Библиографическое описание:

Ситникова О. С. Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 633-634.

В 50-х годах ХХ в. в центре внимания исследователей находилась проблема, воспитания у ребенка нравственно-волевых качеств. Исследователи опирались на принцип воспитания в коллективе, который рассматривался как инструмент всестороннего развития личности, как условие наиболее полного раскрытия ее способностей, дорований и удовлетворения запросов и интересов. Особое внимание было сосредоточено на изучении проблем формирования сознательной       дисциплины, развития самостоятельности.

К изучению проблемы нравственного воспитания, предполагающий рассмотрение процесса развития отдельных нравственных качеств, представлен в работе Е. Ю. Демуровой. Автор рассматривает процесс воспитания дисциплинированности, обосновывая ведущую роль этого качества в воспитании моральных черт человека. По мнению Е. Ю. Демуровой, воспитание всех моральных черт человека неразрывно связано с воспитанием сознательной дисциплины. Дисциплинированный человек знает правила поведения, понимает их, он привык их выполнять и разумно применяет их в различных случаях жизни. Именно детский сад должен воспитать у детей элементарные устойчивые навыки поведения, подготовить сознание детей к умению разумно воспринимать требования дисциплины, «беспрекословно выполнять их», а также умение сдержать себя от тех действий, которые идут в разрез с требованиями дисциплины. [2]

Е. Ю. Демурова предполагает использовать занятия, игры, режимные моменты в воспитании дисциплинированного поведения, анализируя их возможности для предъявления ребенку требований, правил, обязательных для выполнения. [2]

В исследовании Л. А. Порембской предметом изучения становится процесс воспитания у детей самостоятельности, рассматриваемой как нравственное качество. Средством её воспитания является, по мнению автора, бытовой труд, ибо именно в нем ребенок ставится в условия выполнения несложных обязанностей. Овладение навыками бытового труда способствует развитию стремления к самостоятельности, настойчивости и целеустремленности. Самостоятельность рассматривается Л. А. Порембской как способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительностью, но самостоятельность выражается не только в умении усвоить и критически осмыслить знания, но и применить их в жизни. Автор считает, что «рост самостоятельности идет по линии количественных изменений в деятельности детей от первой пробы сил в выполнении простейших заданий — к появлению целеустремленности, инициативы, творчества, ответственного отношения к делу и к объективной самооценке» [3. с.23]. Основное значение воспитания самостоятельности с точки зрения нравственного становления личности в том, что благодаря освоенным трудовым умениям, лежащим в основе этого качества, ребенок вступает в качественно новые социальные связи, в его осознании происходят глубокие изменения, которые способствуют формированию его личности в целом.

Воспитание у подрастающего поколения чувства ответственности, чувства долга З. Н. Борисова считает первостепенной задачей нравственного воспитания. Эта задача решается, по мнению автора, в разнообразных формах деятельности: в учении, в игре, в коллективной трудовой деятельности. З. Н. Борисова опирается на исследования психологов, доказывающих, что ведущей деятельностью, формирующей ответственность, является трудовая деятельность детей. Кроме того, автор опирается на педагогическое наследие А. С. Макаренко, на его положение о том, что в каждом воспитаннике надо развивать осознание его зависимости от общественного мнения и сознание ответственности перед коллективом. Коллектив является живым организмом, потому что в нем есть ответственность, взаимозависимость, а труд является основой правильных отношений в коллективе.

В отличие от работы Л. А. Порембской, где главный акцепт делается на изучении развития такого нравственного качества личности как самостоятельность, З. Н. Борисова расширяет содержание исследования. Она не только характеризует ответственность, но изучает специфику её проявлений и показателей в среднем и старшем дошкольном возрасте. Кроме того, одним из главных вопросов исследования становится изучение форм организации трудовой деятельности детей, в частности дежурств. Ответственность у детей дошкольного возраста воспитывается не на отвлеченных действиях, не имеющих никакого смысла для детей, а на жизненно необходимых, полезных коллективу делах [1].

Таким образом, Е. Ю. Демурова, Л. А. Порембская, З. Н. Борисова рассматривают в своих работах проблемы воспитания у дошкольников отдельных моральных качеств: ответственности, самостоятельности, дисциплинированности. Следует отметить, что, несмотря на это, авторы видят значение этих качеств для жизни ребенка в коллективе. Именно коллектив представляется им одним из существенных условий, способствующих развитию этих качеств.

 

Литература:

 

1.         Борисова З. Н. Дежурство в детском саду как средство воспитания ответственности у детей дошкольного возраста: автореф. дисс. канд. пед. наук. — Л., 1953.

2.         Демурова Е. Ю. Воспитание сознательной дисциплины детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1951

3.         Порембская Л. А. Бытовой труд как средство самостоятельности детей дошкольного возраста//Ленинградский пед. институт им. А. И. Герцена. Ученые записки. — Л., 1956. — Т.126. — С.7–42.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle