Библиографическое описание:

Сыромятникова Л. И., Бахтин Ю. К. Структура медико-валеологического образования для подготовки будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 94-96.

Модернизация отечественного педагогического образования в свете стандартов третьего поколения, его вхождение в общеевропейское образовательное пространство выдвигают новые организационно-методические требования к образовательной области безопасности жизнедеятельности, в том числе её медико-валеологической составляющей.

Педагог, по своему социальному предназначению, обязан решать задачу формирования здорового человека, здоровой личности, закладывая установки на ценность человеческой жизни, а также, что очень важно, на разумность и целесообразность формирования здорового образа жизни.

 Рассмотрим в обобщенном виде процесс образовательной деятельности студентов факультета безопасности жизнедеятельности на кафедре медико-валеологических дисциплин.

Цель обучения: формирование медицинской компетентности будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности.

Методы: учебные ситуационные задачи.

Средства: тренажеры.

Формы: лекции, практические занятия, отработка практических навыков на тренажерах.

Контроль за результатами деятельности: срезы, контрольные работы, опросы.

Прогнозируемый результат предполагает:

-      формирование комплексного взгляда на профессиональную деятельность учителя, знание основных его обязанностей;

-      овладение интегративными теоретическими знаниями медико-валеологических дисциплин;

-      формирование умений транслировать знания на все сферы личной и
профессиональной деятельности.

- овладение способами практической деятельности, направленной на поддержание и сбережение здоровья в течение всей жизни, закрепление установки на ведение здорового образа жизни;

- овладение методическими приемами, методами и средствами обучения и воспитания учащихся с использованием медико-валеологических знаний, не нанося ущерба их здоровью;

- развитие умений и навыков медицинской само- и взаимопомощи.

- формирование устойчивой профессионально-педагогической направленности с валеологическим компонентом;

- формирование удовлетворенности выбранной профессией;

- формирование готовности к саморазвитию, самосовершенствованию,
саморефлексии, к развитию личности безопасного типа поведения.

Направленность на формирование компетентностей задает логику организации образовательной деятельности будущих педагогов. Учебная ситуационная задача, моделирующая ситуацию практической деятельности учителя основ безопасности жизнедеятельности, выступает эффективным средством формирования его. В работе нашей кафедры апробирована серия учебных задач, моделирующих практические ситуации деятельности учителя основ безопасности жизнедеятельности.

В процессе обучения специальным дисциплинам прослежена возрастная динамика особенностей онтогенеза человека (от развития детского возраста и подросткового до позднего возраста и старения), сделан акцент на необходимости оценки и сохранения индивидуального физического, психического, социального здоровья, а также на сохранении окружающей природы и формировании экологической культуры. Реализация программы предполагает включение студентов в освоение активных и интерактивных форм и методов обучения, основанных на деятельностных и диалоговых формах познания. Бакалавр в области педагогического образования подготовлен к осуществлению таких видов деятельности как: научно-исследовательской; преподавательской; консультационной; культурно-просветительской; организационно-воспитательной; социально-педагогической. Программа по изучению медико-валеологических дисциплин будет осуществляться наиболее эффективно, если реализовать следующие условия:

- рассматривать формирование культуры здоровья молодежи как одну из приоритетных целей на всех этапах профессиональной подготовки не только учителей, но и во всех образовательных учреждениях;

- в определении целей и специфики содержания, методов и организационных форм профессиональной подготовки специалистов различного профиля учитывать стадии формирования медико-педагогической компетентности, определяющей становление развитие самосознания и ведущие факторы его саморазвития [5];

- активно использовать следующие методы обучения в высшей школе: анализ конкретных ситуаций (case-study); разыгрывание ролей (ролевая игра, деловая игра); «мозговой штурм»; интерактивные методы обучения (социально-психологический тренинг); видеометод и др.;

- в содержание подготовки специалистов различных профессий, включать, например, такие интегрирующие спецкурсы, как: «Основы здорового образа жизни и профилактика заболеваний», «Здоровье под контролем», «Основы педиатрии», «Здоровье и безопасность девочки, девушки, женщины», «Гендерные отношения и репродуктивное здоровье».

Подобная структура может быть рекомендована для ВУЗа любого профиля, учитывая специфику учебного заведения.

 

Литература:

  1. Бахтин Ю.К. Полвека на службе медико-профилактического образования студентов педагогического вуза / Ю.К. Бахтин, Л.Г. Буйнов, Л.П. Макарова и др. // Молодой ученый. 2012. № 9. С. 337-345.
  2. Буйнов Л.Г. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Л.А. Сорокина, Л.Г. Буйнов. Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59-60.
  3. Макарова Л.П. Методологические основы превентологии (профилактика социальных отклонений) // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 145. С. 44-54.
  4. Макарова Л.П. О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодёжи / Л.П. Макарова, М.С Матусевич, Ю.К. Бахтин и др. // Молодой ученый. 2014. № 3 (62) С. 941-943.
  5. Матусевич М.С. Валеологические основы здоровьесберегающей педагогики и превентологии (профилактики социальных отклонений)/ Л.П. Макарова, М.С.Матусевич, Ю.К. Бахтин и др. Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 944-946.
  6. Матусевич М.С. Значение типа семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростка / Л.П. Макарова, М.С. Матусевич, Ю.К. Бахтин и др. // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 1018-1020.
  7. Матусевич М.С. О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодёжи /Л.П. Макарова, М.С. Матусевич, Ю.К. Бахтин и др. // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 941-943.
  8. Соловьёв А.В. Психофизиологическая адаптация лиц операторского профиля, подвергающихся воздействию ускорений кориолиса / А.В. Соловьёв, Л.П. Макарова // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 353-356.Соловьёв А.В. Формирование компетенции здоровьесбережения будущих педагогов / А.В. Соловьёв, М.В. Пазыркина // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 818-820.
  9. Сорокина Л.А. Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. С. 114-116.
  10. Сорокина Л.А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л.А. Сорокина, З.В. Быстрова, К.М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. т. 3. С. 28-30.
  11. Плахов Н.Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-о-педагогические основания здоровья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 145. С. 90-96.
  12. Плахов Н.Н. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении / Л.П. Макарова, Н.Н. Плахов, // Молодой ученый. 2012. № 2. С. 286-289.
  13. Плахов Н.Н. Гигиена питания школьников как педагогическая проблема / Пазыркина М.В., Плахов Н.Н.// Воспитание школьников. 2014. № 7. С. 70-76.

14.  Глазников, Л.А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л.А. Глазников, Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина, Ф.А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). с. 104-110.

  1. Буйнов, Л.Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8). С. 91-93

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle