Библиографическое описание:

Исаева Е. В. Компетентностно-ориентированные оценочные средства диагностики индивидуальных образовательных прогрессов обучающихся по дисциплинам математического и естественнонаучного цикла // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 564-566.

В 2012 году, на основании Правил разработки и утверждении федеральных государственных образовательных стандартов, разработанных в 2009 году, были утверждены государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования. Настоящие стандарты обязывают образовательные учреждения при разработке методического обеспечения дисциплин внедрять при освоении программы обучения компетентностно-ориентированные задания [1].

Компетентностный подход в обучении нашли отражение в работах Э. Ф. Зеера, И. П. Смирнова, Л. Д. Федотовой и многих других отечественных педагогов. Формированию фондов компетентностно-ориентированных оценочных средств в профессиональном образовании, посвящены статьи Г. В. Айзенштата, Т. Ю. Ляховой и других.

Реализация компетентностно-ориентированного подхода в обучении требует выделить условия, при которых возможно достигнуть эффективности в освоении общих и профессиональных компетенций:

-          системность;

-          выявление уровня освоения;

-          активизация учебного процесса;

-          особенности получаемой специальности.

Остановимся более подробно на создании условий для эффективности освоения общих и профессиональных компетенций. Системность предполагает сотрудничество, создание заданий включающих в себя межпредметные связи и разработку профессионально-ориентированных заданий с первых шагов обучения. Выявление уровня освоения включает в себя, в отличие от традиционного метода, не только выявление уровня знаний и умений, но и освоения компетенций. Активизация учебного процесса происходит за счет внедрение в процесс изучения дисциплины активных и интерактивных форм занятий. Профессионально-ориентированные задания позволяют формировать будущего специалиста, начиная с первого курса. Последние исследования этой проблемы, независимо от того обратимся к исследованиям в области среднего специального образования или высшего специального образования, выделяют три уровня профессиональной подготовки, которые можно обобщить следующим образом: адаптацию, самоорганизацию, самореализацию [2].

Внедрение ситуативных задач, кейс-задач, как нельзя лучше отвечают всем выше изложенным требованиям. В статье Липатниковой И. Г. и Косикова А. В. предложена классификация задач-ситуаций по следующим видам:

-          задачи-ситуации на прогнозирование (направлены на развитие познавательного интереса, внутренней мотивации, поиск и отбор информации, создание прогноза на решение проблемы);

-          задачи — ситуации на планирование (направлены на создание прогноза, плана исследования и его осуществления, куда входят поиск, обработка и осмысление информации, самоконтроль, формулировка выводов и результатов, проверка из соответствия поставленной цели);

-          задачи ситуации на создание проекта (направлены на прогнозирование, планирование и осуществление индивидуального проекта, поиск альтернативных путей решения проблемы, обозначение перспектив и представление результата).

Если обобщить и дифференцировать с уровнями профессиональной подготовки получим схему, отражающую общую структуру профессионально-ориентированных задач. Такой подход к созданию профессионально-ориентированных заданий позволяет определить правильность выбора профессии и развить стремление к непрерывному профессиональному образованию в выбранной области.

Рис. 1. Общая структура профессионально-ориентированных задач

 

Дальнейшее структурирование задач позволяет выявить три уровня освоения общими и профессиональными компетенциями: базовый, средний и высокий. Уровни освоения прописываются в общей таблице: «Основные показатели уровней сформированности общих компетенций». Но здесь возникает вопрос: «Как замерить компетентностный уровень при решении определенной ситуационной задачи?» Использование конструктора задач Л. С. Илюшина позволяет при формулировании задачи составить вопросы, отражающие определенный уровень освоения компетенций.

Пример компетентностно-ориентированной задачи для дисциплины «Математика».

Экономическому отделу гипермаркета «Наш» поставлена задача найти уровни закупки молока для реализации при котором прибыль будет увеличиваться. Экономист определил функцию продаж (стоимость закупки, транспортные расходы, расходы на реализацию и хранение: C(Q)=Q3–9Q2+27Q +13, где Q –количество молока в тоннах, С — стоимость в тысячах рублей за тонну. Цена, установленная экономическим отделом гипермаркета «Наш», составляет 12 рублей за литр или 12 000 рублей за тонну. Прежде всего, была найдена функция прибыли P(Q). Прибыль, тогда вычисляется по формуле: P(Q)=R(Q)-C(Q), где R(Q)= 17Q.

Оцениваются компетенции:

-          ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

-          ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Профессиональная ориентация заключается в использовании понятия производной для решения прикладных задач. Данная задача является итоговой в оценивании уровня освоения ОК 2.

Базовый уровень ОК 2:

-          ОЗНАКОМЛЕНИЕ: составьте список математических и экономических понятий, встречающихся в тексте;

-          ПОНИМАНИЕ: обрисуйте в общих чертах шаги необходимые для расчета;

Средний уровень ОК 2:

-          ПРИМЕНЕНИЕ: предложите способ, позволяющий решить данную задачу

-          АНАЛИЗ: выявите принцип, лежащий в основе увеличения прибыли;

Высокий уровень ОК 2 и базовый уровень ОК 3:

-          СИНТЕЗ: напишите возможный (наиболее вероятный) вариант изменения границ продажи (закупки) молока;

-          ОЦЕНКА: ранжируйте изменение границ закупки молока и обоснуйте их увеличение или уменьшение.

Приведенная задача является ситуативной на планирование и прогнозирование с элементами проектирования.

Диагностика уровня освоения компетенций в форме тестирования осуществляется при решении тестов, разработанных на основе знаний, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности. Осуществляется выборка междисциплинарных понятий, терминов и терминологических сочетаний, заложенных во ФГОС к определенным видам профессиональной деятельности, которые интегрируются с требованиями к знаниям и умениям изучаемой дисциплины (ФГОС).

Например: УД ЕН.02 «Элементы математической логики»

Понятия, термины, терминологические сочетания УД: алгоритм (дерево решений, древо понятия, дерево целей), понятие, метод, теорема, теория, формула, предикат, двузначная система исчисления, квантор, допустимые значения, область определения, область значения, свойства, аксиома, множество, способы задания, дискретность, способы задания, дискретность, познание, оценка, теория, средства, факт, доказательство, аргумент, соответствие, классификация, правило, принципы, последовательность, исследование, признаки, спецификация, рациональность, прагматизм, эффективность, образец, выполнение, свойства, функциональные схемы, интенсивность, методы оценки, традиционные методы, рациональные методы, классификация, схема.

Сущность понятия «Множество»:

ТЗ1 Выберите верный вариант ответа из предложенных: «Множеством называется собрание, совокупность объектов, объединенных по какому-нибудь общему …»: а) цвету; б) признаку, свойству; в) функциональному свойству

Эталон ответа: б) признаку, свойству.

Освоение общих компетенций, связанных с информационными технологиями осуществляется за счет внеаудиторной работы, которая заключается в выполнении презентации, сообщения, реферата. Например для компетенции ОК 5:

Выполнение мини-проекта (сообщение или презентация) «Тетраэдр и параллелепипед в архитектуре» — задание для стартовой диагностики. Требования по уровням: базовый уровень — выполняет задание с применением ИКТ под руководством преподавателя: осуществляет поиск информации, редактирует и форматирует текст, используя программу MS Word; средний уровень — самостоятельно выполняет задание с применением ИКТ, осуществляет поиск информации, редактирует и форматирует текстовую информацию, используя программу MS Word, находит презентацию по теме; высокий уровень — самостоятельно выполняет задание с применением ИКТ, осуществляет поиск информации, редактирует и форматирует информацию, создает текстовую презентацию под руководством преподавателя, используя программу MS Word и PowerPoint.

Освоение компетенций, связанных с развитием общения успешно осуществляются за счет интерактивных занятий.

Еще один вид заданий, который позволяет развить и диагностировать уровень развития общих и профессиональных компетенций — решение кейс задачи. Кейс-задача значительно повышает уровень развития компетенций у студентов, т. к. требует подготовки не только преподавателя, но существенная часть осуществляется студентами.

Таким образом, можно обобщить вышесказанное: развитие и диагностирование уровня компетентностной подготовки специалиста, возможно, осуществлять за счет комплекса различных заданий: ситуационные задачи, кейс-задачи, тестирование, а также за счет проведения интерактивных занятий.

Диагностирование уровня освоения студентами дисциплины проходит в два этапа: текущий контроль и промежуточная аттестация. Текущий контроль, состоящий из перечисленных форм работ, позволяет эффективно оценивать уровень изучения дисциплины и достижений в освоении общих и профессиональных компетенций. Промежуточная аттестация состоит из экзамена или дифференцированного зачета. В разработанных пакетах КОС к экзамену и дифференцированному зачету прописаны условия допуска к экзамену или зачету и указаны компетенции, которые осваиваются в процессе изучения дисциплины. Включение профессионально-ориентированных задач в задания на экзамен иногда бывает проблематичным, так как задачи достаточно объемны и, чтобы выявить у студента высокий уровень освоения компетенций на подготовку ответа требуется больше времени, чем обычно. Решение этой проблемы и нахождение оптимального варианта для составления экзаменационных задач требует также дополнительной осознанной доработки.

 

Литература:

 

1.         Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст].

2.         Зеер Э. Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования [Текст] // Педагогическое образование в России. — 2012 — № 5.

3.         Липатникова И. Г., Косиков А. В. Развитие индивидуальной проектно-исследовательской деятельности обучающихся в учебном процессе по алгебре и началам анализа [Текст] // Педагогическое образование в России. — 2012 — № 5.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle