Библиографическое описание:

Пазыркина М. В., Макарова Л. П. Практико-ориентированный и интерактивный подходы в формировании компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 72-74.

При оценке уровней профессионального мастерства «компетентность» занимает промежуточное место между исполнительностью и совершенством. Компетентность – не только обладание знаниями, а и готовность решать задачи, то есть компетентность включает в себя содержательный и процессуальный компоненты.

Анализируя научно-педагогическую литературу замечено, что одни авторы рассматривают профессиональную компетентность (Л.И. Анцыферова, Ю.В. Варданян, И.А. Колесникова, Н.В. Кузьмина и др.), другие (Б.С. Гершунский, И.А.Зимина, Е.И. Огарев, А.К. Маркова) – социальную компетентность, третьи (А.Л. Бусыгина, Э.Ф. Зеер, М.А. Чошанов) – личностную компетентность будущих специалистов.

По предположению Л.М. Митиной, это объясняется тем, что «сам термин еще окончательно не устоялся в отечественной психологии и в большинстве случаев употребляется интуитивно для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма специалиста» [3, 69].

Пересматривая всевозможные методы и формы обучения, разработанные и применяемые педагогической практикой, целесообразно отобрать ряд таких способов обучения, совокупность которых составляет определенную дидактическую систему. Эта система отражает практико-ориентированный и интерактивный подходы к обучению, следовательно, позволяет успешно формировать компетенции будущего специалиста.

1. Кейс - метод в образовательном процессе (интерактивный и практико-ориентированный подходы)

Кейс (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что обучаемым предлагают окунуться в реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и предполагает определенный комплекс знаний, который должен быть освоен для разрешения данной проблемы. Данный интерактивный метод обучения завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических знаний и овладение практическим использованием материала. Так же важно то, что анализ ситуаций воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. Применение кейсов дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста [4, 6].

Кейс - метод опирается на совокупность определенных дидактических принципов:

1.      Индивидуальный подход к каждому студенту, учет его потребностей и стиля обучения.

2.      Максимальное представление свободы в обучении (возможность выбора формы обучения, типа задач и способа их выполнения).

3.      Обеспечение студентов достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются задач (статьи в печати, видео-, аудиокассеты и СД-диски).

4.      Не загружать студентов большим объемом теоретического материала, концентрируясь лишь на основных положениях.

5.      Обеспечение доступности преподавателя для студена.

6.      Формирование у студентов навыков умения работать с информацией.

2. Проблемное обучение (практико-ориентированный подход)

Проблемное обучение представляет собой систему приемов, обеспечивающих целенаправленные действия педагога по организации включения механизмов мышления и поведения студентов путем создания проблемных ситуаций. В процессе проблемного обучения преподаватель не сообщает готовые знания (информацию), а ставит перед студентами проблему и путем пробуждения интереса к ней, вызывает у них желание найти средство для ее разрешения.

Ключевым понятием проблемного обучения является "проблемная ситуация", которая создается преподавателем с учебной целью. Она включает сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, расширения, исследования в сочетании с определенными условиями и обстоятельствами, создающими ту или иную обстановку (ситуацию).

Таким образом, проблемное обучение позволяет обучающимся, на основе имеющейся многообразной информации, выработать свои собственные позиции.

3. Метод проектов (интерактивный и практико-ориентированный подходы)

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучаемых, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную или групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

По своей сути метод проектов - межпредметная образовательная среда. А.В. Хуторской отмечает: «Работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации». В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков обучаемых, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

4. Обучение в сотрудничестве (интерактивный подход)

Обучение в сотрудничестве - это модель использования малых групп студентов. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Преподаватель оказывается свободным и способным к маневру на занятии. Он может больше внимания уделить отдельным студентам или группе. Вместе с тем в нужный момент он может объединить всех студентов группы, дать необходимые пояснения, прочитать лекцию, если это необходимо и т.д.

Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы студент захотел сам конструировать свои знания. Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности студентов не менее важна, чем способ организации, условия и методика работы над проектом. Одна треть времени в интерактивном обучении отдается на обратную связь, в данном случае это дебрифинг.

Дебрифинг (от англ. Debriefing – «выдаивание» знаний из участников группового взаимодействия) - это процесс пересмотра суждений или мнений участников интерактивного обучения (5, 285). Дебрифинг проводится после завершения поставленной перед малой группой задачи.

Интерактивный подход в обучении предполагает также и игровое имитационное моделирование, когда обучающийся как бы проигрывает определенную роль. В деловой имитационной деятельности (игре) повышается мотивация обучаемых, так как предоставляется возможность применить полученные знания для решения практических задач.

В интерактивном обучении игровое моделирование предположительно является одним из основных видов деятельности обучаемых на занятии. Это связано с тем, что «интерактивная игра – это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и сейчас», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью, что позволяет обучаемым лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно - следственные взаимосвязи происходящего, групповых и межличностных проблем» (5).

Таким образом, интерактивная игра – это групповое имитационное взаимодействие всех участников образовательного процесса с целью более эффективно и с малым риском обучиться новым способам поведения и проверки на практике новых идей (добавим мнение студентов), получив при этом еще и удовольствие от самого процесса игры.

5. Портфолио (практико-ориентированный подход)

Учебный портфель (портфолио) – это та технология, которая может быть использована как основа индивидуального маршрута обучения. В литературе мы можем найти разные определения портфолио: «Портфолио – это набор работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину, «Портфолио – нечто большее, чем просто папка работ учащихся; это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся». Кроме «накопительной», портфолио выполняет модельную функцию, отражая динамику развития студента, его отношений, результатов его самореализации; демонстрирует стиль учения, свойственный обучающемуся; показывает особенности его общей культуры и отдельных сторон интеллекта; помогает учащемуся проводить рефлексию собственной учебной работы; подготовки и обоснования будущей исследовательской работы; служит формой обсуждения и самооценки результатов работы учащегося на зачете или итоговом занятии; помогает учащемуся самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями. Портфолио можно рассматривать не только как форму аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному студентом в ходе многообразных видов деятельности, но и как видимый и осязаемый результат обученности выпускника учебного заведения, который может быть представлен работодателю, как доказательство компетентности в определенной области.

6. Метод сетевого взаимодействия – web – квест (интерактивный и практико-ориентированный подходы)

Современная сетевая парадигма образования предполагает переход от социального партнерства к сетевому взаимодействию [1]. Веб-квест (от английского webquest) буквально - Поиск в Интернете. Сейчас, когда понятия Интернет и Обучение уже не столь далеки друг от друга, как казалось совсем недавно, это название звучит все чаще. И считается новым словом в образовательных технологиях.

Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя ту или иную учебную задачу.

Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Выделяют следующие виды заданий для веб-квестов: пересказ, планирование и проектирование, самопознание, творческое задание, аналитическая задача, достижение консенсуса, оценка, журналистское расследование, убеждение, научные исследования и т. п.

Обсуждение результатов работы над web-квестами можно провести в виде конференции, чтобы обучающиеся имели возможность показать свой труд, осознав значимость проделанной работы. На этом этапе закладываются такие черты личности как, ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержка и умение выступать перед аудиторией.

В настоящее время возникла объективная необходимость внедрения в процесс образования, особенно высшего, подобных вышеназванных способов и подходов к обучению. Лекционная система, утрачивает значимость в эпоху тотального Интернета, а именно, возможности добыть знания сиюминутно в необходимом количестве. Роль профессорско-преподавательского состава сегодня должна переориентироваться на организационный характер. Сейчас от преподавателя обучающиеся ждут умения организовать учебный процесс, увлечь оригинальной методикой добывания знаний и трансформации этих знаний в умения. И средства обучения должны соответствовать таким методикам: интерактивные доски, свободный доступ к Wi-Fi в учебном заведении, возможность пользоваться Интернетом на занятиях и др.

 Очевидно, что образовательный процесс нового типа требует нового учителя. Он должен быть готов к диалогу, к совместному поиску, к сотворчеству. А это требует «переориентации деятельности преподавателя с информационной на организационную, заключающуюся в руководстве аудиторной и самостоятельной учебно-познавательной, научно-исследовательской и профессионально-практической деятельности студентов».

 

Литература:

1.                  Берулава М.Н., Берулава Г.А. Методологические основы инновационной сетевой концепции развития личности в условиях информационного общества // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. СПб., 2010.11с.

2.                  Гурье Л.И. Основы педагогики высшей школы. Учебное пособие. Казань: КГТУ, 2009. 185 с.

3.                  Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Издат. центр «Академия», 2011. 320 с.

4.                  Пазыркина М.В., Сопко Г.И., Буйнов Л.Г. Технологии формирования компетентности педагога в области здоровьесбережения.// Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 10. С. 162-165.

5.                  Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под общ. ред. В.А. Сластѐнина, И.А.Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 362с.

6.                  Сыромятникова Л.И. Формирование медико-валеологической компетентности будущих специалистов безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе: автореф. дисс. … канд. пед. наук. - СПб.: СПбАППО, 2009. - 20 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle