Проект «Чтобы помнили!» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 31.10.2014

Статья просмотрена: 274 раза

Библиографическое описание:

Турив, О. В. Проект «Чтобы помнили!» / О. В. Турив, Л. М. Волоковых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 659-665. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13299/ (дата обращения: 19.04.2024).

Каждый человек должен знать историю своей страны, своего края. Конечно, память не может сохранить всю информацию, поэтому люди устанавливают памятники. Памятник — от слова память, это частица истории страны, города. Они сделаны на века и напоминают нам о тех людях и событиях, которые мы не должны забывать.

Цель проекта: изучение истории родного края.

Задачи:

-          узнать прошлое через ознакомление с достопримечательностями родного края;

-          собрать и изучить информацию о первопоселенцах через встречи, беседы;

-          изготовить буклет для ознакомления детей и родителей с историей родного края.

Гипотеза:

если изучу историю родного края, то буду понимать значение памятного знака и узнаю много интересного о первопоселенцах нашего города.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Осенью наша группа с воспитателями Олесей Владимировной и Любовь Михайловной были на экскурсии по памятным местам нашего города Нягань. Одна из них была организована к памятному знаку «Первопоселенцам».

Он изготовлен из мрамора, состоит из 3 лучей, которые означают:

·                    первый луч — Старейшая Нягань,

·                    второй луч — Старая Нягань,

·                    третий луч — поселок Нях.

Описание: F:\32моя\от Крюковой\DSCF3424.JPG

Три поселка легли в основание города Нягань. Памятный знак поставлен на месте исчезнувшего поселения первых жителей нашего города. Послушав, рассказ Любовь Михайловны мне стало интересно, кто такие первопоселенцы. Я решила больше узнать и собрать материал о жизни людей, которые первыми заселили этот суровый северный край и оставили след в развитии нашего города. Поделилась своим впечатлением с мамой. Она мне сказала, что в городе есть архив и краеведческий отдел, где можно узнать о первопоселенцах.

Описание: E:\Новая папка (2)\DSC00719.JPG

Вместе с мамой мы посетили архив и узнали много нового. У нашего города есть своя история.

В начале 20 века на правом берегу реки Нягань — Югань (районе гидронамываВосточного микрорайона, у родника) проживали три молодые семьи хантов — братья Хаймазовы. Вокруг их жилища стояла дремучая тайга. Жили они в чумах. Мужчины и женщины, чтобы выжить ловили рыбу, охотились.

Вскоре два брата уехали. Остался Семен с женой Женей. У них родилось пятнадцать детей. Название стойбищу дала река Нягань — Югань. Поселение стало называться Юрты — Нягынь.

После посещения архива, я узнала, что оказывается, в соседнем подъезде моего дома проживает Клавдия Семеновна, которая и есть одна из дочерей этой большой семьи Хаймазовых.

Описание: C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\узоры\Untitled-3_.jpg

При встрече с ней она поведала мне о жизни и быте своей семьи. Жили они в чумах недалеко от реки, а летние чумы стояли на краю болота, которое находилось около центра «Патриот». Родители занимались рыболовством, охотой, собирали ягоды, а грибы оставляли животным. Перемалывали кости рыбы, получалась мука, пекли хлеб в глинобитной печи, сушили жилы животных и использовали их вместо ниток, а из шкуры оленей шили обувь и тутчаны.

Описание: C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\узоры\hanty_18.jpg

Долгое время не варили ни борщей, ни щей, потому что эти блюда им были не знакомы. Стали варить только по приезду ссыльных. Длинными, зимними вечерами освещали свое жилище при помощи тонких кусочков ткани, которую скручивали и опускали в миску с маслом, потому что не было электричества. Дети не ходили ни в садик, ни в школу, потому что их просто не было. Домашнюю работу воспринимали как игру: мыли шкуры, из тушек животных вытягивали жилы, собирали ветки для костра. Женщины делали из использованных кусочков ткани куклы — самокрутки для девочек. Любимыми играми детей были подвижные игры «Догонялки», «Оленьи упряжки».

Описание: F:\32моя\от Крюковой\1955, Старейшая Нягань, Джекатовы Мария Васильевна (1908) и Люба, Зина.jpg

В 30 годы появляются первые спецпереселенцы — ссыльные: Зыковы, Яковлевы, Винник, Джекатовы и другие. Люди разных национальностей были сосланы в наш суровый, северный край.

У меня возник вопрос — почему они здесь оказались?

Этот вопрос я решила выяснить при встрече с дочерью родители, которой были сосланы Винник Лидией Готфридовной. Она рассказала, что в те времена много людей с родных мест России ссылали в северные края, не объясняя причины. Нужно отметить, что их везли в холодных, товарных вагонах там они все и знакомились. Дальше путь по воде: их везли долго на барже. Ехали под открытым небом, под дождем, в холоде, потому что была северная осень. По дороге ссыльных высаживали, оставляли в незнакомых, незаселенных местах. Вокруг густой лес. Громадные деревья как им казалось, надвигаются на них, а из-за деревьев выглядывали и смотрели «лесные жители» так они называли местных жителей- хантов. «Лесные жители» стали робко помогать им. Люди рыли землянки, а пищу готовили на костре. Затем, были построены два барака: в одном жили мужчины, в другом женщины и дети, вместо стола и стульев были чурки. Позже построили дома на двух — четырех хозяев.

Описание: F:\32моя\от Крюковой\14. Сплавбригада на Васькиной даче, конец 60-х годов.jpg

Ссыльные работали на лесозаготовках: валили лес, рубили ветки, зимой увозили его на берег реки на лошадях. Летом сплавляли лес по реке. Собирали ягоды. Ловили птицу сетями. Вязали сети, ловили рыбу, сушили, солили ее. Зимой ее пересыпали льдом, холодно было рукам и ногам. Домой нельзя было брать рыбу по закону того времени. Добывали дёготь — это маслянистая, темная жидкость, выгоняемая из бересты березы, собирали смолу-живицу – это густой древесный сок из хвойных деревьев.

Описание: G:\Для МАРГАРИТЫ\4989.jpg

Разрабатывали огороды и сажали картофель, репу, сеяли овес, пшеницу. Все, что заготавливали, добывали, сдавали государству. Дети работали вместе со взрослыми: таскали мох, обдирали бересту, рубили ветки, отвозили лес, рыбачили, солили, зимой складывали рыбу в поленницу. В свободное от работы время родители делали игрушки: лодочки из сосновой коры, лошадки, вертушки вырезали из дерева, куклы из соломы, в которые с удовольствием играли дети. Школы все еще не было, но детей стали возить за 20 километров в поселок Чульчам. Позже школа была построена и в старой Нягани.

Много испытаний выпало на долю нашего народа, пережившие те времена. Люди разных национальностей жили и работали дружно. Старались сохранить традиции, обряды своих народов и передавали это детям. В 50 годы ссыльным разрешили вернуться в родные края, но многие из них не захотели возвращаться и стали обживать, строить старую Нягань, поселок Нях. Внесли вклад они и в развитие лесной, нефтяной, газовой промышленности. Обустраивалась северная суровая земля. Шло время, жизнь налаживалась. Многих нет в живых, а для их потомков Югра стала Родиной.

Описание: G:\Для МАРГАРИТЫ\DSC07772.JPG

Описание: G:\Для МАРГАРИТЫ\DSC07800.JPG

А еще мама познакомила меня с книгой «…состава преступления нет…», которую написала мой воспитатель Любовь Михайловна, которая тоже родилась в семье ссыльных, сосланных в наши края в 30 годы. Любовь Михайловна дочь ссыльного Джекатова Михаила Абрамовича.

Она хранит в своей памяти те времена и является инициатором установки памятника «Жертвам репрессий», который будет сооружен в парке третьего микрорайона.

В ходе исследования моя гипотеза подтвердилась:

-          через знакомство с памятным знаком «Первопоселенцам» я узнала много интересного о первопоселенцах, которые в тяжелых условиях внесли вклад в развитие нашего города и края;

-          ценою жизнью своих близких они спасали других. В суровых условиях ссыльные смогли сохранить свое достоинство и честь. Многих нет в живых, а для их потомков Югра стала родиной.

-          эти люди заслуживают уважения. Они достойны памяти и внимания и являются примером мужества, стойкости, прежде всего для нас — детей.

Мне очень захотелось, чтобы все дети нашей группы и детского сада знали о первопоселенцах. Для этого мы с мамой изготовили буклет, где отразили жизнь и трудовые будни ссыльных в нашем суровом крае. Он так и называется «Чтобы помнили», а еще я все, что узнала, рассказала детям своего детского сада «Рябинка». Мне хочется, чтобы все жители знали и помнили как начиналась Нягань, кто были первыми жителями.

 

Литература:

 

1.      Волоковых Л.М. «…состава преступления нет…».2012г.- с160.

2.      Гостюхина М. «И века прошлого отметины» // Вестник Приобья.- 2001.- 9 ноября.- с.11.

3.      Набокова М «Без права на отступление» // Новости Югры.- 2001.-6 октября.

4.      Попов Н. «Спецпереселенцы».//Родина.-2000.-№ 12.- с.25

5.      Сулимов В. «Поля»//Югра.- 2001.- № 5.-с2

Основные термины (генерируются автоматически): Нягань, родной край, город, памятный знак, ребенок, старая Нягань, быль, время, детский сад, Югра.


Похожие статьи

МАДОУ муниципального образования г. Нягань «Детский сад...

Адрес: Россия, Уральский федеральный округ, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, городской округ Нягань, Нягань, 2-й микрорайон, 29/1.

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

В последнее время чрезвычайно важной стала проблема патриотического воспитания детей.

Мы думаем, что многие наши беды от незнания истории родного города, края, Родины.

– Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край...»

Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

2. рассматривание альбома «Города Югры».

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родной край, родитель, беседа, Россия, родина...

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

детский сад, малая родина, родной край, развивающая предметно-пространственная среда, ребенок, уголок, Красная книга, свободное время, родитель воспитанников, Родина.

Неретина Татьяна Николаевна — Информация об авторе

МАДОУ «Детский сад № 6 «Рябинка» (г. Нягань, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра). Журнал «Молодой ученый»: Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай».

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной...

Детский сад находится в центре города, в

Для этого нужно время. И в этом нам, педагогам, поможет правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда.

Большинство родителей отмечают интерес детей к родному городу и сами готовы оказать...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города. Во время прогулки расскажите, что находиться на вашей улице...

МАДОУ муниципального образования г. Нягань «Детский сад...

Адрес: Россия, Уральский федеральный округ, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, городской округ Нягань, Нягань, 2-й микрорайон, 29/1.

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

В последнее время чрезвычайно важной стала проблема патриотического воспитания детей.

Мы думаем, что многие наши беды от незнания истории родного города, края, Родины.

– Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край...»

Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

2. рассматривание альбома «Города Югры».

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родной край, родитель, беседа, Россия, родина...

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

детский сад, малая родина, родной край, развивающая предметно-пространственная среда, ребенок, уголок, Красная книга, свободное время, родитель воспитанников, Родина.

Неретина Татьяна Николаевна — Информация об авторе

МАДОУ «Детский сад № 6 «Рябинка» (г. Нягань, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра). Журнал «Молодой ученый»: Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай».

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной...

Детский сад находится в центре города, в

Для этого нужно время. И в этом нам, педагогам, поможет правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда.

Большинство родителей отмечают интерес детей к родному городу и сами готовы оказать...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города. Во время прогулки расскажите, что находиться на вашей улице...

Похожие статьи

МАДОУ муниципального образования г. Нягань «Детский сад...

Адрес: Россия, Уральский федеральный округ, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, городской округ Нягань, Нягань, 2-й микрорайон, 29/1.

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

В последнее время чрезвычайно важной стала проблема патриотического воспитания детей.

Мы думаем, что многие наши беды от незнания истории родного города, края, Родины.

– Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край...»

Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

2. рассматривание альбома «Города Югры».

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родной край, родитель, беседа, Россия, родина...

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

детский сад, малая родина, родной край, развивающая предметно-пространственная среда, ребенок, уголок, Красная книга, свободное время, родитель воспитанников, Родина.

Неретина Татьяна Николаевна — Информация об авторе

МАДОУ «Детский сад № 6 «Рябинка» (г. Нягань, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра). Журнал «Молодой ученый»: Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай».

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной...

Детский сад находится в центре города, в

Для этого нужно время. И в этом нам, педагогам, поможет правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда.

Большинство родителей отмечают интерес детей к родному городу и сами готовы оказать...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города. Во время прогулки расскажите, что находиться на вашей улице...

МАДОУ муниципального образования г. Нягань «Детский сад...

Адрес: Россия, Уральский федеральный округ, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, городской округ Нягань, Нягань, 2-й микрорайон, 29/1.

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

В последнее время чрезвычайно важной стала проблема патриотического воспитания детей.

Мы думаем, что многие наши беды от незнания истории родного города, края, Родины.

– Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край...»

Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

2. рассматривание альбома «Города Югры».

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родной край, родитель, беседа, Россия, родина...

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

детский сад, малая родина, родной край, развивающая предметно-пространственная среда, ребенок, уголок, Красная книга, свободное время, родитель воспитанников, Родина.

Неретина Татьяна Николаевна — Информация об авторе

МАДОУ «Детский сад № 6 «Рябинка» (г. Нягань, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра). Журнал «Молодой ученый»: Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай».

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной...

Детский сад находится в центре города, в

Для этого нужно время. И в этом нам, педагогам, поможет правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда.

Большинство родителей отмечают интерес детей к родному городу и сами готовы оказать...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города. Во время прогулки расскажите, что находиться на вашей улице...

Задать вопрос