Библиографическое описание:

Ткачук В. А., Козицын И. Н. Оценка функциональных резервов организма участников образовательного процесса // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 101-103.

 

Современная образовательная среда обладает многоуровневостью и многопрофильностью участников образовательного процесса. Различие по полу, возрасту, состоянию здоровья и профессиональной принадлежности предполагает и разнообразие подходов к оценке резервов их организма. В настоящее время качественная и количественная оценка состояния здоровья педагогов и обучающихся лиц занимает важное место в сфере обеспечения безопасности их жизнедеятельности: при профессионально-психологическом и медицинском отборе, диспансеризации, лечении и реабилитации [1-6,11,13,15]. Официальное, принятое Всемирной организацией здравоохранения определение здоровья как состояния полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических недостатков, далеко не в полной мере обеспечивает развитие системы оценок состояния функций организма [11].

Применительно к деятельности участников образовательной среды (УОС) важными компонентами здоровья выступают такие свойства, как адаптивность и устойчивость. Они включают в себя способность организма противостоять воздействию факторов окружающей среды путем регуляции механизмов гомеостаза для поддержания постоянства внутренней среды организма. При этом в экстремальных ситуациях социального характера существенным признаком успешной деятельности УОС служит сохранение их профессионального здоровья. Профессиональное здоровье – способность человеческого организма сохранять заданные компенсаторные и защитные свойства, обеспечивающие работоспособность во всех условиях, в которых протекает профессиональная деятельность. Именно такая задача ставится в деле сохранения и укрепления здоровья УОС при помощи специальных программ с применением здоровьеформирующих технологий. 

Задача формирования профессионального здоровья УОС заключается в том, чтобы перевести организм человека на более высокий уровень его функционирования за счёт мобилизации и тренировки его резервных возможностей. Следовательно, успех реализации этой задачи во многом зависит от того, каким комплексом резервов регуляции обладает организм. Количественный подход оценки резервов предполагает, что человек имеет определённую величину функциональных возможностей, т.е. потенциал здоровья. Поэтому в системе подготовки УОС ставится чёткая цель – увеличить потенциал здоровья. Резервы организма проявляются в физическом, эмоционально-информационном, биоэнергетическом, волевом, ценностно-мотивационном и других компонентах здоровья индивидуума, формируя его количественный и качественный ресурс (3-5,11-15). Количественный подход к оценке потенциала здоровья остро ставит вопрос о его критериях, показателях.

 Система профилактических и реабилитационных мероприятий по формированию здоровья подрастающего поколения может быть эффективной только в том случае, если она охватывает все стороны жизнедеятельности УОС и реализуется последовательно на протяжении всего образовательного процесса [3, 11].

Задача формирования здоровья заключается в повышении его потенциала за счет мобилизации резервов. Успешность ее выполнения зависит от того, какими резервами обладает организм индивидуума. Резервы организма следует оценивать на основе учета индивидуальных особенностей. Появившийся в настоящее время количественный подход предполагает, что человек в каждый период времени имеет определенную величину функциональных возможностей, т. е. величину здоровья [11]. При количественной оценке уровня здоровья следует рассматривать динамику индивидуальных возрастных, половых, конституциональных и других показателей относительно предыдущего, фонового исследования [1,3,11]. Эту динамику позволяет оценить саногенетический мониторинг (СГМ).

Для динамической оценки здоровья УОС целесообразно разработать «Паспорт здоровья», создать единую медико-педагогической среду и единую базу хранения и пополнения медико-педагогической информации, а также подготовить медицинские кадры и оснастить их соответствующей аппаратурой для проведения СГМ.

 

Диагностику состояния здоровья УОС целесообразно осуществлять на основе применения следующих апробированных методов исследования:

1. Метод определения функционального состояния организма.

СГМ в дополнение к другим используемым в образовательных учреждениях видам диагностики потенциала здоровья (диспансеризация, социально-гигиеническое анкетирование, санитарно-гигиенический контроль образовательной среды и др.) дает возможность осуществить экспертный контроль морфо-функциональных и возрастных аспектов развития УОС. С учетом качества образовательной среды результаты мониторинга используются для более плодотворного усвоения знаний, формирования умений и навыков у учащихся, необходимых для приобретения устойчивой мотивации на здоровый образ жизни.

2. Метод компьютерно-оптической диагностики осанки.

Новые возможности в оценке ортопедическою статуса больных сколиозом появились с разработкой и внедрением в медицину бесконтактных оптических методов исследования.

3. Методика скрининговой диагностики зрения.

Методика оперативного скрининга обширных контингентов детского и взрослого населения позволяет выявить состояние основных функций зрения.

4.Метод оценки психологического состояния УОС.

Программа предназначена для психологов сферы образования, оказывающих психологическую помощь и консультации учащимся общеобразовательных учреждений и системы начального профессионального образования по вопросам трудностей в обучении, проблем общения со сверстниками, учителями и родителями, а также при решении вопросов выбора профессии в соответствии с их склонностями и способностями. Кроме того, программный продукт позволяет решать задачи мониторинга развития познавательной и личностной сфер обучающихся.

Таким образом, саногенетический мониторинг является эффективным инструментом интеграции медицинского и гигиенического подходов, совмещая в себе сильные стороны каждого. Результативность этого инструмента доказана на практике деятельностью по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, а именно - результатами оценки состояния здоровья отдельного ученика и группы учащихся, применением здоровьесберегающих образовательных технологий и оздоровлением образовательной среды. Для формирования культуры здоровья в образовательной среде целесообразно внедрение системы оценки здоровья ее участников на основе проведения саногенетического мониторинга, которая должна носить межведомственный характер.

 

Литература:

1.        Бахтин Ю.К. Факторы формирования здоровья человека и их значение // Молодой ученый.-2012.-№5.-С.397-400.

2.        Буйнов Л.Г. Управление интеллектуальной собственностью в вузе// Вестник герценовского университета. 2011. №4. с.16-17.

3.        Буйнов Л.Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст] / Л.П. Макарова, М.В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования.-2012.-№4.- С.242.

4.        Макарова Л.П., Плахов Н.Н., Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый.- 2012.-№2.-С.286-289.

5.        Макарова Л.П., Соловьев А.В., Сыромятникова Л.И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый.-2013.-№12 (59).-С. 494-496.

6.        Матусевич М.С. Модель виктимности [Текст] / А.А. Канчурина, М.С.Матусевич, О.В.Шатровой // Молодой ученый.-2013.-№9.-С. 306-307.

7.        Плахов Н.Н. Использование реографии для оценки состояния периферического кровообращения при воздействии на организм шума и вибрации // Военно-медицинский журнал.-1983.- №7.- С. 51.

8.        Плахов Н.Н. К оценке функциональных резервов организма [Текст] / В.В.Пастухов, Н.Н.Плахов, З.К.Сулимо-Самуйлло // Военно-медицинский журнал.-1987.-№5.- С. 38-39.

9.        Плахов Н.Н. Оценка функции системы кровообращения при эрготермических нагрузках [Текст] / А.Н.Бухарин, Н.Н.Плахов // Физиология человека.-1990.- Т.16.-№1.- С. 106-111.

10.    Плахов Н.Н. Об оценке реакции организма на комплекс факторов обитаемости кораблей Военно-Морского Флота [Текст] / В.А.Иванова, Н.Н.Плахов // Морской медицинский журнал.-1999.-№1.-С.35-36.

11.    Плахов Н.Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена.-2012. - № 145. – С.90-95.

12.    Соловьев А.В., Савчук О.В., Хартанович И.А. Влияние личностных особенностей эмоционально-волевой сферы человека на процессы адаптации к действию знакопеременных ускорений // Новости оториноларингологии и логопатологии.-2002.-№4 (32).-С 16-19.

13.    Соловьев А.В. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников [Текст] / Л.П. Макарова, Л.И. Сыромятникова // Молодой ученый.-2013.-№12 (59).-С.494-496.

14.    Сухоруков Д.В., Богданов А.А. Социологические методы исследования аддиктивного поведения // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3. С. 61.

15.    Глазников, Л.А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л.А. Глазников, Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина, Ф.А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). с. 104-110.

16.    Сорокина, Л.А. Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов / Л.А. Сорокина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. с. 114-116.

17.    Сорокина, Л.А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л.А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55-63.

18.    Сорокина, Л.А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л.А. Сорокина, З.В. Быстрова, К.М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28-30.     0

19.    Сорокина, Л.А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Л.А. Сорокина, Л.Г. Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59-60.

20.    Буйнов, Л.Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8). С. 91-93.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle