Библиографическое описание:

Газизулин Т. Г., Максиняева М. Р. О методическом подходе к формированию практических занятий для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности») // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 27-29.

В условиях реализации образовательных программ, разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) ставит перед образовательными учреждениями высшего профессионального образования целый ряд проблем методического и организационного характера, от успешного решения которых зависит в конечном итоге уровень компетентности выпускников. К таким проблемам можно отнести проблему повышения практической направленности подготовки студентов в рамках требований действующих образовательных стандартов и их дальнейшего развития.

Решение проблем указанной направленности требует от преподавателей и образовательных учреждений высшего профессионального образования поиска новых методов и форм проведения практических занятий и подходов к организации образовательного процесса, обеспечивающих формирование у обучающихся устойчивых профессиональных компетенций (ПК).

ФГОС направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности») предполагает, например, формирование у обучающихся таких компетенций как:

– готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

– готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).

Формирование указанных общекультурных и профессиональных компетенций возможно только при условии разработки и внедрения в учебный процесс разнообразных по содержанию активных форм занятий, предполагающих применение соответствующей учебно-материальной базы, специализированных классов, полигонов, информационных систем и технологий и т.д.

Многолетняя практика применения активных форм проведения практических занятий (кейс-метод, тренингов, деловых игр) показывает, что на этапе их разработки зачастую происходит смешение понятий: «деловая игра», кейс-метод, тренинг.

Опыт показывает, что разработка тренингов, деловых игр по дисциплинам профессионального цикла «Безопасность жизнедеятельности», «Пожарная безопасность», «Обеспечение безопасности образовательного учреждения», требует соответствующей учебно-материальной базы (УМБ) и применения современных образовательных технологий.

Тренинги, деловые игры позволяют уменьшить разрыв между абстрактным характером учебного процесса и реальностью будущей профессиональной деятельности, придать системный характер полученным знаниям путем взаимного увязывания разрозненных знаний, умений и навыков, полученных в результате освоения дисциплин учебного плана. Деловые игры вносят момент социального взаимодействия и прививают навыки профессионального общения, создают насыщенную обратную связь между преподавателем и студентом.

Деловая игра, например, позволяет студенту проявить в комплексе его свойства как личности, провоцирует включение рефлексивных процессов, предоставляет студенту возможность интерпретации и осмысления полученных результатов обучения. В частности, деловая игра позволяет сформировать профессиональные и специальные компетенции, которые необходимы студентам для успешного исполнения обязанностей педагога в образовательных учреждениях среднего образования.

В рамках работы по совершенствованию практической направленности подготовки будущих педагогов работа кафедры медицины и безопасности жизнедеятельности Московского педагогического государственного университета (МПГУ) в последние годы была сосредоточена, в основном, на разработке таких практических занятий как тренаж (групповое упражнение), в ходе которых обучающиеся получали отдельные умения и навыки. А разрабатываемые преподавателями кафедры деловые игры не в полной мере отвечают требованиям образовательного стандарта по направлению подготовки, недостаточно содержательно взаимосвязаны.

В этой связи представляется весьма актуальной разработка на основе накопленного кафедрой опыта методического подхода к формированию занятий практической направленности для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности»)».

Содержательной основой методического подхода для разработки активных форм занятий и, прежде всего, тренингов и деловых игр должны стать четко сформулированные в соответствии с образовательным стандартом профессиональные компетенции, формируемые в рамках дисциплин.

Результаты работы коллектива кафедры и взаимодействие с другими кафедрами университета по совершенствованию содержания рабочих программ учебных дисциплин и учебно-методического обеспечения учебных дисциплин позволили прийти к пониманию места тренингов и деловых игр в формировании умений и навыков будущего педагога и необходимости построения логической связи практических занятий для последовательного формирования умений и навыков по принципам «от частного к общему», «от простого к сложному».

Анализ учебно-методического обеспечения занятий практической направленности показывает, что, как правило, для всех тренингов и деловых игр разрабатывалась своя исходная ситуация (обстановка), свой информационный массив, а самое главное все, за редким исключением, тренинги и деловые игры не имели логической взаимосвязи.

Разрозненность по содержанию и исходной обстановке тренингов и деловых игр в определенном смысле затрудняла понимание логики и последовательности формирования профессиональных компетенций будущего выпускника.

Так, например, в рамках дисциплины «Пожарная безопасность» студенты на практическом занятии отрабатывают навыки применения индивидуальных средств защиты. В свою очередь эти навыки становятся практической основой для отработки навыков, формируемых в рамках дисциплины «Организация спасения в условиях чрезвычайных ситуаций».

Существует проблема методического характера, связанная с пониманием сущности деловой игры. В сущности деловой игры следует выделять двух отличительных (от других форм практических занятий) признака:

– наличие игровых взаимодействий обучаемых, выполняющих функции и задачи в различных должностях;

– наличие ситуации, формируемой путем выдачи руководителем занятия вводных на основе единой исходной обстановки.

Анализ недостатков в разработке учебно-методического обеспечения практических форм занятий, его применения в учебном процессе позволил выявить важное обстоятельство. В планировании учебно-методической работы на кафедрах, реализующих дисциплины учебного плана, отсутствовала взаимосвязь (междисциплинарные связи) и единый в рамках реализуемой образовательной программы подход. Недостатки, существующие в практике реализации образовательной программы, в большинстве своем связаны с отсутствием четко сформулированного общего взгляда на разработку таких форм учебных занятий как тренинги и деловые игры.

В основу разработки методического подхода были положены следующие основные принципы:

– преемственности учебно-методического обеспечения и накопительного опыта;

– ориентации на требования ФГОС ВПО;

– системности рассмотрения содержания практической деятельности будущих бакалавров;

– комплексного подхода к формированию учебно-методического обеспечения дисциплин профессионального цикла;

– «от простого к сложному» (от частных умений – к выработке навыков – от простых навыков к более сложным навыкам, к формированию компетенций).

В результате проведенных исследований этой проблемы был разработан методический подход, заключающийся в том, что на основе реализуемых практических занятий и деловых игр по отдельным дисциплинам формулируется замысел, исходная обстановка для всех видов практических занятий и учебные задачи комплексной деловой игры как завершающей в смысле формирования требуемых компетенций выпускника.

На начальном этапе реализации методического подхода проводится анализ структурно-логической схемы изучения дисциплин. Уточняется порядок и последовательность изучения дисциплин кафедры за весь период обучения студентов.

На втором этапе выделяются базовые дисциплины (не путать с дисциплинами базовой части ФГОС ВПО) и дисциплины, которые по своему наполнению содержания являются по отношению к базовой дисциплине «производными дисциплинами».

На третьем этапе применительно к структурно-логической схеме изучения дисциплин распределяются (группируются) компетенции) формируемые в рамках конкретных дисциплин, и на их основе определяются темы тренингов, деловых игр с привязкой к группе компетенций.

На четвертом этапе формируется перечень тренингов, деловых игр с учетом единого замысла, основанного на комплексной деловой игре по базовой дисциплине, и разрабатываются методические рекомендации к подготовке и проведению деловых игр.

Реализация указанного подхода будет осуществляться в МПГУ поэтапно с учетом совершенствующейся учебно-материальной базы и возможностей специализированных классов, оснащенных специальным программным обеспечением.

 

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle