Библиографическое описание:

Украинская О. Н., Микова М. Е., Шатерникова И. В. Развитие речи дошкольника через ситуации общения // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 665-667.

Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира

К. Аксаков.

 

В соответствии с новым ФЗ «Об образовании в РФ», который вступил в силу с 1 сентября этого года, дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования в силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Согласно стандарту, содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [5].

Выделяют следующие методы достижения этих задач:

Наглядные:

-          непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

-          опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

Словесные:

-          чтение и рассказывание художественных произведений;

-          заучивание наизусть;

-          пересказ;

-          обобщающая беседа;

-          рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические:

-          дидактические игры, игры–драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

На что же необходимо обратить внимание педагогов при планировании работы по речевому развитию детей.

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. А речь формируется в общении, и это факт. Подход к речи ребенка с позиций анализа функций, которую она выполняет, приводит к признанию, что первоначально речь возникает как средство общения ребенка с окружающими людьми. Первые слова ребенка адресованы взрослому, с которым он взаимодействует [4].

В связи с этим необходимо понимать, что речь, а вернее ее качество, помогает дошкольнику решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т. д.; помогает, посредством общения со сверстниками и взрослыми, становлению личности, ее мировоззрения. И хотя стандарт и изменился, дети остались неизменными, они по-прежнему познают мир эмоциями, а не умом, как мы — взрослые, для них отношение первично, а информация вторична.

Поэтому, целесообразно использовать, помимо обучающих ситуаций, ситуации общения в совместной с детьми деятельности в различных режимных моментах. Ситуация общения — это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий [2]. Ведь в такой ситуации, как нигде лучше, ребенок видит интерес педагога, желающего поговорить с ним, расспросить о чем-то, ответить на его вопросы. Ситуации общения хороши при решении любой из задач речевого развития, которые ставит перед нами ФГОС.

Ситуации общения могут быть лексическими, вербально оценочными, прогностическими, коллизийными, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации чаще всего педагог «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка.

Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть:

«Что не так?» (цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком);

«Улыбка» (цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его);

«Рукопожатие» (цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия) [1] и др.

Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок), «Кто лучше знает свои город» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов о местах и памятниках города), «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности); утверждения (подготовленные заранее педагогом), требующие завершения, словесные игры, цель которых обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи. Благодаря таким играм дети оперируют языковой информацией, что повышает их собственную речевую активность («Подбор прилагательных», «Скажи наоборот», «Пара к паре», «Новая история»), пересказ сказки, рассказ о том, что было или будет и т. д. и т. п.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Поэтому необходимо поддерживать свою речь с детьми и наглядными средствами, что в свою очередь придает речи красочный характер, заинтересовывая детей: «А о чем это там говорят?».

В отношениях взрослых людей и детей многое зависит от качества общения: что сказано, как сказано, когда сказано. В общении со сверстниками ребенок учится выражать себя, управлять своими эмоциями, вступать в разнообразные отношения. Чтобы эффективно общаться, ребенок должен располагать целым рядом умений:

-          внимательно слушать собеседника, переспрашивать, если что-то непонятно;

-          проявлять уважение к говорящему, не перебивать его;

-          уметь выражать свое отношение к предмету разговора — излагать свое мнение, приводить примеры, соглашаться или возражать, спрашивать или отвечать;

-          ясно и последовательно выражать свои мысли;

-          уметь ориентироваться в ситуации общения;

-          уметь договариваться, планировать совместные действия;

-          уметь завершать общение, используя этикетные формулы.

Чем лучше у ребенка развита речь, тем проще ему устанавливать контакты со сверстниками, проявлять активность в играх, дискуссиях, проще понимать смысл сказанного сверстниками и взрослыми [7].

Пути влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни. Воспитатель сам вызывает детей на разговор (называет имя и отчество няни, имена некоторых детей). Если в первые дни пребывания в детском саду ребенок молчит, педагог должен быть особенно ласковым и упорным: приговаривать, общаясь с малышом, играть с ним, называть свои действия. В организации разговоров принимает участие и няня. Она побуждает детей обращенные к ней просьбы выражать словами, фразами.

В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ребенком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Кроме таких кратких разговоров, вызываемых обстоятельствами, воспитатель предусматривает разговоры, которые он планирует как педагогический прием. Специально организуемые плановые разговоры могут быть индивидуальными (в случае речевого отставания, особенностей характера и поведения) и коллективными. Нужно отметить большое значение коллективных разговоров в младшей и средней группах. Они помогают сблизить детей, формируют их поведение. Воспитатель спрашивает, например, куда сегодня дети ходили, что нового на участке или в уголке природы. В такой разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путем обращения к ним (И Коля ходил?), подсказывающим вопросом, поощрением.

Для развития начальных форм речи-собеседования педагог организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг. Побудить к собеседованию на определенную тему могут небольшие рассказы воспитателя (что он наблюдал в трамвае, что интересного видел в другом детском саду), которые вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания, активизируют их суждения и оценки.

Очень эффективный прием — объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы. Гости расспрашивают об игрушках маленьких хозяев, о книгах и т. д.

Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Магазин», позднее — «Школа», а также на военную тематику закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой. Воспитатель должен способствовать углублению содержания игр с такими атрибутами, как телефон, радио, справочное бюро, касса.

В старших группах применяются те же приемы, но усложняются тематика разговоров, содержание поручений и рассказов. Больше внимания уделяется воспитанию навыков общения со взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить собеседника. Таковы основные пути формирования разговорной речи дошкольников в повседневной жизни [1].

Мы же предлагаем использовать ежедневно и многократно ситуации такого рода, как бы просты на первый взгляд они не казались, ведь как говорил М. Р. Львов: «Чтобы научиться говорить, надо говорить». Говорите с детьми!

 

Литература:

 

1.         Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. — 256 с.

2.         Ельцова О. М.,., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О. М. Ельцова, Н. Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова — СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с

3.         Кузеванова О. В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика — 2012. — № 6.

4.         Новоторцева Н. В. Энциклопедия речевого развития. — М.: ЗАО «РОСМЭН — ПРЕСС», 2008, — 192 с.

5.         Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей /С. И. Поздеева// Детский сад: теория и практика. — 2013. — № 3.

6.         Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. — М.: Издательский цент «Академия» 2007. — 256 с.

7.         Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008–287 с.

8.         Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://base.garant.ru/70512244/

9.         Цейтлин С. Н., Погосян В. А., Еливанова Е. А., Шапиро Е. И. Язык. Речь. Коммуникация. — СПб.: КАРО, 2006. — 128с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle