Библиографическое описание:

Козина А. Н. Развитие орфографической зоркости у младших школьников // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 584-586.

«Грамотное письмо — не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике. «Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами».

Одной из важнейших целей, стоящих перед начальной школой, является изучение родного языка. В свою очередь, формирование орфографической грамотности − главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников. Орфографическая грамотность является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мыслей и взаимопонимания в письменном общении.

Орфографическая грамотность — это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Ее основы закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения есть своя специфика, которая определяется, во-первых, возрастом детей, а во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку.

Одним из условий формирования орфографических навыков является формирование орфографической зрелости.

Орфографическая зоркость — это способность обнаруживать в словах, предназначенных для записи орфограммы, а также определять их типы. Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых школьниками ошибок. Поэтому достижение высокого качества орфографической зоркости было и остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т. е. неумение «видеть» орфограммы. Поэтому ученые, психологи, методисты, учителя ищут причины такого явления, чтобы принять действенные меры по улучшению положения. Исходя из наличия практической потребности в дальнейшем исследовании вопроса о формировании орфографической зоркости, можно сформулировать проблему нашего исследования следующим образом: какие психолого-педагогические условия являются залогом успешной работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников? Обучение правописанию в начальной школе следует строить так, чтобы по возможности предупредить ошибки. Это не означает, что учитель должен всячески оберегать учащихся от ошибок, подсказывать во время контрольной работы в форме послогового чтения или четкого проговаривания слов. Предупреждение ошибок достигается всей системой занятий по орфографии: изучение правил, осознанное их усвоение, умение руководствоваться ими в практике письма, постановкой письменных тренировочных упражнений. Обычный контрольный слуховой диктант не даёт объективной информации о состоянии грамотности школьников, потому что многие написания случайно оказываются правильными. Что надо писать: О или А, И или Е? Есть возможность случайно угадать, и возможность эта велика, она составляет 50 %.

Как и многих учителе начальных классов меня волновала проблема:

безграмотного письма учащихся; неумение «видеть” орфограммы.

-        Как помочь учащимся писать грамотно?

-        Как развивать орфографическую зоркость?

-        Как добиться грамотного письма у детей?

. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.

Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т. е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать.

Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

1)      увидеть орфограмму в слове;

2)      определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;

3)      определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

4)      определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;

5)      решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6)      написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет

Каждая группа «разминка-пятиминутка», служит средством проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ (фонетико-графический раздел программы «Звуки и буквы»), морфологический и словообразовательный, а также орфографический анализ (раздел программы «Слово»), синтаксический анализ (раздел программы «Предложение»).

Первая группа упражнений, нацеленные на пропедевтику развития орфографической зоркости, включают такие задания:

1.      Орфографическое чтение (читай, как пишем).

2.      Орфографическое чтение (читай, как говорим).

3.      Читай, как говорим, и читай, как пишем.

На доске 50–60 слов. Он рассчитан на 3–5 минут орфографического чтения. Сам учитель фразы не читает. Дети читают их вполголоса, не мешая друг другу. Потом один ученик выходит к доске, становится лицом к классу. Учитель просит другого ученика, сидящего за партой, читать фразы орфографическим чтением. Дети следят, как ученик у доски произносит эти фразы.

4.      Письмо с проговариванием по слогам. Например, «Кот, пишу к согласной о, пишу т».

Вторая группа упражнений, направленная на выработку фонетико-графических умений, содержала задания:

1.      Написание каких букв вы повторили? Какие звуки они обозначают? Приведите примеры слов с этими звуками. Какие это звуки, гласные или согласные? Докажите.

2.      Детям показывается буква из разрезанной азбуки, они рассуждают: «Это буква эф, обозначает звуки [ф] и [ф’]. Это согласные звуки».

3.      Назовите написанные на доске буквы: ж, ш, щ, ц, ч. Сравните их. Чем похожи эти буквы? (Отличается графическое сходство; это буквы согласных звуков; каждая их этих букв в отличие от других согласных обозначается как один звук).

4.      Обозначьте буквами разрезной азбуки гласные звуки слова «ребенок». Назовите одним словом остальные звуки.

5.      В слове с непроверяемым написанием назовите гласные (согласные) звуки и буквы. Написание букв надо запомнить? Почему?

6.      Назовите предмет, изображенный на картинке (белка). Перечислите согласные звуки в этом слове и обозначьте их буквами разрезной азбуки. Какие еще звуки могут обозначаться этими буквами? Приведите примеры.

7.      В напечатанных текстах (2–3 предложения) подчеркните: 1-й вариант — все гласные, 2-й вариант — все согласные.

Третья группа упражнений содержит задания на целенаправленное списывание, письмо по памяти, комментированное письмо.

1.      Расставь ударение в словах, подчеркни безударные гласные (мосты, река, столбы).

2.      Подбери к данным словам слова с безударными гласными. Сравни написание ударных и безударных гласных (косы — к.са, норы — н.ра, страны — стр.на).

3.      Найди и подчеркни все гласные, которые надо проверить или запомнить: На языке у врага мир, а на сердце — война. Мир — земле, войну — войне.

4.      В следующих пословицах подчеркните все парные и глухие согласные и звонкие, которые надо проверить или запомнить:

Язык мой — друг мой. Язык — стяг, дружину водит. Шутка — минутка, а заряжает на час.

5.      Прочитайте «Мирную считалочку» М. Карема:

Солнце, воздух и вода,

Горы, реки, города, труд,

Веселье, сладкий сон.

А война пусть выйдет вон!

На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова с этими орфограммами. Какие слова можно проверить словами горы, реки? На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведите свои примеры на эти правила.

6. Спишите ряд родственных слов. Подчеркните проверочные слова.

Возит, воз, повозка.

Ездит, поезд, поездка.

Запишите еще одну группу однокоренных слов на данное правило.

Четвертая группа приемов, направленных на формирование орфографической зоркости учащихся — это различные виды диктантов. Среди которых наиболее полно отвечают целям развития способности видеть орфограммы диктант «Проверяю себя». Методика его подробно описана Кобызевым А. И., Заморзаевой Е. М.

В процессе письма ученик поставлен в такие условия, что он должен писать во всех случаях: и когда он уверен, что пишет правильно, и когда не уверен в этом. В интересах обучения учителю важно выявить все эти сомнения. Диктант «Проверяю себя» помогает выявить сомневающихся в написании той или иной орфограммы, сигнал учителю о том, что над этой орфограммой нужно продолжить работать.

Как же научиться своевременно обнаруживать и предупреждать скрытые ошибки? Как развивать способность учащихся видеть орфограммы, видеть те места, где при письме орфографическая ошибка?

Учащиеся получают установку: те орфограммы, в написании которых они сомневаются, пропустить, подчеркнуть место пропуска и написать на полях против этой строки букву «в» (вопрос). Таким образом осуществляется предупреждение ошибок.

После записи каждого предложения учитель выясняет, у кого в процессе письма возникли вопросы. Учитель видит, сколько учеников затрудняется объяснить написание и просит других учащихся ответить на вопросы товарищей. Отвечает кто-либо из школьников, не поднявших руку (т. е. из тех, у кого вопрос не возник и кто, следовательно, может объяснить написание). Иногда с помощью учителя может ответить и сам ученик, задавший вопрос. Если учащиеся не могут дать полного и четкого ответа, их объяснение уточняет учитель. Когда написание объяснено и ответ на вопрос получен, учащиеся, пропустившие орфограмму, вписывают ее, а допустившие ошибку, — исправляют. Если есть еще написания, в которых, по мнению учителя, учащиеся могут ошибаться, то вопрос задает сам учитель, хотя этого вопроса у учеников не возникло.

Для них, кто пропустил орфограмму в момент письма, диктант является предупредительным; для тех, кто только что исправил ошибку, он объяснительный. Вот как выглядит запись одного и того же предложения у разных учащихся.

До проверки:

1)      в в в Ранн.м морозным утром я иду по зимн.му лесу.

2)      Раннем морозным утром я иду по зимниму лесу.

После проверки:

1)      ев Ранним морозным утром я иду по зимнему лесу.

2)      ев Раннем морозным утром я иду по зимниму лесу.

Первый ученик, пропустивший орфограммы, затруднившие его, после проверки вставил пропущенные буквы, написал без ошибок.

Второй ученик после проверки исправил орфограмму, когда у него возник вопрос, и исправил тогда, когда вопрос не возник.

На уроках закрепления и обобщающего повторения текст для обучающего диктанта может быть насыщен орфограммами на различные правила, быть большим по объему.

Необходимо отметить, что формирование у школьников прочных орфографических навыков — одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.

От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

Ведущие методисты считают главными в обучении правописания орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако её решение возможно лишь при условии, что ученик видит объект применения правила — орфограмму.

Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

 

Литература:

 

1.      Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. / Д. Н. Богоявленский — М., 1966.

2.      Богоявленский Д. Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии / Д. Н. Богоявленский // Начальная школа. — 2003.

3.      Львов М. Р. Обучение орфографии в начальных классах/М. Р. Львов//Начальная школа. -1984.

4.      Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной школе./ Н. С. Рождественский — М.: Просвещение, 1960.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle