Библиографическое описание:

Вилейто Т. В. Совершенствование билингвальной коммуникативной компетенции бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 25-27.

 В эпоху глобальных коммуникационных и технологических преобразований реформирование высшего образования диктует потребности в подготовке мобильных специалистов, готовых работать в условиях демократизации и интернационализации профессиональной среды. Этот процесс предполагает развитие у будущих педагогов таких межличностных отношений как: 1. Формирование готовности к решению различных проблем (как в академическом плане, так и в более широком контексте).

2. Развитие стремления учиться всю жизнь, обновляя и совершенствуя полученные знания, умения и навыки применительно к изменяющимся условиям.

3. Совершенствование билингвальной коммуникативной компетенции в устном и письменном общении с учетом социокультурных отличий современного поликультурного мира.

Эффективная коммуникационная деятельность – один из критериев оценки профессионала-педагога и необходимое условие решения профессиональных задач в образовательном процессе [2]. В этой связи считаем необходимым особое внимание уделить совершенствованию билингвальной коммуникативной компетенции в процессе освоения основной образовательной программы (ООП) подготовки бакалавров педагогического образования по профилю Образование в области безопасности жизнедеятельности.

Владение иностранным языком позволяет совершенствовать профессиональную компетентность будущего педагога в области безопасности жизнедеятельности, расширять его общекультурный кругозор в процессе получения информации в области своей профессиональной деятельности, повышать эффективность делового общения и успешно решать профессиональные задачи в процессе преподавания таких курсов как Безопасность жизнедеятельности (БЖД) и Основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).            Надо отметить, что процесс совершенствования билингвальной коммуникативной компетентности носит этапный характер. На первом этапе происходит повторение, коррекция и закрепление билингвальных знаний, приобретенных учащимися в процессе обучения в средней школе, что является базой для перехода к вузовскому обучению иностранным языкам.

Второй этап ориентирован на достижение образовательных, развивающих, воспитательных и практических целей, так как продолжается работа по формированию и совершенствованию билингвальных знаний, навыков и речевых умений [1]. На этом этапе происходит постепенное усиление лингво-профессиональной и профессионально-деловой направленности обучения в области безопасности жизнедеятельности. Необходимо отметить, что билингвальный процесс предоставляет возможность бакалавру приобрести не только необходимые билингвальные профессиональные знания и умения, но и опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.

Нам представляется, что этот многокомпонентный процесс связан с пониманием, обработкой и интерпретацией воспринимаемых данных по безопасности жизнедеятельности, активизацией и использованием внутренней, когнитивной информации в этой сфере, стратегией деятельности в своей профессиональной области.

В основе этого процесса лежат синтез интегративных знаний по безопасности жизнедеятельности, а также общие знания о культуре и коммуникации в своей стране и в стране иностранного языка. Деятельностный компонент включает в себя учебные и исследовательские умения студентов, которые можно классифицировать в 3 группы:

1. Ориентационно-оценочные:сравнивать, делать выводы, сопоставлять разные точки зрения, работать с источниками информации и др.

2. Конструктивно-оформительские:систематизировать информацию по самостоятельно разработанному алгоритму, отстаивать свою точку зрения, анализировать и обобщать и др.

3. Информационно-аналитические: находить новое, анализировать, систематизировать, классифицировать, использовать факты, самопознание и др.

Направляющим компонентом этого процесса по совершенствованию билингвальной компетенции бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности являются мотивация, потребности и рефлексия, которые направлены на сознательное освоение профессиональных знаний и позволяют охватить эмоционально-оценочное отношение личности к миру, так как связаны с осознанием и оценкой собственных эмоциональных реакций и состояний.

Таким образом, билингвальная коммуникативная компетенция бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности выступает в качестве одного из показателей сформированности профессиональной компетентности личности и может определяться как одна из ключевых компетенций, которой должен овладеть будущий учитель.

Использование иностранного языка как способа постижения мира специальных знаний, в нашем случае по безопасности жизнедеятельности (техносферной безопасности), приобщения к культуре безопасности различных народов, к диалогу различных культур и цивилизаций в общепланетарном масштабе – все эти идеи билингвального образования имеют важное значение для Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, осваивающего гуманистическую парадигму образования и реализуются, в частности, на факультете безопасности жизнедеятельности.

В рамках ООП подготовки бакалавров по направлению 050100.62 Педагогическое образование (профиль Образование в области безопасности жизнедеятельности) билингвальная подготовка осуществляется, в первую очередь, за счет дисциплин «Иностранный язык», который изучается на 1 году освоения ООП и изучается в объеме 72 часов, а также дисциплины «Деловой иностранный язык», который изучается студентами за счет часов блока факультативных дисциплин и курсов по выбору в объеме 180 часов. Настоящие дисциплины представляют собой практико-направленные курсы английского языка, нацеленные на тренировку профессионально-ориентированного англоязычного материала во всех видах речевой деятельности.

Эффективная реализация процесса формирования и совершенствования билингвальной коммуникативной компетенции обеспечивается через традиционную лекционно-семинарскую систему обучения с использованием инновационных и интерактивных форм организации учебного процесса в вузе, включая практические и семинарские занятия, коллективные и индивидуальные упражнения, самостоятельную работу, консультации, диспуты, круглые столы, деловые и ролевые игры, проекты, презентации, НИРС, различные виды практических заданий и др.[3]

Основываясь на собственном опыте работы в этом направлении на факультете безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И.Герцена, считаем необходимым отметить, что свое особое место в общей организации и реализации этого процесса заняли билингвальные семинары и дискуссионные клубы по изучению следующих учебных модулей профессионального цикла подготовки: Социальная безопасность человека, Защита человека в ЧС, Безопасность жизни в техносфере, Основы психологической безопасности в ЧС. Целью данных занятий является содействие развитию профессиональной компетенции бакалавров, обучающихся по направлению Педагогическое образования (профиль Образование в области безопасности жизнедеятельности) путем овладения знаниями в области техносферной безопасности, в т.ч. на иностранном языке.

Надо отметить, что при подготовке и проведении билингвальных семинаров по изучению техносферной безопасности перед нашими студентами был поставлен целый комплекс задач, направленных:

-          на формирование глобального мышления о планетарном сообществе людей (философской триаде человек – природа-общество);

-          на развитие познавательного интереса к ключевым проблемам современного мира, а именно природным катастрофам, межнациональным отношениям, кризису культуры и нравственности и др.;

-          на осуществление самостоятельной работы с целью овладения специальными и общенаучными умениями, позволяющими самостоятельно добывать информацию в печати и в электронных источниках, в т.ч. на иностранном языке и представлять эту информацию в виде мини-проектов (форма презентация) на иностранном языке;

-          на совершенствование билингвальной коммуникативной компетенции в устном и письменном общении с учетом социокультурных отличий современного поликультурного мира;

-          на овладение информационными технологиями с учетом современных тенденций обновления содержания образования в области безопасности жизнедеятельности.

Следует также добавить, что поставленные задачи были выполнены на высоком уровне развития билингвальной компетенции, которая проявилась в умении студента достаточно быстро реагировать и адаптироваться к языковой ситуации, анализировать ее и выбирать наиболее эффективные способы решения задач. При этом студенты показали способности к вариативному и творческому мышлению, также умения действовать в нестандартных ситуациях, что особенно важно при формировании профессиональных качеств у специалистов в образовательной области безопасности жизнедеятельности.

Эти формы обучения являются междисциплинарными и интегрируют содержание факультативного курса «Деловой английский язык» и вышеобозначенных учебных модулей профессионального цикла ООП по направлению Педагогическое образование. По нашему мнению, такой подход к обучению способствует подготовке квалифицированного специалиста в образовательной области безопасность жизнедеятельности, который способен к самосовершенствованию и взаимодействию с другими участниками коммуникации, вести профессиональную деятельность в иноязычной среде, а также сориентированном на решении проблем безопасности в социальных, политических, экологических и национальных отношениях.

.

Литература:

1.                          Брыксина, И.Е. Роль билингвального образования в формировании специалистов социальной сферы / И.Е. Брыксина // Современные технологии в социальной работе и вузовской подготовке специалистов социальной сферы: межвуз. сб. науч. тр. – Тамбов; Москва; Терре-Хот (США): Изд-во ТГУ, 2002.

2.                          Вилейто Т.В., Мазурова Н.М. Развитие коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку. / Сборник научных трудов Института экономики и права. – СПб.: Редакционно-издательский отдел Института экономики и права, 2007.

3.                          Филимонова М.С. Модель билингвальной подготовки студентов неязыковых специальностей вуза // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11 (часть 5).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle