Библиографическое описание:

Мандрика О. Ю., Пономарева Л. И. Социокультурная среда как часть инфраструктуры воспитания // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 607-610.

Введение.

Необходимым фактором и условием воспитания личности, определяющим ускорение (или сдерживание) процесса ее самореализации, является окружающая социокультурная среда.

Социокультурная среда, то есть сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека и сам человек постоянно находятся во взаимодействии: среда воздействует на личность, способствует ее формированию. В свою очередь, личность, действуя в среде, вступая в отношения с другими людьми, участвуя в деятельности различных общностей, создает эту среду, придает ей социальное качество.

Опыт работы в детском реабилитационном Центре показывает нам, что театрализованные музыкальные праздники, участниками которых бывают дети, проходящие реабилитацию, являются одной из самых действенных форм массовых мероприятий, объединяющих семьи с детьми с проблемами в развитии, воспитывающих толерантное отношение к «особым» детям у их здоровых сверстников. Ведь зрители — родители, родные, педагоги, гости — не только смотрят спектакль, но и являются непосредственными участниками постановки, вместе с героями сказки участвуют в музыкальных номерах. Дети, по состоянию здоровья не посещавшие занятия, а также их братья, сестры, легко включаются в действие, поскольку танцы, хороводы, песни просты для исполнения, а если надо — им помогут пришедшие на праздник взрослые. Ребята, которые не могут принять участия в танцевальных номерах, играют на детских музыкальных инструментах, являясь вместе с музыкальным руководителем участниками оркестра, музыка которого сопровождает действие сказки.

В Центре сформировалась группа детей, успешно прошедших реабилитацию, которые стали основой нашей «театральной труппы». Много усилий педагогов и родителей было приложено, чтобы адаптировать наших «особых» детей к артистической деятельности, увлечь их процессом репетиций, побороть страх перед публичными выступлениями. Иногда выросшие, давно не посещающие Центр «артисты» с радостью принимают участие в наших театрализованных праздниках. В свое «театральное содружество» мы приглашаем всех желающих сыграть хотя бы маленькую роль, даже если это приходится делать с помощью взрослого. Совместные традиционные чаепития после театрализованных постановок объединяют и поднимают настроение всем участникам праздника: и артистам, и зрителям. Когда наши мероприятия снимает телевидение, юные таланты и самые активные зрители дают свои первые интервью журналистам и с нетерпением ждут показа сюжета в городских новостях. Ведь «духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий» подчеркивал В. Сухомлинский.

Сценарий спектакля.

Спектакль «Кошкин дом на новый лад», сценарий которого написан О. Ю. Мандрика (по мотивам сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом») к празднику День семьи, был сыгран детьми, проходящими реабилитацию в Центре социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограничением жизнедеятельности «Солнышко».

Действующие лица:Ведущий, Феи, котята, папа-кот, мама-кошка, бабушка-кошка, дедушка-кот.

Ведущий: Жили-были: мама-кошка,

Папа и детишки-крошки.

Очень дружные все были.

И друг друга так любили!

И друг другу помогали,

Деда с бабой уважали.

А ещё любили петь,

Пирожки с капустой печь.

Исполняется песенка «Опять про пирожки» (муз. и сл. Е. Е. Соколовой), журнал «Колокольчик» № 57, 2014 г.

Ведущий:        Всей семьею стол накрыли,

Бабе с дедом позвонили.

Мама:             Приходите в гости. Ждём.

Дед:     Да, спасибо, мы идём!

Приходят бабушка и дед. Здороваются. Садятся за стол.

Ведущий:        Праздник весело справляют,

Вместе песню запевают.

Исполняется первый куплет песни «Золотая свадьба» (муз. Р.Паулса)

(«Праздник, праздник празднуем семьей,

Будет праздник очень заводной.

Папа, мама и детишки в ряд

На скамейках рядышком сидят»)

Дед:     Ах, как весело мы пели,

Вкусных пирогов поели.

Бабушка:        Вечер. Нам домой пора,

До свиданья, детвора.

Папа: Мы пойдем вас провожать,

А вам надо всё прибрать.

Мама:             Папу слышите, котята?

Котята:        Да! Да! Да!

Бабушка с дедом: Вот послушные внучата!

Котенок № 1: Не забудьте взять вы зонтик.

Котенок № 2: К нам в окно стучался дождик.

Котенок № 3: Лужи там уже большие.

Котенок № 1: До свиданья, дорогие! Мама, дедушка, папуля.

Котенок № 2: И любимая бабуля!

Котенок № 3: Вот уж гости ушли, дорогие ушли.

Все вместе: Мы не зря кисель варили, пироги пекли.

Котенок № 1: Братец, убирай посуду.

Котенок № 2: Нет, не буду,

Нет, не буду!

Котенок № 3: Мойте, убирайте сами.

Я и так уже с усами!

Котенок № 1: Лучше будем веселиться!

Котенок № 2: Прыгать, бегать и кружиться!

Котенок № 3: Мы устроим тарарам, будет весело всем нам!

Все вместе: Тарарам, тарарам, будет весело всем нам!

Общее веселье. Ширма.

Ведущий: А вам нравится, ребята,

Как ведут себя котята?

Вы так дома не шалите?

Тише, тише, посмотрите!

Папа с мамой возвратились,

В дом не входят. Удивились.

Убирается ширма. У дома перекошена крыша. Беспорядок.

Мама: А домой ли мы попали?

Ведущий: Они дома не узнали!

Папа: Открывай, скорей войдем

И посмотрим — наш ли дом.

Мама: Ой беда, ой беда, мы попали не туда.

Папа: Это что же здесь творится?

Мама: У котят чужие лица!

Котята: Папа, мама, посмотрите!

Папа: Ничего не говорите!

Мама: Вы на наших не похожи.

Вместе: Ой, какие злые рожи!

Убегают, закрыв лица руками.

Котенок № 1: Своих деток не узнали

Котенок № 2: И куда-то убежали

Ведущий: Что же делать им, ребята?

Жить одним им рановато.

Котенок № 3: Что же делать? Как нам быть?

Не хочу без мамы жить.

Котенок № 1: Буду плакать, буду ныть

Не могу без папы жить!

Котята № 3 и № 1: Мяу, мяу, ой-ёй-ёй!

Котенок № 2: Прекратите этот вой!

К бабушке сейчас пойдём

У неё чайку попьем.

Убегают.

Ведущий: Вот как быстро добежали!

Лапками звонок нажали!

Бабушка: Кыш, кыш!

Дедушка: Брысь, брысь!

Уходите!

И в окошко не стучите!

Бабушка: Что за странные зверята?

Вместе: Не мои это внучата!

Котенок № 3: Что же делать? Как нам быть?

Как нам маму возвратить?

Котенок № 1: Папу, дедушку, бабулю!

Ой, сейчас ведь зареву я…

Котенок № 2: Мяу, мяу, ой-ёй-ёй!

Как мне хочется домой!

Сидят, горюют.

Ведущий: Как же им помочь, ребята?

Посоветуем котятам

Возвратиться всем домой.

Ну-ка, феечки, за мной!

Вы котятам помогите,

Вместе все вы приберите,

Крышу дома почините,

Спать котяток уложите,

Колыбельную им спойте,

Чисто-чисто их умойте.

Поняли все? До свидания.

Спойте песню на прощанье.

Уводят котят, поют. Ширма.

Возвращаются усталые Кот и Кошка.

Папа: Где же, где же, где наш дом?

Мама: Славные котята в нем!

Вместе: Ходим, бродим, спать хотим!

Мама: Сядем тут и поглядим.

Посмотри, а этот дом

Мне как будто бы знаком.

Папа: Ты в окошко посмотри –

Узнаешь кого внутри?

Мама: Вот так радость! Там ребята

Наши милые котята!

Сладко спят, убрали все!

Папа: Наконец, нам повезло

Дом в порядке, детки спят

Вместе: Как я рада! Как я рад!

Ведущий: Наша сказочка кончается

Ну, а праздник…

Все герои вместе: Продолжается!

Представление исполнителей ролей.

Ведущий: Дети! Феи, папа кот,

Вас зовут всех в хоровод!

Исполняется песня «Песня о сказке» (муз. О. Ю. Мандрика, сл. М. В. Сидоровой)

Приложение.

Песня о сказке.

Музыка О. Ю. Мандрика. слова М. В. Сидоровой

 

Взрослые знают и дети:

Чтобы счастливыми быть,

Надо всем людям, всем людям на свете

С доброю сказкой дружить.

Сказке откроем мы двери,

Зовем мы ее сюда.

Добрые, добрые милые феи

В сказках живут всегда.

Сказки живут ведь повсюду,

Верных зовут друзей.

Если поверить, поверить нам в чудо,

Станет весь мир наш светлей!

Ждут тех волшебников дети

В сказках и наяву.

И обязательно где-нибудь встретят

Добрую фею свою.

 

Литература:

 

1.      «Педагогика». Под редакцией Ю. К. Бабанского. «Просвещение», Москва, 1983 г.

2.      Букарина Е. П. «Наши талантливые малыши» Ярославль: Академия развития, 2006

3.      Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников», М.: ВАКО, 2007

4.      Вечканова И. Г. «Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»- СПб.: КАРО, 2006

5.      Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т., М.: Педагогика, 1982

6.      Полевая Н. В., Перминова Н. В. «Комплекс коррекционно-музыкальных занятий Дружная семейка», М: Педагогика, 2010

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle