Библиографическое описание:

Абрамова В. Ю. Особенности методической подготовки бакалавров к организации самостоятельной работы учащихся в школе при изучении курса ОБЖ // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 9-11.

 

В современных условиях реализации стандартов нового поколения возрастает роль самостоятельной работы школьника, повышается его ответственность за результаты учебной деятельности. В комплексе требований, предъявляемых к школьникам, большое место занимает умение самостоятельно ориентироваться в потоке информации, способность к самообразованию и накоплению знаний. В Федеральном государственном стандарте при описании «портрета выпускника школы» отмечается необходимость овладения учеником основами умения учиться и организовывать собственную деятельность.

Самостоятельная работа школьника, являясь одним из важных средств повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, позволяет учителю оперативно использовать рациональные способы и средства обучения, управлять учебным процессом, прогнозировать результаты усвоения знаний, умений и навыков. Следует отметить, что современное образование обращено к личности ученика и реализуется через личностный подход. Главными задачами личностно-ориентированного обучения является развитие индивидуальных познавательных способностей школьника, помощь ему в самореализации и самоопределении, стимулирование ученика к самообразованию и самостоятельному выбору способов переработки учебного материала.

Концепция модернизации российского образования выдвигает требования к подготовке качественно нового учителя в области безопасности жизнедеятельности[1], в том числе способного методически грамотно организовать самостоятельную работу учеников при изучении ОБЖ. Ключевая роль в формировании профессиональной методической подготовки бакалавра в области безопасности жизнедеятельности принадлежит курсу «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности»[2,3]. В результате освоения данной программы у будущего учителя ОБЖ должны быть сформированы методические компетенции, позволяющие эффективно выполнять все виды методической деятельности в учебно-воспитательном процессе[4,5]. Учитывая актуальность методической подготовки у будущего учителя в организации самостоятельной работы по ОБЖ, продуманы темы лекционных и практических занятий по данному курсу.

Лекционные занятия по теме «Методика организации самостоятельной работы в курсе ОБЖ» направлены на ознакомление студентов с теоретическими вопросами организации самостоятельной работы в процессе изучения курса ОБЖ. Акцентируется внимание на том, что самостоятельная работа учеников способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, развитию познавательных способностей. Усиление самостоятельной работы школьников связывают с переходом от парадигмы обучения к парадигме учения [6]. Самостоятельная работа школьников по ОБЖ рассматривается и как форма организации, и как вид учебно-познавательной деятельности по освоению образовательной программы, обладающий следующими признаками: наличие познавательной и практической задачи; проявление сознательности, самостоятельности и активности обучающихся в процессе решения поставленной задачи; наличие результатов. Самостоятельную работу рассматривают не только как форму обучения, но и как средство вовлечения школьников в самостоятельную познавательную деятельность. Целью самостоятельной работы школьников по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» является мотивирование к освоению учебной программы и повышение ответственности за свою учебу. Среди условий, обеспечивающих успешное выполнение самостоятельной работы школьников, выделяют следующие: мотивированность на выполнение учебного задания; четкая постановка познавательных задач; алгоритм выполнения работы; методическая организация работы учащихся; обеспечение учащихся необходимыми методическими материалами; определение учителем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления; наличие критериев оценки. Самостоятельная деятельность учащихся по ОБЖ направлена на систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний и практических умений; формирование умений самостоятельно работать; развитие творческой самостоятельности, ответственности и организованности; формирование самостоятельности мышления [7].

На практических занятиях студенты знакомятся с разными видами самостоятельной работы по ОБЖ, требующими разного уровня самостоятельности выполнения. Виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели; по характеру учебной деятельности учащихся; по содержанию; по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся; по месту выполнения самостоятельной деятельности в учебном процессе (выполняемая на уроке; выполняемая во время внеклассного занятия; выполняемая дома). По способу выполнения выделяют следующие виды самостоятельной деятельности: устная; письменная; комбинированная. Исходя из дидактических целей, самостоятельную деятельность классифицируют следующим образом: приобретение новых знаний; образование умений и навыков; применение знаний; повторение и проверка знаний. В соответствие с этой классификацией самостоятельная деятельность способствует решению разнообразных дидактических задач. Рассмотренные классификации видов самостоятельной деятельности отражают разные ее стороны и не противоречат друг другу. В учебном процессе все эти виды и формы редко встречаются изолированно. Выбор вида самостоятельной деятельности зависит от многих объективных причин, таких как: содержание учебного материала; уровень подготовки учащихся; наличие материальной базы.

Обсудив методические особенности видов самостоятельной работы по ОБЖ, студенты представляют свои проекты самостоятельных заданий по предмету. Так, например, студентами были разработан проект видов самостоятельных заданий для 8 класса при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Изучаемая тема

Вид самостоятельной работы

 1.

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.

1) Составьте таблицу причин пожаров в жилых и общественных зданиях.

2) Составьте схемы-рисунки причин пожаров в быту.

3) Составьте текст объяснения однокласснику «Что такое пожар и его причины».

2.

Профилактика пожаров и организация защиты населения.

1) Проанализируйте план эвакуации в вашей школе.

2) Составьте схему эвакуации и план ваших действий при пожаре в вашем жилище.

3) Подготовьте аннотацию книги «30 советов по пожарной безопасности» Р.Виже.

4) Подготовьте конспект по теме «Организация пожарной безопасности в Российской Федерации»

5) Решите ситуационные задачи, отражающие правила противопожарных действий.

3.

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности.

Ознакомьтесь с Федеральным законом «О пожарной безопасности», определите права, обязанности и ответственность.

 

Задание «Составьте таблицу с указанием причин пожаров в жилых и общественных зданиях» подразумевает самостоятельный анализ учениками причин пожаров и требует систематизации полученных знаний по данной теме. Задание «Составьте схемы-рисунки причин пожара в быту» требует схематического фиксированного отображения некоторой части предметного содержания данной темы. Задание «Составьте текст объяснения однокласснику «Что такое пожар и его причины» подразумевает внимательное ознакомление учеников с текстом учебника, определение структуры текста, плана, основных понятий, необходимых для раскрытия данной темы.

Задание «Проанализируйте план эвакуации вашей школы» требует от ученика самостоятельных действий в нахождении плана эвакуации школы, а также внимательного анализа данного плана. Задание «Составьте схему эвакуации и план ваших действий при пожаре в вашем жилище» направлено на закрепление знаний и умений, изученных в данной теме, их творческого применения в новых условиях.

Задание «Подготовьте конспект по теме «Организация пожарной безопасности в Российской Федерации» предлагается ученикам с разъяснением требований к конспекту. Конспект должен содержать исходные данные источника, в нем должны найти отражение основные положения текста. Объем конспекта не должен превышать одну треть исходного текста. Ученики знакомятся с основными правилами конспектирования: 1) внимательно прочитайте текст – параграф; 2) выделите информативные центры прочитанного текста; 3) продумайте главные положения, сформулируйте их и запишите; 4) подтвердите отдельные положения цитатами или примерами из текста. Конспектирование является одним из наиболее эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного текста; способствует формированию умений и навыков переработки любой информации.

На уроке по теме «Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности» ученикам дается задание для самостоятельной работы, включающее изучение Федерального закона «О пожарной безопасности», выявление прав, обязанностей и ответственности в сфере пожарной безопасности. Данный вид задания знакомит учеников с правовым документом, его структурой и правовыми последствиями несоблюдения соответствующих правил.

Студентами были разработаны и другие виды самостоятельной работы, например, ситуационные задачи, рефераты по изучаемым темам.

В результате изучения темы «Методика организации самостоятельной работы учеников в курсе ОБЖ» студенты выделяют условия, влияющие на процесс организации самостоятельной работы учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»:

- самостоятельная работа носит целенаправленный характер;

- простейшие навыки самостоятельной работы формируются совместно с учителем;

-организация самостоятельной работы учащихся носит дифференцированный характер;

- задания для самостоятельной работы должны вызывать интерес у учащихся;

- самостоятельная работа учащихся носит систематический характер;

- комплексное применение методов самостоятельной работы.

Литература:

1.      Соломин В.П. Модели инновационных преобразований системы педагогического университетского образования. – Человек и образование. -2012.№1 – с.19-22.

2.      Станкевич П.В. Формирование профессиональной компетентности бакалавра естественнонаучного образования/Вестник Поморского государственного университета. Серия: Физиологические и психолого-педагогические науки. - 2007. - №1. – с.118.

3.      Попова Р.И. Развитие содержания понятия «Методическая система подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности»//Теория и практика общественного развития. 2013. - №11 – с. 170-173.

4.      Костецкая Г.А., Киселева Э.М. Проблемы подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов [Текст] /Научно-технические ведомости СПбГПУ. – Серия «Гуманитарные и общественные науки». - №2 (148) /2012. – СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2012. – С.54-60.

5.      Попова Р.И., Силакова О.В. Методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы с учащимися./ Мир науки, культуры, образования. 2011.№ 5.С. 63-66.

6.      Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: УМК. Ч.1/ Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 123с.

7.      Спицына Т.А. Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по предмету. //Молодой ученый, № 8(55) 2013.- Часть III – C. 431-434

Основные термины: самостоятельной работы, организации самостоятельной работы, самостоятельной работы учащихся, самостоятельной работы школьников, самостоятельной деятельности, «Методика организации самостоятельной, «Основы безопасности жизнедеятельности», самостоятельной работы школьника, области безопасности, области безопасности жизнедеятельности, виды самостоятельной, магистров педагогического образования, видов самостоятельной, самостоятельной работы учеников, Усиление самостоятельной работы, видов самостоятельной работы, выполнение самостоятельной работы, Целью самостоятельной работы, виды самостоятельной работы, видами самостоятельной работы

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle