Формирование основ православной культуры у будущих учителей- дефектологов в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 05.11.2014

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Абрамова, Н. А. Формирование основ православной культуры у будущих учителей- дефектологов в вузе / Н. А. Абрамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 499-501. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13226/ (дата обращения: 20.04.2024).

В настоящее время стало очевидным, что любое общество, независимо от уровня его социально-экономического развития, обречено на вырождение, если в нем отсутствуют любовь в семье, Родине, уважение друг к другу, забота родителей о детях, детей о родителях, особенно это касается семей, где растут дети с ограниченными возможностями здоровья. Остро ощущается необходимость возрождения православной культуры, изучение истории своей родины, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.

Потому одна из важных задач, которая сегодня стоит перед педагогами, обучающими студентов педагогических учебных заведений, это создание условий для формирования нравственных ценностей, привитие желания помочь детям и подросткам определить цель жизни, выбрать путь в соответствии со своими возможностями, интересами и способностями, сохранив при этом достоинство и индивидуальность каждой личности.

Бесспорно, очень важна и роль родителей, а также семейных традиций, создающих ту образовательную среду, в которой растет ребенок. Также государственная поддержка, продуманная и целенаправленная образовательная политика дают возможность воплотить в жизнь лучшие замыслы и идеи, сохранить и приумножить научный потенциал страны.

Якутская епархия как представитель православия в Республике Саха (Якутия) тесно сотрудничает с детскими организациями, детскими домами, с высшими, средними учебными заведениями, со школами, проводит социальную работу с ветеранами, возрождает духовное образование в нашей стране.

В педагогическом институте Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова с 2002 года в соответствии с запросами общества ведется подготовка педагогических кадров по специальности «Логопедия», с 2003 года — «Олигофренопедагогика» для обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, а также реализации инклюзивного образования в северо-восточном регионе. В 2008 году нами осуществлен первый выпуск педагогов по специальности «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью «Логопедия», владеющих двумя дефектологическими специальностями, особо востребованными в условиях Республики Саха (Якутия).

В условиях перехода СВФУ на двухуровневую систему высшего профессионального образования в декабре 2011 года в педагогическом институте открыта кафедра специального (дефектологического) образования. Преподавателями кафедры в 2010–2011 учебном году разработана основная образовательная программа и базовый учебный план бакалавриата по направлению 050700 Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Логопедия». В 2013 году разработан базовый учебный план бакалавриата по направлению 050700 Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Олигофренопедагогика» по заочной форме обучения. Выпускник должен овладеть следующими основными компетенциями:

-        способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ;

-        готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ;

-        способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования;

-        готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях полиязычия.

Центральным звеном профессионально-педагогической подготовки учителя-дефектолога выступает общепедагогическая подготовка, отражающая единство содержательной и операционной структуры педагогической деятельности, и тесную связь методологии, теории, методики и практики единого педагогического процесса. Согласно ФГОС ВПО система подготовки будущего учителя для работы с детьми с особыми образовательными потребностями включает в себя следующие циклы: Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл; Б.2. Математический и естественнонаучный цикл; Б.3. Профессиональный цикл, вобравшие в себя широкую предметную и методическую подготовку.

Согласно ФГОС ВПО система подготовки будущего учителя для работы с детьми с особыми образовательными потребностями основывается на широкой предметной и методической подготовке. Учебные планы дисциплин предусматривают как изучение теоретических основ обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, так и проведение практических и лабораторных занятий. На учебных занятиях применяются разнообразные профессионально-ориентированные технологии обучения, представляющие систему функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенные на научной основе и приводящие к намеченным результатам. При такой организации деятельности акцент делается на активную самостоятельную работу студентов, которая становится приоритетной в образовательном процессе.

В связи с этим на кафедре ведется плановая работа по формированию социально — активной личности педагога, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманное отношение к окружающим, своей родине. В рамках данного направления работы решаются следующие задачи:

-        — активизация познавательного интереса студентов к изучению православной культуры;

-        — формирование у студентов представлений об истории родного края и своей республики;

-        — показ возможностей творческой деятельности на практике.

Начало второго десятилетия XXI века — это время более систематической работы с целью формирования целостной модели духовного образования. В связи с этим преподаватели нашей кафедры стараются нести православную культуру от сердца. Ими проводится содержательная учебно-воспитательная работа со студентами, проводятся кураторские часы по изучению основ православной культуры, где акцентируется внимание на понимании духовных ценностей, все это, в свою очередь, отражается на уровне качества учебы, сплоченности, инициативности в научной, общественной и спортивной жизни института. Преподавание дисциплин, отражающих знания о православии, позволяет более корректно и с меньшим количеством искажений доносить в учебные аудитории то, что в совокупности называется правдой нашей веры.

Формирование основ духовно-нравственной культуры народов России осуществляется в рамках предусмотренной программы в соответствии с федеральным государственным стандартом по дисциплинам «Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида», «Методика преподавания изобразительной деятельности» в специальных (коррекционных) школах для детей с нарушением интеллекта и тяжелыми нарушениями речи, «Русский язык и культура речи» и др. Православный компонент включается в систему непрерывного духовно-нравственного образования в традициях православия в соответствии со свободным выбором студентов. Мы считаем, что глубокое, философско-богословское осмысление нравственных проблем должно быть неотъемлемой частью любого профессионального, в том числе высшего, образования.

Начиная с 2005 года, уже десятый год, ежегодно студенты кафедры проводят благотворительные новогодние утренники для детей-инвалидов, для детей с нарущением интеллекта и детей, оставшихся без попечения родителей, акции по сбору подарков для них, утренников для детей обучающихся студентов. Например, 21 декабря 2013 года в актовом зале педагогического института прошел благотворительный новогодний утренник «Подари детям праздник» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На праздник пришли воспитанники специальных (коррекционных) учреждений VIII видов для детей с нарушением интеллекта: республиканской специальной (коррекционной) школы-интерната № 2 и специальной (коррекционной) школы-интерната № 28 г. Якутска.

Утренник был организован силами студентов третьего курса совместно со студентами вторых, четвертых курсов кафедры специального (дефектологического) образования. В рамках проведения утренника была организована благотворительная акция по сбору подарков, в которой приняли активное участие преподаватели и студенты всех кафедр педагогического института. Студенты показали юным зрителям представление «Новогоднее приключение лесных зверей», где дети помогали сказочным персонажам в поиске утерянных подарков, которые по сюжету были украдены сказочными персонажами. Студенты так сыграли роль бабы Яги и волка, что даже взрослые были в изумлении от их артистизма и мастерства перевоплощения. От праздника зрители получили массу положительных впечатлений и позитивных эмоций.

Следующим прекрасным подарком для детей было выступление на новогоднем утреннике артистов якутской эстрады: Вари Максимы, группы «Муравейник», молодых певцов арт-студии «Айар Сулус» Саргылааны Леонтьевой и Ньургуйааны Эверстовой, а также Гаврила Портнягина и Егора Горохова и др. Кроме выступлений артистов, детишек поздравили индивидуальные предприниматели — спонсоры со своими подарками. Дети и учителя школ были в восторге от выступлений и новогодних подарков. Искренние улыбки радости и благодарности на их лицах стали наградой для наших студентов, организовавших такой замечательный праздник. Кроме этого, студенты младших курсов кафедры участвуют в волонтерском движении на базе С(К)ОШ № 34 г. Якутск для детей с задержкой психического развития.

Таким образом, на кафедре специального (дефектологического) образования педагогического института СВФУ ведется работа по созданию максимально благоприятных условий по воспитанию высоконравственного гражданина России.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, педагогический институт, VIII, ограниченная возможность здоровья, православная культура, студент, базовый учебный план, будущий учитель, духовное образование, методическая подготовка.


Похожие статьи

Гуманизация процесса профессионально-педагогической...

- подлинная интеллигентность, высокий интеллектуальный уровень, духовная культура

- физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Особенности профессионально-педагогической подготовки выпускников — будущих учителей математики.

Формирование культуры здоровья - ответственная задача...

Основные термины (генерируются автоматически): педагогический университет, культура здоровья, формирование культуры здоровья, будущий учитель, духовно-нравственное воспитание, непременное условие, общая культура, педагогическая профессия...

Педагогический потенциал вуза в формировании повседневной...

Ключевые слова: повседневная культура, повседневная культура студентов, структура повседневной культуры, потенциал вуза, студенты.

Педагогический потенциал игровых технологий в формировании профессиональных компетенций будущего юриста.

Построение модели подготовки педагогических кадров...

Учебный план специальностей «Преподавание в начальных классах» и «Педагогика

Выпускники отделения православная педагогика смогут продолжить образование в

Одним из направлений подготовки студентов отделения стало освоение традиционных видов...

Профессиональная подготовка педагога...

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, школа, профессиональная подготовка студентов, институт, подготовка педагогов, педагогическое образование, профессиональная деятельность, народное просвещение, Московский университет...

Учебный диалог — субъектное взаимодействие учителя...

Развитие профессионально значимых нравственных качеств у будущего учителя. Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время. Учебный диалог в процессе формирования...

Похожие статьи

Гуманизация процесса профессионально-педагогической...

- подлинная интеллигентность, высокий интеллектуальный уровень, духовная культура

- физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Особенности профессионально-педагогической подготовки выпускников — будущих учителей математики.

Формирование культуры здоровья - ответственная задача...

Основные термины (генерируются автоматически): педагогический университет, культура здоровья, формирование культуры здоровья, будущий учитель, духовно-нравственное воспитание, непременное условие, общая культура, педагогическая профессия...

Педагогический потенциал вуза в формировании повседневной...

Ключевые слова: повседневная культура, повседневная культура студентов, структура повседневной культуры, потенциал вуза, студенты.

Педагогический потенциал игровых технологий в формировании профессиональных компетенций будущего юриста.

Построение модели подготовки педагогических кадров...

Учебный план специальностей «Преподавание в начальных классах» и «Педагогика

Выпускники отделения православная педагогика смогут продолжить образование в

Одним из направлений подготовки студентов отделения стало освоение традиционных видов...

Профессиональная подготовка педагога...

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, школа, профессиональная подготовка студентов, институт, подготовка педагогов, педагогическое образование, профессиональная деятельность, народное просвещение, Московский университет...

Учебный диалог — субъектное взаимодействие учителя...

Развитие профессионально значимых нравственных качеств у будущего учителя. Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время. Учебный диалог в процессе формирования...

Задать вопрос