Библиографическое описание:

Бырылова Е. А. Формирование общекультурных компетенций в подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 23-24.

Европейская квалификационная рамка представляет результаты обучения (Learning Outcomes)как набор знаний, умений и компетенций, освоенных человеком, которые он может продемонстрировать по завершении обучения. Формулировка результатов обучения показывает, что обучающийся должен знать, понимать и готов делать по завершении обучения.

Существует несколько уровней применения показателей результативности обучения:

·                     индивидуальный уровень, при котором результаты обучения используются для разработки модулей образовательных программ;

·                     национальный уровень, объясняющий использование результатов обучения для разработки квалификаций, квалификационных рамок, повышения качества образовательных программ;

·                     международный уровень, при котором результаты обучения используются для обеспечения прозрачности образовательных программ и международного признания присуждаемых степеней и дипломов.

В процессе становления новой философии высшего профессионального педагогического образования, происходит не только перестройка его концептуальных и идеологических оснований, но изменяется и сам человек в своём отношении к природе, обществу, самому себе. Пропаганда поведения, разрушающая традиционные формы жизнедеятельности человека, насаждение чуждых традиционной культуре ценностей способствуют совершению биологически патологических действий, опасных для самого существования народа и человечества вообще. Востребованность высококвалифицированных специалистов, призванных ориентировать молодое поколение на безопасный тип поведения, объясняются и тем, что сама культура, особенно её традиционные формы, нуждаются в защите и сохранении. Совершенно очевидно, что функции обеспечения безопасности ценностей культуры могут осуществить лишь люди, обладающие широким общекультурным кругозором, владеющие гуманитарными технологиями

В этих условиях на вуз ложатся дополнительные функции по формированию профессиональной компетентности, включающей не только осведомлённость выпускника в вопросах культуры, поведения, организации досуга, но и осознание ценности культурного наследия в триаде «человек – природа – общество».

Общекультурные компетенции, обозначенные в контексте общих требований ФГОС ВПО, предъявляемых к образованности бакалавра по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») играют ключевую роль в формировании их профессиональной компетентности, которые определяются следующими способностями:

- понимание значения культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

- овладение основными методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

- понимание сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

- готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям.

Сегодня вузам рекомендовано создавать стандарт компетенций, основываясь на запросы региона, учитывая кадры, структурировать компетенции. Выделение этих компетенций позволяет конструировать содержание подготовки бакалавров с учетом как культурологического, так и аксиологического подходов.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых документов в области образования позволяет уточнить понятие «Общекультурная компетентность» бакалавра по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») как профессионально значимое интегральное качество личности, которое обеспечивает способность специалиста включаться в педагогическую деятельность и ориентироваться в современном социокультурном пространстве, распознавать и оценивать объекты культурного значения, не допускать возможности их разрушения или нанесения им ущерба, осознавая при этом ценность явления или объекта с позиции воспитательного воздействия на личность учащегося, с целью формирования личности безопасного типа поведения».

С учетом специфики будущей профессиональной деятельности студентов факультета безопасности жизнедеятельности определено содержание общекультурной компетентности будущего бакалавра по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»), включающее элементы:1) ориентация в источниках духовной и материальной культуры; 2) установка на овладение культурным наследием; 3) осознание ценностей культуры (в социальном, этическом, эстетическом аспектах); 4) понимание значимости роли культурного наследия для безопасности жизнедеятельности в системе «человек – общество – природа»; 5) деятельность, направленная на сохранение культуры; 6) безопасное взаимодействие в поликультурном пространстве.

При проектировании методики формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавра безопасности жизнедеятельности в области образования мы учитывали следующие условия:

 - содержание образования бакалавра образования по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности» формирует субъектную позицию студента, обеспечивающую самостоятельность, умение принимать решения в конкретных ситуациях, брать на себя ответственность за результат собственной деятельности;

- в содержательный компонент подготовки бакалавра безопасности жизнедеятельности в области образования включён курс по выбору
«Защита и сохранение культурного наследия», который целенаправленно ориентирован на систему критериев достижения общекультурной компетентности студентов.

Необходимо отметить, что отбор содержания дисциплины «Защита и сохранение культурного наследия» осуществляется с учетом культурологической составляющей предметной области знаний «Безопасность жизнедеятельности» на основе определения четырех содержательных линий: 1) Культура как фактор устойчивого развития общества; 2) Сохранение культурного наследия – составная часть политики обеспечения безопасности развитого государства; 3) Культурная среда человека способствует формированию личности безопасного типа поведения; 4) Культурное наследие - часть среды безопасной жизнедеятельности человека (общества).

Эти содержательные линии выступают одновременно ведущими идеями курса, освоение которых позволит студентам освоить материал на концептуальном уровне и усвоить целостную картину мира.

Задача формирования общекультурной компетентности будущего бакалавра по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») ставит вопрос о необходимости организации специального культуроориентированного образования. Попытку реализовать культурологическую составляющую содержательных линий и представляет собой создание эффективной организации образовательного процесса в высшей школе в формировании общекультурных компетенций.

И, в заключение, хочется подчеркнуть, что на эффективность профессионального образования влияют многие факторы, прежде всего экономические. Но в сложном современном мире свести все изменения только к экономическим тенденциям, в первую очередь к ориентации исключительно на современные потребности существующего рынка труда, невозможно. Сегодня наиболее значимым становится позиция самого человека как уникальной индивидуальности, готовой разделить ответственность за судьбы страны и мирового сообщества.

Похожие статьи

Практические аспекты внеучебной деятельности при подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности»

Роль и содержание курса «Математическая логика» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Математика и компьютерные науки»

Сравнительно-методологический анализ ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») и профессионального стандарта «Педагог»

Инклюзивное профессиональное образование в области безопасности жизнедеятельности студентов с нарушением зрения

О методическом подходе к формированию практических занятий для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности»)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Практические аспекты внеучебной деятельности при подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности»

Роль и содержание курса «Математическая логика» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Математика и компьютерные науки»

Сравнительно-методологический анализ ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») и профессионального стандарта «Педагог»

Инклюзивное профессиональное образование в области безопасности жизнедеятельности студентов с нарушением зрения

О методическом подходе к формированию практических занятий для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности»)