Библиографическое описание:

Курбатова Н. Н. Активные формы обучения как фактор сохранения психологического здоровья учащихся // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 54-56.

Успешность педагогического процесса во многом зависит от тех отношений, которые складываются между учащимися в учебном процессе, от правильно организованного взаимодействия учителя с обучающимися. Вследствие этого первостепенное значение имеет решение проблем, напрямую зависящих от социально-психологической адаптации обучающихся на уроках, то есть в момент приобретения знаний. Понятно, что доминирующая роль в создании благоприятной, психологически здоровой среды на этом этапе принадлежит, в первую очередь, учителю. От учителя зависит наличие условий, направленных на полноценное психофизическое развитие детей и обеспечение их эмоционального равновесия. Именно этим фактом полностью опровергается мифическая, на мой взгляд, идея о том, что учитель лишь оказывает услуги, не влияя при этом на формирование личности, на передачу частицы себя этой личности, на создание таких форм обучения, при которых учащийся сумел бы полностью реализовать свой творческий потенциал. Учитель — первый, кому выпадает честь влиять на эти процессы, ибо от их реализации зависит наличие или отсутствие возможности самовыражения и самореализации учащихся, напрямую связанных с психологическим здоровьем подопечных. Именно поэтому на данном историческом отрезке времени нам необходим думающий учитель, способный осуществлять обучение в симбиозе с воспитательными действенными установками, а не урокодатель [3, с.58].

Возникает вопрос: на что и как реально может повлиять учитель?

Учебная деятельность учащихся обусловлена спектром психологических факторов, важнейшим из которых является мотивация. Самым продуктивным видом мотивации является познавательная мотивация, так как познавательной мотивации присуще качество ненасыщаемости, что способствует в последующем развитию самомотивации у учащихся. Следует заметить, что у многих учащихся учебная мотивация сформирована неверно. Причиной этого зачастую является влияние класса или группы с аморфной мотивацией, то есть когда отсутствует ярко выраженная мотивация к учебной деятельности [1, с.63]. Такие учащиеся отличаются низкой успеваемостью, нежеланием выполнять поставленные перед ними учебные задачи.

Задача учителя заключается в том, чтобы вызвать интерес к изучаемым теоретическим знаниям. Для этого необходимо осознание учащимся личностного смысла в приобретении знаний в данной области науки. Этот момент наступает тогда, когда учащийся понимает полезность знаний лично для себя. Вот почему учителю необходимо на каждом уроке определять цели и ставить задачи перед учащимися так, чтобы они стали целями и задачами самого студента. А для этого учитель должен быть компетентен относительно профессиональной ориентации каждого учащегося и всякий раз делать соответствующие акценты при изучении той или иной темы.

Кроме учета профессиональных предпочтений, на формирование познавательной мотивации большое влияние оказывает содержание обучения, в котором присутствие ярких иллюстраций — примеров прикладного характера в повседневной жизни — также способствует формированию положительной мотивации к изучаемому предмету. Наконец, нельзя не отметить в качестве положительного фактора для создания позитивного отношения к предмету отношение самого учителя к своему предмету.

И все же, все перечисленные методы не в полной степени обеспечивают развитие познавательной мотивации. Необходимо совершенствовать организацию самого урока так, чтобы создать должные условия для проявления познавательной активности и самостоятельности.

Для реализации данного условия учителю необходимо выстраивать субъект-субъектные отношения с учащимися, в которых обучающиеся находятся в положении активных деятелей. Этому способствует использование методов педагогического сотрудничества, а также методов проблемного обучения и активных методов обучения. Применение активных методов обучения обусловлено современными задачами образования, заключающимися в том, чтобы не только обеспечить знания, но и развивать познавательную мотивацию, творческое мышление учащихся, их способности, а также формировать умения и навыки умственного труда.

Познавательная активность и самостоятельность у учащихся проявляется в стремлении и умении мыслить, в способности переносить приобретенные знания, умения и навыки в новые учебные и жизненные ситуации, в использовании оригинальных подходов к решению задач любого типа, в определении причинно-следственных связей и проявлении творчества при выполнении учебных и практических заданий. При использовании активных методов обучения учащиеся демонстрируют не только уровень интеллектуального развития, но и проявляют личностную позицию.

Учитель, способствующий формированию учащегося как субъекта учебной деятельности, должен изначально определить учебные действия, программу их выполнения и четкую организацию упражнений по изучаемому материалу. А в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов — четко спрогнозировать УУД, формирующиеся в процессе изучения конкретной темы. Использование в учебном процессе активных методов обучения позволяет включить учащихся в учебную деятельность как субъектов этой деятельности.

В современный период сущность понятии «активные методы» интерпретируется следующим образом: активное обучение означает переход от преимущественно алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим появление познавательной мотивации, условий для творчества в обучении.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности [4, с. 45].

Необходимость внедрения и развития активных методов обусловлено тем, что перед современным обучением встали новые задачи: не только дать знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления и навыков самостоятельного умственного труда.

Под познавательной деятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Активным методам присущ характер интегративности. Это проявляется, в первую очередь, в том, что обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реальным, когда материал, подлежащий усвоению, становится целью деятельности и перестает быть средством. Во-вторых, осуществляется не только передача знаний, но и обучение умениям их практического использования; в-третьих, организуется формирование новой, качественно иной установки на обучение в эмоционально насыщенном процессе коллективного творческого труда.

Разновидностью активных методов обучения являются интерактивные методы, основной принцип которых — получение знаний в процессе взаимодействия обучающихся друг с другом и с учителем.

Интерактивные методы обучения побуждают учителя и учащихся к активному взаимодействию. В деятельности учителя центральное место занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих обучающихся, которые, обсуждая поставленные вопросы, отстаивая свою точку зрения и оспаривая или принимая другую, стимулируют и активизируют друг друга. При применении интерактивных методов на интеллектуальную активность сильнее всего действует дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется тогда, когда люди коллективно ищут истину. Кроме того, действует такой психологический феномен, как заражение, где любая высказанная одноклассником мысль способна непроизвольно вызвать собственную, аналогичную, близкую к высказанной или, наоборот, вовсе противоположную [2, с.34].

Интерактивные методы наиболее соответствуют реализации концепции личностно-ориентированного подхода в обучении, учитель выступает в роли организатора и консультанта процесса взаимодействия, создает условия для проявления учащимися инициативы. Новые знания, умения и навыки формируются на основе опыта самих обучающихся в ходе сотрудничества и взаимообучения. В процессе интерактивного урока школьники учатся выражать собственное мнение, формулировать высказывания, доказательно отстаивать свою точку зрения, внимательно выслушивать альтернативное мнение.

Такая организация занятий, во-первых, предполагает создание познавательного климата в коллективе, в результате воздействия на интеллектуальную активность учащихся в процессе коллективного поиска истины, духа соревнования и эффекта заражения. Во-вторых, позволяет определить сферу применения полученных знаний в будущей профессиональной деятельности. В-третьих, позволяет дифференцировать информацию, предлагаемую для усвоения. В-четвертых, позволяет повысить уверенность учащихся в своих способностях, в частности, посредством активизации коммуникативных навыков [4, с.21].

И, наконец, такая организация урока позволяет адаптировать учащихся с разным уровнем развития способностей, активно включать в познавательный процесс всех учащихся в классе.

Использование активных методов обучения позволяет реализовать идею сотрудничества, учит субъектов учебного процесса конструктивному взаимодействию, способствует созданию психологического климата, доброжелательной обстановки, успешной социально-психологической адаптации всех участников образовательного процесса.

 

Литература:

1.                  Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. пособие для преподавателей и аспирантов вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999, 304с.

2.                  Корнеева Л. И. Современные интерактивные методы обучения в системе повышения квалификации руководящих кадров в Германии: зарубежный опыт. 2004. № 4.

3.                  Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ Под общей ред. В. С. Кукушкина. Серия «Педагогическое образование». М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: изд. центр «МарТ», 2004. 336с.

4.                  Ярошенко С. Н. Активные методы обучения как интегративный фактор повышения мотивации учебной деятельности студентов// Вестник ОГУ, 2005. № 9.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle