Библиографическое описание:

Кисляков П. А. Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в условиях актуализации национальных интересов // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 46-49.

Вопросы безопасности в современном обществе становятся все более актуальными в силу активных изменений в различных сферах жизни: геополитической, этно-социо-культурной, политической, экономической, духовной и др. Люди все чаще оказываются под угрозой негативных воздействий социального характера: психологических, информационных, экстремистских, девиантных и пр., что предъявляет повышенные требования к их безопасности [7, 8, 10, 11].

Попытки защитить личность и общество от неблагоприятных воздействий предпринимаются на общегосударственном уровне. Еще в начале XXI века разработаны и реализуются: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (2000), Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (2009), Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года, Стратегия государственной молодежной политики в РФ на период до 2016 года, Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. Целенаправленно выделяются большие финансовые средства на обеспечение общественной безопасности, здравоохранение, образование и научные разработки в области безопасности и противодействия терроризму и экстремизму.

В настоящее время разворачивается сложный процесс актуализации национальных интересов с выработкой новой стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, ориентированной на формирование общества и государства безопасного типа с опорой на консерватизм и традиционализм, заключающихся в бережном и позитивном отношении к ценностям собственного народа, его устоям и укладам [2]. В основе идеологии современного российского национального консерватизма находятся традиции и идеалы достоинства, мужества, справедливости, солидарности, духовности и великодушия (М.В. Богуславский, В.И. Добреньков, С.О. Елишев, Ю.П. Вяземский, Л.В. Поляков и др.). В связи с этим актуальной и своевременной становится проблема изучения ценностных ориентаций и личностных особенностей молодых людей с разными установками и представлениями о безопасном поведении, по-разному оценивающих национальные интересы общества и государства, с различной степенью готовности к их реализации в собственной жизнедеятельности.

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации мобилизует государственные структуры, общественность, семью, школу на формирование личности, общества и государства безопасного типа (в терминологии Л.И. Шершнева [14]), актуализируя национальные интересы с опорой на консерватизм и традиционализм. Вопрос о социально значимой модели поведения личности, разделяющей общечеловеческие ценности и национальные интересы является актуальным в любое историческое время, так как общество всегда нуждалось в людях, способных на духовное, научное и культурное возрождение. Негативные социокультурные трансформации, происходящие в современном обществе, и, как следствие, психологическая трансформация личности, ее ценностно-мотивационной сферы, мировоззрения и образа жизни убедительно требуют поиска путей и разработки процесса проектирования продуктивных моделей безопасного просоциального поведения личности в том числе с использованием ресурсов образовательной области «Безопасность жизнедеятельности».

Проект Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года фиксирует: «Формирование гражданственности и патриотизма молодежи, идентичности гражданина России позволит решить ключевые задачи развития нашего общества – обеспечить безопасность российского государства и общества, сохранить государственный суверенитет России; преодолеть мировоззренческий кризис; возродить уважение к государству, обществу, семье; отечественному историческому и культурному наследию». При этом образование в целом, и в области безопасности жизнедеятельности в частности, может стать самым надежным фактором национальной безопасности, так оно способно остановить процессы духовного и интеллектуального обнищания нации, расширить образовательный потенциал граждан, сформировать нравственные качества личности, а значит воспитать уважение к закону, к честному труду, к историческим традициям своей страны [9]. В решении этой проблемы ведущую роль играет учитель. Именно от него зависит, какое миропонимание будет формироваться у школьников, какие нравственные ценности будут они усваивать, каким будет их духовный мир [6]. Первый канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк еще в 19 веке заметил, что «войны выигрывают не генералы, а школьные учителя», подчеркивая определяющую роль педагога в обеспечении жизнестойкости государства и общества.

А.Я. Голов в качестве приоритета системы образования обозначает ориентацию на воспитание гражданина готового к защите Отечества. При этом защита Отечества в авторском понимании предполагает способность противостоять враждебным, деструктивным силам природного, техногенного, социального и военного характера, нейтрализовать их. Она означает защищенность личности – ее прав и свобод, социальных и национальных групп – их статуса, функциональных ролей, самобытности; общества – его материальных и духовных ценностей; государства – его территориальной целостности, суверенитета, конституционного строя. Готовность гражданина к защите Отечества включает его потребность, возможность и способность обеспечить национальную безопасность [4].

Реализуемая сегодня образовательная политика воплощается в ярко выраженном государственном патриотизме, а также акценте на том, что поведение всех субъектов образовательной деятельности должно соответствовать социальным нормам. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на формирование личности учащихся в данном направлении. Так, в стандарте описан следующий портрет выпускника основной школы: «любящий свой край и своё Отечество, … уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности … гражданского общества, многонационального российского народа…; социально активный, уважающий закон и право порядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов…». Образование в области безопасности жизнедеятельности в настоящее время также носит ярковыраженный социальный характер [1, 3, 7, 12]. Так в числе задач курса ОБЖ во ФГОС общего образования выделены формирование у учащихся антитеррористической, антиэкстремистской личностной позиции, осознание ими необходимости подготовки к защите Отечества, формирование установки на здоровый образ жизни и пр. Наблюдается и расширение образования в области социальной безопасности в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов безопасности жизнедеятельности [8, 11, 13].

Просоциальность субъектов образования декларируется также в Концепции профессионального стандарта педагога. Так, для эффективного осуществления образовательной, воспитательной и развивающей деятельности педагогу необходимо усвоить ряд фундаментальных понятий, в том числе следующие: «гражданская и социальная идентичность; система ценностей личности; образцы и нормы просоциального поведения, в том числе в виртуальной и поликультурной среде» и др. Данные показатели социализации имеют прямое отношение и определяют уровень сформированности личности безопасного типа.

В качестве консервативно-традиционных форм и средств обучения (ретроинноваций – в терминологии М.В. Богуславского [2]), формирующих личность и общество безопасно типа, внедряемых и планируемых к внедрению в системе российского образовании можно назвать следующие: вывешивание на здании образовательного учреждения государственного флага, исполнение государственного гимна на праздновании начала учебного года; осуществление систематичной и целенаправленной внеурочной воспитательной деятельности гражданско-патриотической направленности (организация историко-поисковых отрядов, школьных музеев, проведение военно-спортивных игр «Зарница», «Орленок»); возрождение физкультурно-допризывной деятельности (развитие «Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту», введение нормативов «Готов к труду и обороне»).

Необходимость реализации ретроинноваций в школе, вузе, как институте социализации, обусловливает потребность в профессионально и нравственно зрелом педагоге-специалисте безопасности жизнедеятельности как агенте социализации личности, способном помочь сочетать осмысление социальных нормативов жизнедеятельности с формированием в себе диспозиционной установки на их соблюдение [5].

Таким образом, современная национальная политика ориентирована на просоциальную личность, личность, осознающую значимость решения проблем социальной эффективности и безопасности не только человека, но и общества, народа, а также государства, его социальных институтов. Обоснование стратегии развития российского образования на традиционно-консервативной основе может стать действенным ресурсом обеспечения национальной безопасности.

 

Литература:

1.         Близнюкова И.И. Педагогические условия формирования навыков социально безопасного поведения учащихся общеобразовательной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 2013. – 23 с.

2.         Богуславский М.В. Консервативная стратегия модернизации российского образования в XX- начале XXI вв. // Проблемы современного образования. – 2014. – № 1. – С. 5-11.

3.         Гаряев Н.В. Формирование у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. – Екатеринбург, 2007. – 169 с.

4.         Голов А.Я. Социально-педагогические основы национальной безопасности государства: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Калининград, 2001. – 157 с.

5.         Гуцаленко Л.А. Социальные инновации и квазиинновации в человеческом измерении // Социологические исследования. – 2011. – № 7. – С.15-25.

6.         Кисляков П.А. Новый учитель – здоровому и безопасному образу жизни // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 10. – С. 68-71.

7.         Кисляков П.А. Профессиональная подготовка будущих педагогов к безопасной жизнедеятельности в социуме: технологии интеграции // Интеграция образования. – 2011. – № 2. – С. 14-18.

8.         Михайлов Л.А. Концепция образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» (в классических, педагогических, гуманитарных вузах). – Режим доступа: http://russmag.ru/product.php?id=81 (дата обращения 10.12.2013).

9.         Михайлова Е.Н. Образование и национальная безопасность: правовой аспект // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – №1. – С.47-53.

10.     Молодцова Е.Ю., Ребко Э.М. Социальная безопасность: основные представления и подходы к обучению // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – № 5. – С. 24.

11.     Петров С.В. О подготовке новых программ при переходе на уровневую структуру образования // Здоровьесберегающее образование. – 2010. – №2. – С. 97-99.

12.     Ребко Э.М. Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в педагогических вузах // Молодой ученый. – 2014. – № 2 (61). – С. 850-851.

13.     Ребко Э.М. Система подготовки будущих учителей ОБЖ в области социальной безопасности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2013. – № 162. – С. 156-162.

14.     Шершнев Л.И. Формирование личности безопасного типа как отражение потребности общества и времени // Информационный сборник «Безопасность». – 1994. – №7. – С. 12-18.

Основные термины (генерируются автоматически): безопасности жизнедеятельности, Российской Федерации, национальной безопасности, области безопасности жизнедеятельности, безопасного типа, безопасности Российской Федерации, социальной безопасности, личности безопасного типа, области социальной безопасности, защите Отечества, государства безопасного типа, специалистов безопасности жизнедеятельности, политики Российской Федерации, национальной политики Российской, общественной безопасности, Стратегия государственной, актуализации национальных интересов, педагогов безопасности жизнедеятельности, национальной безопасности Российской, инженера безопасности жизнедеятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle