Библиографическое описание:

Вайцеховская С. С. Обоснование проекта организации перепелиной фермы // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 337-341.

Российский рынок продукции перепеловодства находится в стадии активного роста, обусловленного относительно короткой историей развития, низким уровнем потребления на душу населения при высоком нереализованном потенциале, а также благоприятной рыночной и экономической конъюнктурой. В настоящее время здесь представлено значительное количество игроков, у которых нет четко сформированной специализации по видам продукции — как правило, перепелиные птицефабрики производят и яйцо, и мясо, при этом рынок перепелиного мяса в настоящее время является по большей части производным от рынка перепелиного яйца и в целом несколько отстает от него в своем развитии.

Текущая емкость рынка перепелиного яйца в стране оценивается в 140–145 млн. шт. в год, а емкость рынка перепелиного мяса — около 600 тонн в год. Более половины объема продаж продукции перепеловодства приходятся на Москву и Санкт-Петербург, остальная часть реализуется в городах-миллионниках. На малые города и сельскую местность приходится менее 10 %. Несмотря на активный рост в течение последнего времени, текущий объем российского рынка продукции перепеловодства остается крайне небольшим по отношению к развитым странам. Так, при сопоставимой численности населения емкость рынка перепелиного яйца в России примерно в 20 раз ниже, чем в Японии.

К настоящему времени на рынке перепелиного яйца сформировались несколько целевых групп потребителей, характеризующихся различной мотивацией.

1.                  «Потребление по медицинским показаниям». Старейший сегмент, который за последнее время существенно вырос, так как перепелиное яйцо стало намного доступнее для широких слоев населения.

2.                  «Детское питание». Сегмент начал развиваться еще в 90-х на фоне многочисленных публикаций о полезности перепелиных яиц. Его быстрый рост в последние 3–4 года обусловлен увеличением доходов и экспансией сетевой розницы.

3.                  «Здоровое питание». В последние годы в России, по аналогии с развитыми западными странами, появилась мода на здоровый образ жизни, одним из элементов которого является здоровое питание.

4.                  «Продукт для среднего класса». Наиболее перспективный сегмент, развитие которого, в конечном счете, и будет определять дальнейший потенциал роста рынка. Мотивация потребления определяется совокупностью факторов, включая вкусовые предпочтения, высокое качество и полезность для здоровья.

По мнению специалистов, разведение перепелов является одной из перспективных отраслей отечественного птицеводства и ведения современного агробизнеса [3], что обусловлено особенностями отрасли.

1.    Высокая оборачиваемость и быстрая окупаемость вложенных средств. Перепелка достигает продуктивного возраста за 30–40 дней и за год приносит более 280 яиц. Поэтому начинающим предпринимателям опытные перепеловоды рекомендуют начинать с 500 голов: за год их количество увеличиться в десять раз, следовательно, ферму можно будет окупить уже через пару месяцев.

2.    Компактность производства. Как правило, перепелов держат в «батареях» из нескольких клеток, сделанных из металлической сетки. На площади 0,5 м2 можно держать 100 птиц, а на одном метре можно разместить батарею из шести клеток, в которую помещается до 280 перепелов.

3.    Простота ухода. Обслужить ферму на 500 птиц в состоянии один или два человека. Именно поэтому перепеловодство считается исключительно выгодным, как в условиях домашнего хозяйства, так и для коммерческого разведения.

4.                  Одна из особенностей перепелов — самая высокая среди сельскохозяйственных птиц температура тела, составляющая 42ºС, благодаря чему они не подвержены многим инфекционным заболеваниям, в частности, сальмонеллезом. Следовательно, перепелиные яйца, в отличие от куриных яиц, можно употреблять в сыром виде.

Мясо и яйца перепелов обладают лечебными свойствами и относятся к категории ценных диетических продуктов. Яйца перепелов по многим питательным веществам превосходят куриные и являются концентрированным биологическим набором необходимых человеку веществ. Они обладает антибактериальными, иммуномодулирующими, противоопухолевыми свойствами. Перепелиные яйца содержат множество микроэлементов и витаминов при полном отсутствии холестерина [6, 7].

В пяти перепелиных яйцах, по массе равных одному куриному, содержится в 5 раз больше калия, в 4,5 раза — железа, в 2,5 раза — витаминов B1 и В2. Значительно больше в яйцах перепелов витамина А, никотиновой кислоты, фосфора, меди, кобальта, лимитирующих и прочих аминокислот. У перепелов в яйце больше белка, чем у других выводковых птиц. Например, у кур в яйце подержится 55,8 % белка, у перепелов — 60 %. Также к числу ценных свойств яиц перепелок относится возможность их длительного хранения, при комнатной температуре они могут сохраняться до 1 месяца, в холодильнике — до 2 месяцев [6, 7].

Вторым видом продукции выращивания перепелов является мясо, которое обладает замечательным вкусом, относится к деликатесам, в обиходе называется «царской едой». Перепелиное мясо содержит 21–22 % белка и всего 2,5–4,0 % жира. По химическому составу и вкусовым качествам перепелиное мясо относят к диетической продукции. Оно содержит больше витаминов А, В1, В2, микроэлементов (железо, калий, кобальт, медь), чем курятина, свинина или говядина, а также имеет наиболее благоприятное соотношение незаменимых аминокислот (лизин, цистин, метионин, тирозин) [6, 7].

Главной целью разработки проекта организации перепелиной фермы является составление поэтапного плана ее создания и обоснование экономической эффективности функционирования [4, 5]. Реализация проекта предусматривает несколько этапов.

ЭТАП 1. Планирование поголовья. Выбор породы и приобретение стада.

Планируется приобретение японского перепела, отличающегося нетребовательностью к условиям содержания, качеству кормов и устойчивостью к близкородственному скрещиванию. Живая масса самцов 115–120 г, самок 138–150 г. Яйцекладка начинается в возрасте 30–40 дней, за год получают до 300 яиц массой 9–11 г, скорлупа — дымчато-серая с разноцветными крапинками. Японский (немой) перепел — самая популярная яйценосная порода. В настоящее время выведены специализированные породы японского перепела разного направления — яйценоские и бройлерные (мясные). Перепела бройлерного направления быстро достигают массы 200–250 г, тогда как масса птиц яйценосной формы редко бывает более 150–180 г. Планируется закупка 420 штук молодняка в возрасте 3–4 недели.

За 4 года реализации проекта планируется за счет собственного разведения и выращивания перепелят увеличить поголовье в 2 раза (табл. 1). Согласно технологии перепеловодства соотношение самок и самцов в структуре стада должно составлять 3:1.

Таблица 1

План поголовья перепелов, гол.

Показатели

1 год

2 год

3 год

4 год

Основное стадо

384

512

640

768

Родительское стадо

36

38

60

72

Всего

420

550

700

840

 в т. ч.: самки

315

413

525

630

 самцы

105

137

175

210

 

К сожалению, домашние перепелки потеряли инстинкт высиживания, поэтому в хозяйстве необходимо иметь инкубатор, определенное количество яиц (от курочек 2–10 месячного возраста), брудерные ящики для выращивания молодняка. Поскольку магазинные яйца не пригодны к инкубированию, а инкубационные яйца в специализированных хозяйствах стоят дорого (7–10 рублей за 1 яйцо), планируется использовать яйца собственного производства.

Инкубационный период у перепелок длится всего 17 дней (у кур — 21 день), после чего из 100 яиц вылупляется 80–90 птенцов, изз них может получиться примерно 70 % курочек и 30 % петушков или 50 % на 50 %. При соблюдении технологии выращивания и кормления через 1,5–2 месяца птенцов можно переводить в основное стадо и получать продукцию в виде яиц и мяса [1].

ЭТАП 2. Выбор помещения для выращивания перепелов и проведение строительно-ремонтных работ. Месторасположение перепелиной фермы большого значения не имеет, однако размеры помещений для разведения и содержания перепелов напрямую зависят от количества птиц и цели их выращивания [2].

С учетом планируемого поголовья перепелиная ферма состоит из нескольких помещений: птичник, где располагаются клеточные батареи для содержания основного и родительского стада, а также брудеры для выращивания молодняка перепелов; помещения для размещения инкубаторов; склад для производства и хранения кормов; цех убоя и переработки продукции; помещения для размещения холодильных камер; подсобные помещения.

ЭТАП 3. Приобретение, доставка и монтаж оборудования. В проекте планируется приобретение следующего оборудования:

1.                  Клеточная батарея для содержания основного стада (перепелок-несушек). Количество клеток в батарее — 4 шт. Количество птиц в каждой клетке — 32 перепелки. Вместимость клеточной батареи — 128 перепелок. С учетом ежегодного увеличения поголовья необходимо приобрести 6 клеточных батарей. Каждая клетка оснащена: яйцесборником; поилкой (ниппельной либо в виде пластиковой ванночки); кормушкой; сменным или съемным поддоном для помета. Каркас — оцинкованный профиль. Размеры (длина/ширина/высота) — 100 х 45 х 140 см [1].

2.    Клетка для содержания родительского стада. Количество птиц в каждой клетке — 40. Необходимо приобрести 2 клетки.

3.    Инкубатор БИ-2 «Несушка» предназначен для инкубации и вывода цыплят, утят, гусят, перепелов, индюшат, фазанов, голубей, попугаев, лебедей и прочих видов птиц домашнего подворья. В крышке инкубатора установлены обогреватели распределенного типа, которые имеют большую излучающую поверхность, за счет чего достигается хороший прогрев всего объема. Смотровые окна, встроенные в крышку инкубатора, позволяют контролировать состояние яиц без лишнего открытия [1].

4.                  Брудерный ящик предназначен для выращивания перепелят в возрасте 1–30 дней. Внутренний объем рассчитан на комфортное содержание 50 птенцов (при норме размещения 50 см2/гол.). Размер — 55х50х25 см. Необходимо приобрести 6 ящиков.

Наряду с перечисленным оборудованием планируется приобрести несколько дополнительных кормушек, поилок, инвентарь для работы и уборки птичника, инвентарь и оборудование для забоя и ощипа, инвентарь для сбора, сушки и фасовки помета и т. д.

ЭТАП 4. Подбор и наем персонала. Количество работников во многом зависит от масштабов производства. Перепелиную ферму с поголовьем 500–1000 перепелов в состоянии контролировать 1–2 работника.

ЭТАП 5. Сертификация продукции. Для реализации продукции в мелкие магазины, а также частным лицам достаточно иметь ветеринарные справки, но для того, чтобы обеспечить сбыт в крупные торговые сети, необходима более серьезная документальная база, подтверждающая качество продукции. В связи с этим планируется получение сертификатов соответствия и индивидуального штрих-кода на продукцию.

ЭТАП 6. Выбор технологии содержания. Планируется использовать традиционную технологию содержания и разведения перепелов.

ЭТАП 7. Разработка маркетинговой стратегии, которая включает в себя анализ рынка сбыта, оценку конкурентов, выбор каналов реализации, обоснование цен реализации на продукцию, мероприятия по продвижению продукции и т. д. [3].

В настоящее время продукция перепеловодства пользуется спросом, но все еще не столь активным, как того хотелось бы представителям перепелиного бизнеса, а значит приходится самостоятельно повышать интерес потребителя к своему продукту (устраивать акции в супермаркетах и гипермаркетах, участвовать в продовольственных ярмарках и выставках и пр.).

Большая часть перепелиных яиц продается на рынках и в супермаркетах. Поскольку оптовый рынок в данной отрасли еще не сформирован, то производители доставляют свою продукцию непосредственно в розничные точки. Срок хранения перепелиных яиц достаточно велик (при комнатной температуре — 30, в холодильнике — 60 суток), что должно привлекать оптовых торговцев. По той же причине становятся вполне достижимыми рынки не только в месте производства, но и близлежащих населенных пунктах. Еще одним каналом сбыта являются кафе и рестораны, которые охотно соглашаются на регулярные поставки, главным образом, мяса.

Что касается конкуренции в этом сегменте, то ее можно назвать условной. Птицефабрик в России не одна сотня, а перепелами занимаются единицы, и свою продукцию они поставляют только в крупные города. В перспективе дополнительными источниками заработка могут стать инкубационное яйцо, пищевое яйцо, птенцы, подрощенная птица, маринованное яйцо, тушки (охлажденные и замороженные), консервы, копченые перепела, клетки и инвентарь для клеток (кормушки, поилки и т. п.), помет, перо, консультационные услуги для начинающих.

Все запланированные этапы должны сопровождаться расчетом соответствующих первоначальных и ежегодных затрат. В данном проекте затраты до начала реализации проекта — составляют 230000 руб. (табл. 2).

Таблица 2

Структура первоначальных затрат

Наименование

Стоимость, руб.

Структура, %

Приобретение поголовья

42000

18,7

Выполнение строительно-ремонтных работ в помещении

50000

22,2

Приобретение оборудования

80000

33,3

Сертификация продукции

58000

25,8

Итого

230000

100,0

 

Ежегодные затраты проекта включают в себя десять статей (табл. 3).

Таблица 3

Производственные затраты проекта, руб.

Статья затрат

1 год

2 год

3 год

4 год

Оплата труда

225120,0

225120,0

225120,0

225120,0

Корм

75600,0

99000,0

126000,0

151200,0

Амортизационные отчисления

9590,3

9590,3

9590,3

9590,3

Водоснабжение

1000,0

1000,0

1000,0

1000,0

Электроэнергия

28350,0

28350,0

28350,0

28350,0

Отопление

4531,2

4531,2

4531,2

4531,2

Упаковка

15722,1

21645,0

27264,6

32112,0

Ветеринарное обслуживание

2000,0

2000,0

2000,0

2000,0

Продвижение продукции

10000,0

10000,0

10000,0

10000,0

Общехозяйственные расходы

5000,0

5000,0

5000,0

5000,0

Непредвиденные расходы

5000,0

5000,0

5000,0

5000,0

Итого

381913,6

411236,5

443856,1

473903,5

 

План объемов производства всех видов продукции представлен в таблице 4.

Таблица 4

План объемов производства продукции

Вид продукции

1 год

2 год

3 год

4 год

Яйца, шт.

103611

135546

172440

207720

Мясо, кг

241,4

458,3

614,5

616,3

 

Планируется реализация перепелиных яиц без упаковки и в упаковке в пластиковые контейнеры по 20 шт. В дальнейшем планируется использовать коробки на 12 и 18 яиц. Цена упаковки отборных яиц — 60 рублей (по 2,9 руб./шт. без учета цены упаковки), обычных — 45 рублей (по 2,1 руб./шт.).

Реализация охлажденного мяса перепелов планируется по 500 руб./кг или 90 рублей за тушку весом 160–180 г в охлажденном виде в подложке в вакуумной упаковке по 6–10 штук.

В среднем за 4 года реализации проекта в структуре общей выручки 62,6 % приходится на яйца и 37,4 % — на мясо (табл. 5).

Таблица 5

План выручки от реализации продукции, руб.

Показатели

1 год

2 год

3 год

4 год

Выручка от реализации яиц

262704,6

345589,2

437400,0

526305,6

Выручка от реализации мяса

120690,0

229140,0

307260,0

308160,0

Выручка от реализации — всего

383394,6

574729,2

744660,0

834465,6

 

Финансовые результаты реализации проекта представлены в таблице 6. Ко второму году реализации проекта уровень рентабельности производства в представленном проекте достигнет 40 %.

Таблица 6

Финансовые результаты проекта, руб.

Показатели

1 год

2 год

3 год

4 год

Выручка от реализации

383394,6

574729,2

744660,0

834465,6

Полная себестоимость

382413,6

411736,5

444356,1

474403,5

Валовая прибыль

981,0

162992,7

300303,9

360062,1

Уровень рентабельности, %

0,3

39,6

67,6

75,9

 

Проведенные расчеты основных показателей эффективности, представленных в таблице 7, свидетельствуют о том, что чистый доход от производства и реализации продукции перепеловодства может составить 450000 руб. Инвестиции, вложенные в проект, окупятся за 14,5 месяцев.

Таблица 7

Интегральные показатели эффективности проекта

Показатели

Значение

Ставка дисконта, %

10

Чистый доход, руб.

450688,9

Чистый дисконтированный доход, руб.

219158,8

Потребность в финансировании, руб.

249166,1

Срок окупаемости проекта, мес.

14,5

Дисконтированный срок окупаемости, мес.

15,8

Индекс доходности инвестиций

2,8

 

Литература:

 

1.         Все о перепелке: содержание, разведение, оборудование, бизнес — http://www.goldperepel.ru

2.         Главный фермерский портал — Все о бизнесе в сельском хозяйстве — http://www.fermer.ru

3.         Ермакова Н. Ю., Банникова Н. В., Доронин Б. А. и др. Инновационное предпринимательство: теория, методология, стратегия: учебное пособие. Ставрополь: АГРУС, 2007. 152 с.

4.         Милаевская С. С. Рентабельность сельскохозяйственного производства и факторы ее повышения // Качество науки — качество жизни: 3-я международная научно-практическая конференция: Тамбов: ОАО «Тамбовполиграфиздат», 2007. — с. 139–142

5.         Милаевская С. С. Экономическая эффективность предпринимательской деятельности: сущность и виды // Экономика России: XXI век: всероссийский сборник научных трудов / Под общей ред. проф. О. И. Кирикова. — Выпуск 3 — Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2006. — с. 115–121.

6.         Перепела. Полное руководство по уходу, содержанию и разведению / Ф. Бернхардт, А. Кюне. — М.: АСТ Аквариум Принт, 2010. — 120 с.

7.         Серебряков, А. И. Перепела: содержание, кормление, разведение / А. И. Серебряков, 2009. — 67 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle