Библиографическое описание:

Киселева Э. М., Рзаева Г. И. К вопросу об организации научно-исследовательской работы студентов // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 42-43.

Профессиональная компетентность современного специалист в области образования предполагает владение не только определенными знаниями, но и навыками творческого решения практических задач, готовностью постоянно повышать свою квалификацию, умением быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать в вузе, через активное участие студентов в научно-исследовательской работе.

Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности. Важно отметить, что процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле.

Современному обществу необходимы специалисты, способные применять на практике полученные знания, умения и навыки. Важным условием выживания и работы человека в информационном мире становится овладением методом научного познания мира и исследовательским стилем мышления.

Исследовательский подход в обучении впервые был выдвинут во второй половине XVIII века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы его использование стало востребованным педагогическим сообществом. Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

Для того чтобы деятельность студентов стала исследовательской, преподаватель должен решить ряд проблем по формированию творческого импульса в сознании студента, а затем обучить его принципам, методам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания, дать возможность самореализоваться студенту через решение задач научного характера по индивидуальной теме. При этом студент должен четко представлять, что он должен получить, каким образом и когда сможет достичь конечного результата [6].

Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции, - всё это позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников по ней, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Так или иначе, исследовательской работой занимаются все студенты вузов. Написание рефератов, курсовых, дипломных работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых исследований.

Научно-исследовательская работа начинается с определения проблемы, в наибольшей степени интересующей исследователя. Это ведет к поиску соответствующих источников информации, а в случае неудовлетворенности этой информацией - к попыткам самостоятельных решений проблемы путем проведения научного исследования.

После определения основного направления исследования, студенты подбирают литературу, в той или иной степени затрагивающей данную проблему, формируют тему и цель, выявляют гипотезу. Далее подбираются соответствующие методы и методики исследования, планируется работа, обеспечивающая грамотное решение поставленных перед исследованием задач. Одним из важнейших условий научно-исследовательской работы является ее новизна и, как выход, практическая значимость полученных результатов.

Следующим важнейшим этапом научно-исследовательской работы является сбор экспериментальных, фактических данных, являющихся материалом для дальнейшего анализа и обобщения. В некоторых случаях исследование может носить теоретический характер и основываться лишь на анализе литературных источников, сборе накопленных фактов, выстраивании на их основе самостоятельной линии анализа и обобщения, получения нового взгляда на проблему, новых данных, новых выводов [5].

Основой эффективной научно-исследовательской деятельности студентов является исследовательская компетентность, состоящая из совокупности элементов компетентности. Под элементами компетентности понимается готовность к решению относительно самостоятельной задачи в рамках исследовательской деятельности, приводящей к достижению конкретного результата в соответствии требованиями профессионального стандарта [3].

В сфере исследовательской деятельности можно выделить следующие элементы компетентности:

– интеллектуальная готовность – представляет собой способность к эффективной мыслительной деятельности на различных этапах научного исследования;

– информационная готовность рассматривается как готовность студента к поиску необходимой научной информации с использованием современных информационно-коммуникативных средств;

– экспериментальная готовность – это способность к проектированию, организации и проведению педагогического эксперимента;

– рефлексивная готовность – способность к осознанию способов деятельности и результатов, соотнесение выводов с поставленной целью;

– презентационная готовность – может быть рассмотрена как способность студента доступно представлять и защищать научные результаты, как в ходе научного поиска, так и по завершению исследования. Специфика научно-исследовательской работы предполагает свободное владение студентов интеллектуальными умениями, являющимися базовыми для научного поиска [4].

Научно-исследовательская деятельность – важный компонент подготовки студента. Эта работа включает такие формы, как выполнение самостоятельных научных исследований кафедр, постановку и проведение экспериментов, выполнение курсовых работ, реализацию научно-исследовательских проектов, научно-исследовательскую практику, научные семинары, подготовку публикаций, участие в конференциях [2].

Элементы исследовательской деятельности для студентов должны вводиться постепенно, усложняясь от курса к курсу через различные виды самостоятельной работы.

На первых курсах студенты знакомятся с методами учебного исследования через доклады, индивидуальные задания, рефераты, введение элементов творческого поиска при выполнении лабораторных и практических работ. Доклад это первый этап в организации учебно-исследовательской работы студентов, который осуществляется через публичное сообщение на определенную тему, способствует формированию первых навыков исследовательской работы, а реферативное исследование это следующий этап в организации учебно-исследовательской работы студентов и он осуществляется через краткую запись идей или тем с анализом использованной литературы.

На следующем курсе вводится непосредственное исследование, какого-либо процесса, явления. На последнем курсе – обязательное выполнение выпускных квалификационных работ с элементами научных исследований. Студенты самостоятельно разрабатывают и исследуют темы, которые наработаны при прохождении ими практик [1].

Профессиональная компетенция будущего специалиста заключается в способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода, принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности. Способность к научному исследованию определяет социальную значимость будущего специалиста, его востребованность, мобильность и готовность к инновационной профессиональной деятельности, а все это возможно только при активном вовлечении студентов в исследовательскую работу.

 

Литература:

1.    Иванова Ж. Г. Организация исследовательской работы студентов [Текст] / Ж. Г. Иванова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 224-226.]

2.    Бережнова, Л.Н. Научно-исследовательская работа студента как гуманитарная технология: учеб. пособие / Л.Н. Бережнова, В.И. Богословский. – СПб., 2007.

3.    Киселева, Э.М. Развитие интеллектуальных исследовательских умений в профессиональной компетентности магистров в области безопасности жизнедеятельности. // Мир науки, культуры, образования. Международный научный журнал. Горно-Алтайский государственный университет. №3, (34), июнь 2012. с. 96-98

4.    КиселеваЭ.М. Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению. // Молодой ученый, №12 (71). Август, №12 (71), 2014, с.277-280

5.    Костецкая Г.А. Киселева Э.М.Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов. Научно-технические ведомости СПбГПУ, №2(«24), Серия «Гуманитарные и общественные науки»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle