

Приседания на одной ноге, к-во

12

10

8

6

4

4

Кросс 3000м, мин, сек

11′30″

12′20″

12′50″

13′20″

13′50″

 

 

 

 

 

 

 

 

Девушки

5

4

3

2

1

1

Наклоны туловища из положения лёжа, к-во

60

55

50

45

40

2

Приседание за 30″, к-во

33

31

29

27

25

3

Приседание на одной ноге с опорой о стену, к-во

12

10

8

6

4

4

Кросс 1000м, мин, сек

5,0′

5′,20″

5′,40″

6,0′

6,′20″

 

 

 

 

 

 

 

 

II-модуль (31–40 недели)

 

 

 

 

 

 

Юноши

5

4

3

2

1

1

Бег 100м

13,′1″

13,5″

13,8″

14,1″

14,4″

2

Подтягивание на перекладине, к-во

15

13

11

9

7

3

Выход силой, к-во

8

6

4

2

1

4

Челночный бег, 4х100м, мм, сек

1′10″

1′12″

1′14″

1′16″

1′18″

 

 

 

 

 

 

 

 

Девушки

5

4

3

2

1

1

Бег 100м, сек

16,0″

16,4″

16,8″

17,02″

17,6″

2

Подтягивание на низкой перекладине, к-во

18

15

12

10

8

3

Прыжки со скакалкой в течении 60 сек, к-во

140

130

120

110

100

4

Челночный бег 4х30м, сек

25″

26″

27,0″

28″

29″

 

Литература:

 

1.         Аринчин Н. И. Гомокибернетика на каждый день.// Журнал «Твоё здоровье». -1991. –№ 2. –С.13–14

2.         Кошбахтиев И. А. Валеология студенческой молодёжи: учебное пособие. Ташкент. 2000. -146с.

3.         Масияуссене О. В., Муравянникова Ж. Г. Валеология: учебн. пособие. –Ростов Н/Д.: Феникс. 2008. -251 с.

4.         Эрдонов О. Л., Фарафонтова О. А. Функциональные показатели сердечно-сосудистой системы студенток гуманитарных вузов./ Межвузовский сборник научных работ с материалами трудов участников 4оймеждународной телеконференции «Фундаментальные науки и практика». Томск. 2011. Т.3. –С.32.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle