Библиографическое описание:

Пострелова А. В., Пенькова В. В. Инвестиционная стратегия и политика Ульяновской области // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 437-439.

Изучена инвестиционная политика и стратегия Ульяновской области. Рассмотрен инвестиционный потенциал, а также изложены вопросы улучшения инвестиционного климата области. Приведен ряд инструментами реализации инвестиционной политики Ульяновской области на 2014 год.

Ключевые слова: инвестиционная стратегия, инвестиции, инвестиционная политика

 

Корчагин Ю. А. в своей работе «Инвестиционный анализ и инвестиционная стратегия определил, что «Инвестиционная стратегия государства (региона) — это долгосрочная программа стимулирования притока инвестиций, в общее развитие страны (региона), в перспективные отрасли, в повышение качества жизни населения, в человеческий капитал» [1, с.3].

Инвестиционная стратегия тесно связана с общей стратегией государства, с инновационной стратегией, а также с инвестиционной политикой.

Инвестиционная политика регионов является деятельностью государственных и негосударственных органов управления и структур, которые реализуют различные меры и механизмы, благодаря которым происходит стимулирование активности инвестиций, а также устанавливается благоприятный инвестиционный климат, который позволяет эффективно использовать региональные инвестиционные ресурсы. Таким образом региональные инвестиционные проекты являются наиболее эффективным инструментом, которые позволяют реализовать инвестиционную политику регионов.

Инвестиционная политика регионов обычно включает в себя следующие основные направления:

-        создание благоприятного инвестиционного климата;

-        поиск средств для финансирования структурных преобразований;

-        повышение роли собственных источников финансирования предприятиями инвестиционных проектов;

-        обеспечение надлежащего контроля со стороны региональных властей за целевым использованием средств из регионального бюджета, которые направляются на инвестирование;

-        снижение инвестиционных рисков;

-        реализация инвестиционной политики с учетом особенных, специфических условий, а также стремление регионов реализовать свои преимущества для привлечения как отечественных и иностранных инвесторов [3, с.28].

Применение вышеуказанных инструментов поможет создать благоприятный инвестиционный климат и политику, которая позволяет найти наиболее рациональный ресурс финансирования, благодаря которому возможно максимально использовать и применить производственный, научный и природный потенциал предприятия. А также осуществить его финансовую поддержку.

Особо значимой является проблема по формированию инвестиционных ресурсов на региональном или местном уровне.

На реализацию региональных инвестиционных проектов обычно используются следующие ресурсы:

1)      собственные средства региональных бюджетов;

2)      средства предприятий;

3)      федеральный бюджет;

4)      прямые частные иностранные инвестиции;

5)      долгосрочные кредиты российских коммерческих банков [2, с.5].

В настоящее время внебюджетные источники инвестиций малы и незначительны, поэтому необходим переход на реальное применение различных механизмов и приемов привлечения данных ресурсов, которые довольно обширно используются в международной практике.

В Российской Федерации Ульяновская область относиться к числу наиболее привлекательных регионов для реализации инвестиционных проектов и инвестиционной политики.

В 2013 году инвестиций в экономику Ульяновской области поступило 76,2 млрд. рублей, или 100,3 % к уровню 2012 года, в том числе небюджетных инвестиций 68,5 млрд. рублей (90 % от общего объёма).

В 2012 году планировалось, что объём инвестиций в основной капитал по итогам 2013 года составит 80 млрд. рублей, однако по ряду причин этот показатель не был достигнут. В частности, в связи с тем, что сумма финансирования проекта строительства в г. Димитровграде Федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии была снижена в 2013 году на 4 млрд. рублей [4].

Кроме этого, наблюдается тенденция недобора инвестиций по крупным и средним предприятиям. Вместе с тем это стало стимулом пересмотра инвестиционных программ ряда предприятий (например, открытого акционерного общества «Ульяновский автомобильный завод, открытого акционерного общества «Ульяновский моторный завод», открытого акционерного общества «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения», открытого акционерного общества «Димитровградский автоагрегатный завод»). Реализация этих программ в текущем году может способствовать росту объёма инвестиций.

Крупными и средними предприятиями вложен 41 млрд. рублей инвестиций.

По оценке Министерства стратегического развития и инноваций Ульяновской области в перечень наиболее инвестиционно привлекательных направлений в 2013 году входят:

-        строительство жилья (более 7 млрд. рублей инвестиций);

-        производство строительных материалов (более 3,5 млрд. рублей инвестиций);

-        строительство учреждений системы здравоохранения и спорта (около 3 млрд. рублей инвестиций);

-        улучшение инфраструктуры, в том числе обновление подвижного состава, модернизация коммуникаций, развитие промышленных зон, организация транспортировки природных ресурсов и программа газификации (около 1,7 млрд. рублей инвестиций);

-        улучшение научно-образовательной базы высших учебных заведений (около 1,5 млрд. рублей инвестиций);

-        развитие агропромышленного комплекса (более 1,6 млрд. рублей инвестиций);

-        строительство коммерческой недвижимости (около 1,5 млрд. рублей инвестиций) [5].

Основной целью инвестиционной политики Ульяновской области на 2014 год Правительство Ульяновской области поставило дальнейшую диверсификацию экономики Ульяновской области за счёт использования внешних и внутренних инвестиций и формирование благоприятного делового климата на всей территории области.

Основными задачами инвестиционной политики Ульяновской области на 2014 год являются:

1)      создание инвестиций в основной капитал вобъёма не менее 80 млрд. рублей;

2)      создание за счёт реализации инвестиционных проектов 4300 рабочих мест;

3)      привлечение на территорию Ульяновской области 15 крупных инвесторов;

4)      развитие инвестиционного потенциала и создание привлекательного инвестиционного климата в отрасли реального сектора экономики и социальной сферы за счёт решения S. M. A.R.T.-задач;

5)      достижение муниципальными образованиями Ульяновской области 5 % роста показателя «инвестиции в основной капитал на душу населения» (в абсолютных значениях);

6)      развитие инженерной и деловой инфраструктуры;

7)      совершенствование законодательной и нормативной правовой базы Ульяновской области, регламентирующей формирование благоприятных условий осуществления предпринимательской деятельности;

8)      стимулирование процесса модернизации действующих предприятий и внедрения инновационной продукции;

9)      построение системы подготовки кадров в соответствии с потребностями экономики;

10)  совершенствование работы по продвижению региона.

Основными инструментами реализации инвестиционной политики Ульяновской области на 2014 год являются семь основных инструментов и направлений, которые разработало и утвердило Правительство Ульяновской области:

1. Привлечение новых крупных инвесторов.

Необходимо привлечь новые крупные и современные компании, благодаря которым в регион произойдет приток не только инвестиционного капитала, но и новых рабочих мест, технологий. Крупные инвестиционные компании также притягивают и новых высококвалифицированных, как отечественных, так и зарубежных.

Главным организатором в привлечение крупных компаний в регион является ОАО «Корпорация развития Ульяновской области». В 2013г. специалистами данного общества было более 30 презентаций региона за пределами Ульяновской области, приняли участие в 52 российских и международных выставках и других деловых мероприятиях, большинство из которых имело отраслевую направленность. Данные мероприятия позволяют повысить узнаваемость не только среди делового сообщества Российской Федерации, но и ведущих экономик мира.

2. Проведение комплекса проектов, которые направляются на рост темпов социально-экономического развития Ульяновской области.

Создание данных проектов начиналось с этапов создания зон перспективного развития, а именно промышленной зоны «Заволжье» и портовой особой экономической зоны на базе международного аэропорта «Ульяновск-Восточный» (далее — ПОЭЗ).

ПОЭЗ — это уникальный проект как для Ульяновской области, так и для Российской Федерации, т. к. является особой экономической зоной аэропортового типа. В недалеком будущем планирование подобных успешных промышленных зон планируется на территории других муниципальных образований Ульяновской области — Инзенского, Новоспасского и Ульяновского районов, городов Димитровград и Новоульяновск.

3. Развитие малого и среднего бизнеса.

Особо важным является развитие МСП, т. к. это наиболее мобильный и быстроразвивающийся сектор экономики.

Продолжается политика финансовой поддержки субъектов МСП. Так, например, в 2013 году обеспечено поручительство по кредитам 128 субъектов МСП перед банками и лизинговыми компаниями на сумму 363,7 млн. рублей, что позволило привлечь 672 млн. рублей кредитных ресурсов.

Главным отличием 2013 года считается участие Ульяновской области в осуществлении проекта «налоговых каникул» для субъектов МСП, которые находятся на патентной и упрощённой системе налогообложения. Поэтому особо актуальным считается вопрос по созданию соответствующей нормативно-правовой базы.

4. Развитие кадрового потенциала.

Главной проблемой, которая стоит перед инвесторами является нехватка высококвалифицированных кадров, соответствующих международным требованиям. Для решения данного вопроса Ульяновская область как победитель конкурса АСИ получило право стать участником программы внедрения дуального образования. Для этого особо важным считается разработка правовых актов, а также систему оценки качества которые будут регулировать отношения между профессиональными образовательными организациями и работодателей при переходе на дуальную систему профессионального образования.

5. Активизация инвестиционной политики в муниципальных образованиях Ульяновской области.

В 2013 году муниципальными образованиями Ульяновской области былвведен Стандарт деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по обеспечению благоприятного делового климата, разработанный Министерством стратегического развития и инноваций Ульяновской области на основе положений регионального стандарта АСИ, утверждённый распоряжением Правительства Ульяновской области от 17.06.2013 № 385пр.

6. Отраслевая инвестиционная политика.

В 2013 году был применён новый для Ульяновской области механизм развития инвестиционной деятельности отраслевых региональных ведомств — для них были установлены индивидуальные S. M. A.R.T.-задачи, решение которых направлено на улучшение инвестиционного климата в отдельных отраслях экономики и социальной сферы [5].

7. Продвижение региона.

Основными институтами, которые призваны решить эту проблему в 2014 году, являются Совет по внешнеэкономической деятельности при Правительстве Ульяновской области, в состав которого войдут представители экспортоориентированных предприятий, а также вновь создаваемый центр развития внешнеэкономической деятельности, главная задача которого — это оценка экспортного потенциала предприятия и оказание помощи в поиске реального покупателя его продукции на внешнем рынке.

Таким образом, инвестиционная политика Ульяновской области заключается в осуществлении приобретенного опыта таким способом, чтобы направить экономику региона на дальнейшую диверсификацию экономики за счёт использования внешних и внутренних инвестиций и формирование благоприятного делового климата.

 

Литература:

 

1.                  Казакова Е. А. Инвестиционная политика Ульяновской области [Текст] / Е. А. Казакова, А. В. Пострелова // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 344–347.

2.                  Корчагин Ю. А. Инвестиционный анализ и инвестиционная стратегия: Учебное пособие для студентов экономических специальностей.– Воронеж: ЦИРЭ, 2011.– 64 с.

3.                  Кузнецов Б. Т. Инвестиции: учебное пособие. Изд: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 623 с.

4.                  Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года // Официальный сайт Губернатора и Правительства Ульяновской области / http://ulgov.ru/page/index/permlink/id/3425/ (дата обращения 24.10.2014г.)

5.                  Инвестиционный меморандум Ульяновской области на 2014 год// Официальный сайт Министерства стратегического развития и инноваций Ульяновской области / http://http://invest.ulgov.ru/invest/831/ (дата обращения 24.10.2014г.)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle