Библиографическое описание:

Плахов Н. Н., Шатровой О. В., Пиджакова Р. М. Концептуальные основы культуры здоровья в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 75-76.

В настоящее время мы являемся свидетелями глобальных процессов трансформации мирового порядка, ужесточением экономической и политической конкуренции. В этих условиях перед нашей страной стоит мобилизационная задача по формированию человеческого капитала.

Сегодня Россия, как в истории случалось неоднократно, опять оказалась в центре геополитических конфликтов. От того насколько эффективно мы сумеем использовать этот переходный период в развитии мировой цивилизации, зависит благополучие наших детей и внуков. В Послании Федеральному Собранию в декабре 2012 года Президент России В.В. Путин отметил: «На протяжении только одного XX века Россия прошла через две мировые и гражданскую войны, через революции, дважды испытала катастрофу распада единого государства. В нашей стране несколько раз коренным образом менялась вся система жизнеустройства. В результате в начале XXI века мы столкнулись с настоящей демографической и ценностной катастрофой, с настоящим демографическим и ценностным кризисом. А если нация не способна себя сберегать и воспроизводить, если она утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» (Российская газета 12.12.2012).

 Состояние здоровья граждан России находится на критическом уровне [1,4,7,8,12,14,16] в связи с низким уровнем рождаемости и продолжительности жизни, а также высокой смертностью, растущим уровнем потребления населением психоактивных веществ. Данное обстоятельство существенным образом влияет на уровень функционирования в обществе системы безопасности жизнедеятельности человека. Базовым элементом этой системы служит сохранение жизни и здоровья индивидуума, улучшение демографической обстановки. Актуальным становится совершенствование стратегии развития составных частей системы, прежде всего в области здравоохранения и образовательной сфере [12 ].

Существенная роль в решении этой задачи принадлежит системе образования. Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании Валдайского дискуссионного клуба 9 сентября 2013 года так расставил приоритеты: «Именно образованные, творческие, физически, духовно здоровые люди, а не природные ресурсы или ядерное оружие будут главной силой России этого и последующего веков».

Почти два десятилетия все ступени образовательного процесса включают такое направление, как безопасность жизнедеятельности. Его важной составляющей являются программы формирования у молодежи навыков безопасного поведения и здорового образа жизни. Особенно это важно в образовании студентов вузов как будущих носителей духовных ценностей российского общества, проводников культуры безопасности и здоровья в среду подрастающего поколения и гражданского общества в целом.

Существующая сегодня в России система образования, сведенная до уровня оказания образовательных услуг, практически исключила процесс воспитания личности. Вопросы воспитания стали считать зоной ответственности семьи. На протяжении всего 20-го века традиционный институт семьи в России разрушался в силу политических, экономических, социальных и других проблем, произошло колоссальное расслоение по имущественному и социальному принципу, растут межэтнические и межконфессиональные напряжения. В связи с этим ведущая роль в процессе воспитания молодого поколения принадлежит образовательным учреждениям. Необходимо создание программ формирования культуры здоровья участников образовательного процесса, базирующихся на концептуальных положениях:

1.      Формирование здоровой личности на базе традиционных духовно-нравственных ценностей.

2.      Формирование мировоззрения в образовательном процессе базируется на самостоятельной практической деятельности и участии в социально значимых проектах.

3.      Развёртывание образовательного процесса должно реализовываться широким фронтом на всех уровнях системы образования, сопровождаться информационно-правовой поддержкой и просветительской работой в широких слоях населения.

Реализовываться эта концепция должна в рамках образовательной программы по безопасности жизнедеятельности.

 Одним из наиболее значимых аспектов проблемы является повышение эффективности образовательного процесса по формированию здорового образа жизни, прежде всего в среде детей, подростков и молодежи [2,5,6,14,15]. Основная нагрузка в вопросах воспитания здорового поколения, формирования здорового образа жизни ложится на процесс образования школьников, для чего необходима организация подготовки квалифицированных компетентных кадров [3,8,9-11,17-19]. Принятый в 1999 году Федеральный закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в статье 36 «Гигиеническое воспитание и обучение» декларирует необходимость обязательного повышения санитарной культуры граждан и распространения знаний о здоровом образе жизни, в том числе «в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях». Пропагандой этих знаний призваны заниматься средства массовой информации и лечебно-профилактические учреждения, а задачу высших образовательных учреждений следует рассматривать как подготовку специалистов, компетентных в области здоровьеформирующих технологий.

Ведущим направлением программ формирования культуры здоровья должен явиться перенос внимания с профилактики вредных привычек, зависимостей, болезней на путь выстраивания здоровьеориентированной жизненной стратегии личности.

 

Литература:

1.      Бахтин Ю.К. Факторы формирования здоровья человека и их значение // Молодой ученый.-2012.-№5.-С.397-400.

2.      Бахтин Ю.К., Соломин В.П., Макарова Л.П., Сыромятникова Л.И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете // Молодой ученый.-2012.-№6.- С.372-375.

3.      Буйнов Л.Г. Управление интеллектуальной собственностью в вузе// Вестник герценовского университета. 2011. №4. с.16-17.

4.      Буйнов Л.Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст] / Л.П. Макарова, М.В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования.-2012.-№4.- С.242.

5.      Буйнов Л.Г. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета [Текст] / В.П. Соломин, Ю.К. Бахтин, Л.П. Макарова // Молодой ученый.-2013.-№6.- С.730-732.

6.      Макарова Л.П. О необходимости системного подхода к превентологии [Текст] / В.П.Соломин, Л.П.Макарова // Профилактическая и клиническая медицина.-2011.-№3.-С. 484-485.

7.      Макарова Л.П., Плахов Н.Н., Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый.- 2012.-№2.-С.286-289.

8.      Макарова Л.П., Соловьев А.В., Сыромятникова Л.И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый.-2013.-№12 (59).-С. 494-496.

9.      Матусевич М.С., Новожилова А.П. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования // Молодой ученый.-2012.-№8.-С. 360-364.

10.  Матусевич М.С. Модель виктимности [Текст] / А.А. Канчурина, М.С.Матусевич, О.В.Шатровой // Молодой ученый.-2013.-№9.-С. 306-307.

11.  Плахов Н.Н. К оценке функциональных резервов организма [Текст] / В.В.Пастухов, Н.Н.Плахов, З.К.Сулимо-Самуйлло // Военно-медицинский журнал.-1987.-№5.- С.38-39.

12.  Плахов Н.Н., Шатровой О.В., Сопко Г.И. Здоровье как системный индикатор самоидентификации ребенка / Материалы XVIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры.-СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2011.-С.600-604.

13.  Соловьев А.В., Савчук О.В., Хартанович И.А. Влияние личностных особенностей эмоционально-волевой сферы человека на процессы адаптации к действию знакопеременных ускорений // Новости оториноларингологии и логопатологии.-2002.-№4 (32).-С 16-19.

14.  Соловьев А.В. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников [Текст] / Л.П. Макарова, Л.И. Сыромятникова // Молодой ученый.-2013.-№12 (59).-С.494-496.

15.  Сорокина, Л.А. Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов / Л.А. Сорокина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. с. 114-116.

16.  Глазников, Л.А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л.А. Глазников, Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина, Ф.А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). с. 104-110.

17.  Сухоруков Д.В., Богданов А.А. Социологические методы исследования аддиктивного поведения // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3. С. 61.

18.  Сыромятникова Л.И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими специалистами безопасности жизнедеятельности [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. - № 98. – С. 201-204.

19.  Сыромятникова Л.И. Организационно-методические условия преподавания медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности [Текст] / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 507-509.

20.  Сыромятникова Л.И. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников [Текст] / Л. И. Сыромятникова, И. Н. Шпет, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 660-662.

Основные термины: Молодой ученый, Сыромятникова Л.И, здорового образа жизни, безопасности жизнедеятельности, образовательного процесса, Макарова Л.П, Соловьев А.В, формирования здоровья школьников, формирования культуры здоровья, проблемы формирования здоровья, Плахов Н.Н, Актуальные проблемы формирования, программ формирования культуры, Молодой ученый.-2013.-№12, образовательном процессе, процессе воспитания, Матусевич М.С, Концептуальные основы, педагогического университета, формирования здорового образа

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle