Библиографическое описание:

Чернышева С. А. Роль проектных методов в формировании художественно-творческой компетенции у студентов педагогического колледжа // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 674-676.

В статье дается определение метода проектов, приводится краткая историческая справка и современный взгляд на эту методику; дается определение художественно-творческой компетенции, обосновывается необходимость формирования художественно-творческой компетенции у студентов педагогического колледжа, приводится проект программы-проекта по курсу «Технология».

Ключевые слова: метод проектов, художественно-творческая компетенция, педагогический колледж, технология художественной обработки материалов, требования к программе развития художественно-творческой компетенции.

 

Известно, что образование испытывает влияние интегральных политических, экономических, социальных, культурных и научно-технических факторов, проявляющих себя в виде таких тенденций, как глобализация, открытость и неопределенность [7, с. 7–11]. В этих условиях усложнился социальный заказ образовательным учреждениям — необходимо готовить не просто самостоятельно мыслящих специалистов высокого уровня, но специалистов, готовых к инновациям, совместной деятельности, сотрудничеству, работе в быстро меняющихся, нестабильных условиях с проявлениями инициативы и творчества. В современной педагогике остро стоит вопрос воспитания творчески мыслящих специалистов. Действительно, как пишет В. С. Ротенберг: «Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель сам должен очень много придумывать, открывать, изобретать» [6, с.53].

Одним из путей решения этой проблемы является внедрение в учебный процесс новых педагогических технологий при сохранении традиционного основного учебного материала, который, при применении новой креативной дидактики, становится средством достижения созидательной цели, а не самой целью. Одним из таких решений является использование в обучении студентов метода проектов.

В словаре по образованию и педагогике дается следующее определение: «метод проектов — форма организации обучения, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов, разработанных совместно с учителем и учащимися в процессе обучения, с учетом окружающей реальности и интересов детей [5, с. 80]

Метод проектов — достаточно старый метод в педагогике. Отдельные элементы этого метода можно обнаружить у Ж.-Ж. Руссо. Он искал: «средства, чтоб сблизить всю массу уроков, рассеянных в стольких книгах, свести их к одной общей цели, которую легко было бы видеть, интересно проследить» [2, с. 261].

Изучим дальнейшую историю метода проектов: «Метод проектов возник во второй половине XIX в. в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесён в общеобразовательную школу. В основе метода проектов — концепция прагматистской педагогики, провозгласившей «обучение посредством делания» (Д. Дьюи). Подробное освещение метод проекта получил в работах У. Х. Килпатрика, Э. Коллингса (США).В 20-х гг. проектов. стал частично применяться в практике отечественных школ — сначала опытных, затем и в некоторых массовых. Его сторонники (В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина и др.) провозгласили его единственным средством преобразования школы учёбы в школу жизни, где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся. Были разработаны (1929–30) комплексно-проектные программы, в которых учебные предметы отрицались, систематическое усвоение знаний под руководством учителя подменялось работой по выполнению заданий-проектов, в том числе таких, как «Поможем ликвидировать неграмотность» и пр. Универсализация метода проектов была осуждена в Постановлении ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» (1931) и в дальнейшем в практике отечественной школы метод проектов не применялся» [4, с. 140–141].

В конце XX века метод проектов был реабилитирован, пересмотрен, и вновь стал использоваться в образовании. Современные исследователи считают, что: «Достижение созидательной цели в любой продуктивной деятельности (в том числе и в обучении), в сущности, является решением какой-либо проблемы, задачи, замысла (в общем — проекта) и осуществляется в процессе и по законам проектирования [3, с.198].

Теоретическими вопросами организации проектной деятельности занимались такие современные исследователи, как С. И. Горлицкая, В. В. Гузеев, И. А. Зимняя, А. П. Зольников, Г. Л. Ильин, Е. Н. Киселёва, Р. Курбатов, Н. Н. Курова, И. Ю. Малкова, Н. В. Матяш, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, И. Д. Чечель и др. Вопросами проведения исследований на уроках и во внеурочное время занимались А. Л. Нестернко, Н. Н. Тулькибаева, Н. В. Уварина, Н. М. Яковлева и др.

В частности, Г. Н. Ильин считает, что проективное творческое мышление представляет собой научное мышление на стадии возникновения, зарождения новых идей, и настоящей целью проективного образования является развитие проективного научного мышления как особого отношения к миру. Проект как центральное понятие при данном подходе — это замысел решения проблемы, имеющей жизненно важное значение, а его характерную особенность составляет новизна, то есть отличие от уже существующих решений и проектов [1].

При этом принципиально важными чертами проективного образования являются личностный характер проектирования, смешение акцентов в ценностях и целях, содержании образования и формах его усвоения и приумножения, взаимоотношения обучающихся и обучаемых, их позиции по отношению к научным знаниям и друг другу. Основной ценностью становится овладение каждым способом приобретения существующих и порождения новых знаний [3, с.31].

Одна из современных развивающихся ветвей педагогики — креативная педагогика [3] в целом основывается на концептуальном проектировании, как одном из способов решения какой-либо задачи, в том числе образовательной. Это направление целенаправленно осуществляет переход от репродуктивной деятельности к творческой (на примере технологии профессионального обучения студентов технических специальностей).

Необходимость разработки подобной программы для будущих педагогов очевидна. На данном этапе развития общества назрела необходимость в творческом характере профессионального педагогического образования. Как пишет Н. В. Уварина: «Образовать человека — значит помочь ему стать индивидуальностью, научить творчеству. Чтобы обрести себя, индивидууму нужно выбрать и выстроить собственный мир ценностей, войти в мир знаний, овладеть творческими способами решения научных и жизненных проблем.».. [8, с. 93]. С этой точки зрения, формирование художественно-творческой компетенции у студентов педагогического колледжа является современным и необходимым.

Определим художественно-творческую компетенцию как интегративную компетенцию, лежащую на стыке творческих и профессиональных компетенций и представляющую собой комплексную характеристику личности педагога, отражающую его способность решать художественные задачи на творческом уровне и готовность обучать этому учеников [9, с. 210].

Педагогическими условиями, способствующими успешному формированию художественно-творческой компетенции мы считаем следующие: диагностика вида творческих способностей студентов и коррекция формирования художественно-творческой компетенции на всем периоде обучения; обогащение содержания предмета заданиями открытого типа и проблемными задачами, а также опытом создания индивидуальных и коллективных творческих проектов и проектов исследовательского типа (по технологии ТРИЗ); включение студентов в методическую, выставочную и оформительскую деятельность в стенах колледжа и в рамках городских мероприятий; предоставление студентам самостоятельности в выборе уровня сложности заданий; включение студентов в процесс самодиагностики, самооценки проектов, экспертной оценки проектов.

С нашей точки зрения для реализации данных педагогических условий необходимо, чтобы разработанная педагогическая программа отвечала нескольким требованиям:

1.         Глобальность — вся программа должна быть одним большим проектом, рассчитанным на 1 год обучения и включающим в себя все мелкие проекты промежуточного характера и все темы, необходимые для изучения в рамках предмета «Технология»;

2.         Самостоятельность — в разработке программы и корректировке целей должны участвовать все студенты, обучающиеся в группе; кроме этого корректирующие и контролирующие функции тоже должны быть возложены на самих студентов, в том числе и самооценка проекта;

3.         Интеграция — проект должен максимально задействовать межпредметные связи;

4.         Идейность — проект должен декларировать и практически осуществлять какую-либо гуманную идею;

5.         Открытость — результаты проекта должны иметь выход на городские и региональные площадки.

В настоящее время нами разрабатывается дизайнерский проект «ЭКОТЕАТР», который соответствует данным условиям и представляет собой вариативную программу обучения технологии для студентов педагогического колледжа. Проект представляет собой спектакль на экологическую тему, сценарий, костюмы и декорации к которому разрабатываются в течение учебного года с опорой на темы, изучаемые на уроках технологии. Идейность данного проекта и его новизна заключается в приоритетном использовании вторичных материалов для создания творческих продуктов — экологичный театр использует преимущественно бросовые материалы, например, старые газеты, журналы, книги, бутылки, пластик, полиэтилен и т. д.

Мы планируем следующие результаты реализации программы: формирование художественно-творческой компетенции студентов посредством создания глобального коллективного проекта, самостоятельно разработанного на всем протяжении обучения; определение и развитие индивидуальных творческих способностей каждого студента, участвующего в проекте; выявление стратегии преподавания технологии для формирования художественно-творческой компетенции; разработка модели формирования данного вида компетенции; апробация педагогических условий успешного формирования художественно-творческой компетенции у студентов педагогического колледжа на уроках технологии; создание программы «ЭКОТЕАТР» и методического комплекса на основе этой программы.

 

Литература:

 

1.         Ильин, Г. Л. Проективное образование и реформация науки/Г. Л. Ильин — Москва. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.- 216 с.

2.         Коменский, Я. А., Локк, Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие /Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. — М.: Педагогика. — 1989. — 416 с.

3.         Креативная педагогика. Методология, теория, практика /под.ред.д.т.н., проф. В. В. Попова, акад.РАОЮ. Г. Круглова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. –319 с.

4.         Педагогический энциклопедический словарь/под ред Б. М. Бим-Бад. — М.: Большая рос.энцикл. — 2002. — 528с.

5.         Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике/В. М. Полонский. — М.: Высш.шк. — 2004. — 511с.

6.         Ротенберг, В.С., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье [текст]: Кн.для учителя/В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко.‒М.:Просвещение, 1989.‒239 с.

7.         Современные образовательные технологии [текст]: учебное пособие/коллектив авторов; под.ред. Н. В. Бордовской. — М.:КНОРУС, 2011. — 432с.

8.         Уварина, Н. В. Актуализация творческого потенциала младших школьников в образовательном процессе [текст]: монография / Н. В. Уварина.– Челябинск: Взгляд, 2007. — 296 с.

9.         Чернышева, С. А. Фундаментальная и прикладная наука [текст]: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы за 2012/2013 уч.год/под науч.ред.М. В. Потаповой. — Челябинск: Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та, 2014. — 248 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle