Библиографическое описание:

Степанов П. А. Слияния и поглощения в банковской сфере: цели и мотивы // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 449-451.

 

Слияния и поглощения совершаются в рамках общей корпоративной стратегии банков и, соответственно, являются одним из способов достижения определенной стратегической цели: увеличения рыночной стоимости (капитализации), укрепления позиций на рынке и др. Процессы реорганизации позволяют повысить капитализацию и конкурентоспособность банков, улучшить качество предоставляемых финансовых услуг, расширить клиентскую базу, минимизировать финансовые риски.

Ключевые слова: слияния, поглощения, синергетический эффект, операционные синергии, финансовые синергии.

 

Современная экономика постоянно развивается, вследствие чего многие банки сталкиваются с необходимостью что-то менять в своем бизнесе, искать новые пути для развития, чтобы подстроиться под изменения. Наиболее распространенными путями реорганизации бизнеса являются сделки по слиянию и поглощению.

Принимая решения о реорганизации банка, собственники руководствуются разными целями и мотивами. Если рассмотреть сделку о слиянии или поглощении с позиции банка-покупателя и с позиции банка-продавца, то их цели и мотивы могут различаться. Но, несмотря на расхождение, в основе сделки лежит желание сократить издержки и увеличить прибыль.

В результате слияния коммерческий банк получает выгоду от сокращения всевозможных затрат, например маркетинговых и административных. А так же слияние позволяет занять большую долю рынка, с меньшими убытками, чем через другие формы увеличения присутствия на рынке. Вследствие сделки повышается конкурентоспособность банка.

К целям проведения слияния или поглощения банков относятся:

-        обеспечение преимущества на рынке капитала, в связи с чем появится возможность оптимального использования капитала внутри банка. Как правило, крупные банки являются гарантом стабильности, что позволяет получать более высокий кредитный рейтинг и привлекать крупных клиентов;

-        расширение рынка сбыта или сохранение доли на рынке;

-        диверсификация бизнеса — снижает общую рискованность операций и гарантирует средний объем поступлений. Диверсификация помогает стабилизировать поток доходов, что выгодно для работников банка, так и для клиентов (через расширение ассортимента товаров и услуг). [5, с.34] Риски банка образованного за счет слияния или поглощения, значительно снижаются. Так же некоторые банки не ограничиваются предоставлением банковских услуг, а расширяют свою сферу деятельности путем универсализации услуг. Например, взаимопроникновение страхового и банковского капитала. В основном диверсификация применяется в том случае, когда у банка есть свободные денежные средства, и он может их инвестировать в слияние или поглощение для извлечения дополнительной выгоды.

-        обеспечение прироста клиентской базы, сопровождаемого ростом лояльности клиентов к бренду банка, что в целом позволит увеличить долю рынка;

-        достижение финансовых показателей в области роста объемов продаж, стимулировании прибыли, увеличении рентабельности вложенного капитала.

Побудительными мотивами сделок слияния и присоединения могут служить:

1.       Внешние факторы — изменения в общей экономической и политической ситуации, государственном регулировании, состоянии конкретной отрасли и конкурентной среды банка.

К внешним факторам относятся:

-        мотив монополии. Применим при слияниях горизонтального типа. Целью мотива является достижение или усиление монопольного положения на рынке. Подразумевается, что после сделки могут повыситься цены на услуги банка (ставки кредитования, банковские тарифы);

2.       Внутренние факторы — все, что непосредственно связано с деятельностью банка, ее результатами, снижением издержек, ростом объемов продаж и увеличением производственных мощностей. [1, с.19]

К внутренним мотивам относятся:

-        личные мотивы менеджеров — отражают поиск капитала для расширения бизнеса или наоборот желание уйти из бизнеса, «пристроив» его в хорошие руки. Как правило, возникает агентский конфликт между менеджерами и акционерами, в том случае, когда управляющий имеет менее 100 % акции. Данная ситуация может привести к принятию неправильного решения. Так же банк собирающийся поглотить другой банк, может предложить вознаграждение менеджеру для содействия в принятии решения. Все же при принятии решения о сделке следует учитывать экономическую целесообразность, а не амбиции менеджеров;

-        мотив «Устранения неэффективности управления». Подразумевает распространение качественного менеджмента на поглощаемый банк и привнесение более совершенных технологий управления, способных стать важным фактором объединенной структуры. Как правило, объектами поглощения становятся банки с низкой рентабельностью.

-        мотив «Разница в рыночной цене компании и стоимости ее замещения». Купить действующий банк проще, чем создавать новый. Это целесообразно тогда, когда рыночная оценка имущественного комплекса целевой компании — мишени значительно меньше стоимости замены ее активов.

Российские банки расширяют свою деятельность за счет сделок с региональными банками, тем самым расширяя территорию присутствия и завоевывая лидирующую позицию в секторе, избегая лишних затрат и выходя на новый рынок. Расширение регионов присутствия было основной целью в процессе интеграции и присоединения банков 2000-х гг. К таким покупкам можно отнести приобретение ООО «Холдинг Финансресурс», ОАО «Сибрегионбанк» (г. Иркутск) и ОАО «АКБ Автогазбанк» (г. Нижний Новгород) и их последующее присоединение в 2004г. к банку «Ингосстрах-Союз».

Современная теория финансов предполагает, что слияния и поглощения, как и другие инвестиционные решения, нацелены на рост чистой текущей стоимости и повышение богатства или рыночной цены акций для акционеров приобретающего банка (фирмы).

Одним из наиболее главных мотивов объединения ресурсов банка является достижение синергетического эффекта, выражающегося в более быстром росте нового банка и улучшении ее финансовых показателей, превышающих возможности банка до слияния и присоединения. [1, с.19]

Данный эффект описан в теории синергии, или теории повышения добавленной экономической стоимости компании. Теория была сформулирована в работе Бредли, Десаи и Кима в 1983 году. Суть теории заключается в том, что возникающая при слиянии новая компания может использовать широкий спектр преимуществ (синергий), которые возникают вследствие объединения ресурсов этих корпораций. Например, если банк А принимает решение о приобретении банка Б и в результате слияния появляется новый банк С (превосходящая объемом своих активов каждый из сливающихся банков по отдельности и активы которой являются комбинацией активов банков А и Б), то при прочих равных условиях можно говорить о синергетическом эффекте, который может получить банк С. [2, с.74]

Таким образом эффект можно разбить на несколько составляющих:

-        экономия масштаба;

-        укрепление рыночных позиций;

-        объединение ресурсов;

-        снижение транзакционных издержек;

-        повышение эффективности НИОКР. [4, с.126]

Все синергетические эффекты можно разделить на два типа: операционные синергии и финансовые синергии.

Операционные синергии возникают в результате воздействия следующих факторов:

1.      Экономия операционных издержек (эффект агломерации), данная экономия обусловлена масштабами деятельности банка. После слияния банк сокращает административные, маркетинговые расходы и др.

Операционные издержки не единственное, что положительно сказывается на банке. При слиянии сотрудники могут повысить квалификационные знания, произойдет централизация бухгалтерского учета, менеджмента, финансового контроля.

2.      Увеличение размеров рыночной ниши банка (гипотеза увеличения монополистической мощи корпорации). При захвате большей доли рынка, банк ограничивает конкуренцию в захваченном сегменте, что отрицательно сказывается на банках меньшего размера. В различных странах борются со слияниями, которые пагубно влияют на конкуренцию.

Ко второму типу синергетических эффектов относят финансовые синергии, которые возникают в результате воздействия следующих факторов:

-        создание налоговых щитов (уход от налогообложения). Слияние можно рассмотреть как способ ухода от налогообложения, что тоже является одним из факторов стимулирующих сделки слияния. Например, кредитные организации могут принять решение о слиянии, если одна из них обладает значительными налоговыми льготами, а операции другой облагаются по обычным ставкам. Тогда, если после проведения слияния этих кредитных организаций налоговые льготы распространяются на новую кредитную организацию, то это выгодно как для первого, так и для второго участника сделки. Возможна также ситуация, когда при слиянии банков снижается их балансовая прибыль, что дает возможность снижения налогового бремени. [5, с.39] Но все зависит от того, какой будет признана данная сделка подлежащей налогообложению или нет. Например, если налоговые органы будут рассматривать акционеров приобретаемого банка, как лиц обменивающих старые акции на новые акции объединенной структуры, то ни увеличение капитала, ни его убыток не будут учтены. И наоборот, если акционеры приобретаемого банка будут выступать в качестве продавцов акций, то придется заплатить налог на увеличенный капитал.

Но недостаточно определиться с целью, и ждать эффекта синергии при том, что портфель услуг и продуктов поглощаемого банка будет эффективно дополнять уже существующее предложение. Важно оценить стоимость и продолжительность наработки таких компетенций, учитывая все сопутствующие показатели (возможность роста просроченной задолженности, необходимое время на развитие технологий). В итоге стоит установить предельную стоимость, при повышении которой банку нет смысла участвовать в сделке и определить какие преимущества от сделки критически необходимы. [3, с. 40] Стоит трезво оценивать возможные эффекты и конкурентную среду от сделки.

В итоге, все мотивы можно разделить на те с помощью которых: можно добиться эффекта синергии и не возможно достичь данного эффекта. Наиболее распространенной целью при сделках слияния или присоединения является увеличение капитала, а, следовательно, и стабильное положение на рынке, расширение регионов присутствия и, как правило, получение клиентской базы.

 

Литература:

 

1.      Богатова Е. Р. Что такое M&A? / Е. Р. Богатова // В курсе правового дела. — 2011. — № 14. — C.19

2.      Рудык Н. Б. Рынок корпоративного контроля: слияния, жесткие поглощения и выкупы долговым финансированием / Н. Б. Рудык — М.: Финансы и статистика, 2000. — 456 с.

3.      Тульчинский С. Э. Слияния и поглощения. Важные предпосылки успешной интеграции/ С. Э. Тульчинский // Управление в кредитной организации.- 2009. № 2.- C.40–43

4.      Эванс Ф. Ч. Оценка компаний при слияниях и поглощениях. Создание стоимости в частных компаниях/ Ф. Ч. Эванс — М.: Альпина Паблишер, 2009–336 с.

5.      Эскиндаров М. А. Теория слияний и поглощений (в схемах и таблицах): учебное пособие / М. А. Эскиндаров, И. Ю. Беляева, А. Ю. Жданов, М. М. Пухова. — М.: КНОРУС, 2013. — 232 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle