Библиографическое описание:

Матусевич М. С., Макарова Л. П. Педагогические условия организации системы профилактической работы по оздоровлению учащихся // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 61-64.

Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровьетворение, проектное образование, здоровый образ жизни, жизнедеятельность человека, деятельно-практический компонент, информационно-просветительский компонент.

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

Сегодня на школу и учителя возлагается задача — забота о здоровье учащихся потому как, во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми; во-вторых, большая часть воздействий на неокрепший организм осуществляется в образовательном процессе и в-третьих, основная роль в формировании ценностного отношения к своему здоровью возложена на школьное образование [4]. Учителя и учащиеся выступают партнёрами в учебном процессе, действуя в одном образовательном пространстве. Решение задачи оздоровления в школе может осуществляться в рамках программных мероприятий, предусматривающих интеграцию знаний в предметы естественнонаучного и гуманитарного профиля, а также в систему работы классного руководителя и может быть представлено:

·                    циклом интегрированных уроков в стандартных учебных дисциплинах (биология, история, математика, ОБЖ, литература);

·                    системой воспитательной работы (классные часы, дни здоровья, социально-образовательные проекты и др.);

·                    системой работы с родителями (бесед на родительских собраниях);

·                    системой взаимодействия с медиками.

Дидактическое обеспечение процесса формирования здоровьесберегающей настроенности учащихся составляют:

·                    принципы (здоровьетворения через образование, уникальности личности, дополнительности, непрерывности, природосообразности, взаимодействия);

·                    средства (игровые технологии, технологии современного проектного образования);

·                    методы (моделирование ситуаций, решение проблемных ситуаций, эвристические беседы);

·                    формы организации занятий (классно-урочные, внеурочные, внешкольные).

Правила осуществления программ профилактики:

­        любая работа в области просвещения здоровьесбережения должна проводиться только специалистами в этой области, специально обученным персоналом;

­        программа должна вестись на протяжении всего периода обучения ребенка в школе;

­        необходимо подчеркивать значение здорового образа жизни;

­        информация должна быть представлена в соответствии особенностей аудитории (пол, возраст, уровень знаний);

­        родители обязательно должны вовлекается в разработку стратегии здоровьесбережения;

­        для оценки эффективности любой программы необходимы регулярные социологические исследования, проводимые независимыми экспертами.

Исходя из вышесказанного реализация системы профилактических мероприятий в образовательном процессе возможна выполнении следующих педагогических условиях:

­        подготовки кадрового состава в лице учителей и медиков школы для формирования Службы здоровья;

­        обеспечение продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, пола, возраста, особенностей развития, интересов, склонностей;

­        создания оптимальных санитарно-гигиенических условий на уроке с учетом вопросов здоровьесбережения;

­        формирование у школьников умения учиться, заботясь о своем здоровье;

­        взаимодействие с родителями.

Одним из выявленных педагогических условий является учет возраста. Рассмотрим особенности подросткового возраста в контексте формирования ЗОЖ. Старший школьный возраст, или, как его называют, ранняя юность, охватывает период развития детей от 15 до 18 лет включительно, что соответствует возрасту учеников 10-х-11-х классов школы. К концу этого периода школьник достигает физической зрелости, он должен приобрести ту степень идейной и духовной зрелости, которая достаточна для самостоятельной жизни, производственной работы после окончания школы и обучения в вузе.

В старшем школьном возрасте определяются и изменения в развитии нервной системы и мозга в частности. Причем изменения происходят не за счет увеличения массы мозга (это увеличение в данный возрастной период крайне незначительно), а за счет усложнения внутриклеточного строения мозга, за счет его функционального развития. Постепенно строение клеток коры больших полушарий приобретает особенности свойственные структуре клеток мозга взрослого человека. Увеличивается количество ассоциативных волокон, соединяющих участки коры между собой.

Остановимся на развитии познавательных процессов в старшем школьном возрасте. Развитие познавательных интересов, рост сознательного отношения к учению стимулируют дальнейшее развитие произвольности познавательных процессов, умение управлять ими. В конце старшего школьного возраста учащиеся полностью овладевают своими познавательными процессами (восприятием, памятью, воображением, мышлением), а также вниманием, подчиняя их определенным задачам жизни и деятельности.

В развитии памяти заметно увеличивается роль отвлеченного словесно-логического, смыслового запоминания. Хотя преобладает произвольная память, непроизвольное запоминание отнюдь не исчезает из практики старшеклассников.

Подростковый возраст отмечается бурным физическим и психическим развитием. Созревание происходит в пять этапов, которые описаны Т. Д. Марицковской с соавторами.

Первый этап: инфантильный, начинается в 8–9 лет и заканчивается в 10 лет у девочек ив 13 лет у мальчиков, в этот период медленно изменяется деятельность щитовидной железы и гипофиза.

Второй этап: пубертатный, проявляются первые признаки полового созревания, изменяется деятельность гипофиза, влияющего на физическое развитие, изменяется темп роста костной и мышечной систем, ускоряется обмен веществ. Такие изменения происходят в возрасте до 12–14 лет.

Третий этап знаменует процесс активизации половых и щитовидной желез внутренней секреции. Происходит бурный рост трубчатых костей (около 10 см. в год), формирование грудной клетки. Именно поэтому фигура подростка кажется непропорциональной, а координация движении нарушенной. На этом этапе растет сердце и увеличивается объем легких. Появляются боли в сердце, вследствие изменения его работы, кровеносные сосуды растут медленнее, поэтому артериальное давление становиться нестабильным. Результатом этого становятся частые головные боли и повышенная утомляемость. Из-за недостаточного насыщения мозга кислородом тормозятся и как следствие изменяют функционирование психических процессов, уменьшается объем внимания, снижается скорость переключения, способность распределения внимания и концентрация.

На четвертом этапе максимально активны половые гормоны. У мальчиков они влияют на рост тела, созревание половых органов и появление вторичных половых признаков — мутация голоса, изменение гортани (появление кадыка), оволосение, поллюции. У девочек устанавливается менструальный цикл, также происходит развитие половых органов, которые готовы к оплодотворению, беременности, кормлению ребенка.

К пятому этапу, в 15–17 лет (16–17 лет у мальчиков, 15–16 лет у девочек), окончательно завершается половое созревание. Наступает анатомическая и физиологическая зрелость.

Под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость нервной системы подростка. Поэтому в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, вспыльчивость, резкость и т. п. Существует так называемый «подростковый комплекс», он включает в себя перепады настроения и ряд полярных качеств, например, застенчивость в сочетании с развязностью.

Подростковый возраст считается критическим в отношении становления характера как базиса личности. (Фролов Ю. И., 1997) Даже после достижения физической зрелости личность продолжает формироваться, включая интеллект, способности, наклонности, мировоззрение, другие компоненты. Характер способен в дальнейшем претерпеть какие-либо изменения, но только лишь под влиянием чрезвычайных воздействий. В период становления характера бывают особенно видны его типологические черты — выявляются разные типы акцентуаций. Но наряду с заострением типологических, подростковому возрасту свойственны определенные общие качества — психологические особенности, поведенческие модели, специфически подростковые поведенческие реакции на воздействие среды, прежде всего ближайшего окружения.

Подростковый возраст является критической точкой в развитии самооценки и самопринятия, расширения временной перспективы, а также развития идентичности, как личностной, так и социальной (Казанская В. Г., 2008).

Идентичность — устойчивое, последовательно появляющееся ощущение собственной тождественности своему реальному жизненному пути и своему месту в обществе.

Развитие самосознания и социальной зрелости является важнейшими задачами подросткового возраста. Обобщенное отношение к себе строится на основе самоанализа, самонаблюдения, анализируются достижения в учебе и других деятельностях, учитывается оценка себя окружающими.

У подростка появляется чувство взрослости, он уже не ощущает себя ребенком, хотя и полностью не ощущает себя и взрослым.

К специфически подростковым поведенческим реакциям относятся:

— реакция эмансипации;

— реакция группирования со сверстниками;

— реакция увлечения (хобби-реакция);

— реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.

Подростковому возрасту свойственна исключительная эгоистичность. Однако, именно в этом возрасте они наиболее готовы к самопожертвованию. Существует тенденция к самоутверждению, самостоятельности, самореализации, однако одновременно подростки стремятся к одиночеству.

Таким образом, сам по себе подростковый возраст является очень чувствительным к воздействию извне. Подростки стремятся к отделению от взрослых, критикуют их ценности и традиции, пытаются сформировать свое собственное мировоззрение. Однако, они все еще нуждаются в помощи и поддержке, так как внутренний мир, самоощущение подростков находится в стадии развития. Возможным путем решения оздоровления старшеклассников является формирование ЗОЖ, что является неотъемлемой частью работы Службы здоровья и непосредственно преподавателей ОБЖ в сотрудничестве с медиками. ЗОЖ как совокупность способов ежедневной жизнедеятельности человека и специально направленной здравьесозидательной деятельности, определяет социальное благополучие в процессе самореализации личности при сохранении витального потенциала здоровья человека [8, 10]. В приведенном определении акцент сделан на индивидуализацию понятия. Здоровых образов жизни должно быть столько же, сколько людей. Структура ЗОЖ как всего способа жизнедея​тельности, ориентированного на здоровье чело​века, на наш взгляд, должна включать следую​щие факторы: оптимальный двигательный режим; тренировку иммунитета и закаливание; рациональное питание; психофизиологическую регуляцию; психосексуальную и половую культуру; рациональный режим жизни; соблюдение гигиенических норм и требо​ваний; отсутствие вредных привычек [5].

Реализация мероприятий для формирования ЗОЖ в старшем школьном возрасте может осуществляться в таких направлениях деятельности, которые могут быть интересны подросткам:

1) образовательное направление (ориентировано на становление когнитивного компонента индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся), включающее проведение системы интегрированных и бинарных уроков, реализацию вариативной программы «Быть здоровым — это модно» для учащихся;

2) информационно-просветительское (предполагает овладение эмоционально-волевым и деятельностно-практическим компонентами), представленное комплексом внеклассных и внешкольных мероприятий, неделями и днями здоровья, тематическими встречами со специалистами социальных институтов — вузов, учреждений культуры и спорта, волонтерским движением, конкурсами, викторинами, работой школьного радио, детской газетой, наглядной агитацией (стенды, плакаты).

 

Литература:

1.                  Матусевич А. М., Кубышко Л. В. Реализация организационно-педагогических условий здоровьесбережения в классе// Молодой ученый. 2014.№ 15 (74).

2.                  Матусевич М. С. Психолого-педагогические аспекты профессиональной мотивации старшеклассников//Молодой ученый. 2014. № 8 (67).

3.                  Матусевич А. М. Организация системы профилактических мероприятий по оздоровлению учащихся старших классов.2014. № 4 (63).

4.                  Макарова Л. П., Соловьёв А. В., Сыромятникова Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый. 2013. № 12 (59). — С. 494–496.

5.                  Соломин В. П., Бахтин Ю. К., Буйнов Л. Г., Макарова Л. П. О мотивации к здроовому образу жизни студентов педагогического университета // Молодой ученый. 2013. № 6. — С. 730–732.

6.                  Макарова Л. П., Плахов Н. Н., Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. 2012. № 2. –С. 286–289.

7.                  Бахтин Ю. К., Соломин В. П., Макарова Л. П., Сыромятникова Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете // Молодой ученый. 2012. № 6. — С. 372–375.

8.                  Макарова Л. П., Корчагина Г. А. Особенности состояния здоровья современных школьников // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № 6. — С. 47–48.

9.                  Рылова Н. Т. Организационно-педагогические условия создания здоровье сберегающей среды образовательных учреждений. Автореферат кандидатской дис. Кемерово: КГУ, 2007 — с 21.

10.              Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья. Известия Российского педагогического университета им.А. И. Герцена.2012.№ 145.С.90–96.

11.              Глазников, Л. А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Ф. А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). с. 104–110.

12.              Сорокина, Л. А. Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов / Л. А. Сорокина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. с. 114–116.

13.              Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63.

14.              Сорокина, Л. А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28–30. 0

15.              Сорокина, Л. А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59–60.

16.              Буйнов, Л. Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8). С. 91–93.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle