Библиографическое описание:

Плещиц С. Г., Мармышева Л. Н., Дергаль П. П. К вопросу о современных подходах использования образовательных технологий по обучению студентов СПбГЭУ в области БЖ // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 77-78.

 

Важнейшим перспективным направлением развития системы обучения СПбГЭУ является переход к системе открытого образования, которое подразумевает нацеливание и студентов, и преподавателей на развитие умения решать возникающие проблемы путем быстрой ориентации во всем современном, чрезвычайно насыщенном информационном пространстве в соответствующих реальных условиях.

СПбГЭУ готовит специалистов, будущих руководителей в сфере экономики.

В связи с этим, задачи. Стоящие перед преподавателями дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» состоят в том, чтобы научить будущих специалистов разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности;

 Планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях; организовывать и проводить учебные занятия с производственным персоналом и с личным составом спасательных формирований; оценивать радиационную, химическую, инженерную, пожарную обстановку, организовывать и проводить эвакомероприятия; определять материальные потери и экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций и осуществлять финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации ЧС. С нашей точки зрения, практические занятия должны быть нацелены не только на изучение нового материала, но и на активное формирование у студентов коммуникативных навыков, умения аргументировано отстаивать собственную точку зрения. Они должны способствовать активации дискуссионной деятельности и эффективной работе в группе, принятию собственных решений и ответственности за них.

Сложившаяся система образования, к сожалению, не формирует должной мотивации к заинтересованному изучению такой дисциплины, как «Безопасность жизнедеятельности».

Кафедра безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях продолжает поиск путей усиления мотивации на формировании интереса у студентов к изучению предмета БЖД. С этой целью мы стремимся внедрить в систему обучения также современные технологии, как кейс-метод и метод дебатов.

Кейс-метод - метод ситуационного обучения. Суть его в том, что студентам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, необходимый для решения данной проблемы. Сама проблема не имеет однозначных решений.

Во время обучающего процесса преподаватель и студент постоянно взаимодействуют. Наличие в структуре кейс-методов споров, дискуссий, аргументаций тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения. Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, является постоянное совершенствование своих способностей. В процессе преподавания наблюдается выполнение обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской функции.

Данная кейс-технология может быть использована при изучении любой темы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Этот метод способствует развитию умения анализировать ситуацию, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. Метод предназначен не для получения знаний по точным наукам, акцент образования делается не на овладевание готовым знанием, а на его выработке, поэтому результатом являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности. Технология метода позволяет развивать системы ценностей студента. Преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с сухостью, неэмоциональным изложением. Преимуществом использования кейс технологий в обучении студентов является совпадение цели обучения и основной сферы применения знаний. При организации и проведении кейса обсуждение реальной ситуации из жизни позволяет осознать актуальность изучаемых вопросов дисциплины.

Также мы предлагаем некоторые подходы к подготовке и проведению, практических занятий в форме дебатов, позволяющих стимулировать индивидуальную и групповую работу студентов, как в аудитории, так и при внеаудиторной работе.

Дебаты – один из интерактивных видов обучения, для которых характерно столкновения позиций, одна из которых получает предпочтение в результате обмена аргументами. Дебаты учат вставать на чужую точку зрения(седативный тренинг), учат корректному поведению в оппонентами, развивают культуру речи, помогают выразить законченность мысли в публичном выступлении, расширяют круг знаний по обсуждаемой проблеме, позволяют самостоятельно анализировать проблемный материал и принимать решения, способствуют обучению и овладению любым сложным видом деятельности, конкретными навыками и приемами, закреплению в памяти стандартных алгоритмов. Задача дебатов – повышение компетентности участников в конкретной деятельности.

Основой мотивации студента к получению новых знаний является правильное целеполагание, поэтому одним из важных этапов подготовки к дебатам является постановка целей и вопроса проблемы, которые могут быть рассмотрены не только в рамках теоретического анализа и проверки степени запоминания материала студентами, но и способствовать и стимулировать студентов к привлечению дополнительной информации.

(Пример: в рамках учебной дисциплины по теме «Терроризм и его проявления, виды терроризма и организация борьбы с ним в РФ» можно организовать дебаты по вопросу «Как не стать жертвой террористического акта»).

Дебаты можно организовать в группе внезапно и с предварительной подготовкой. Если дебаты организуются внезапно. То для адаптации к проблеме и подготовке к дискуссии группам необходимо дать несколько минут (около 20). При организации дебатов с предварительной подготовкой на занятии, предшествующем практическому, студентам назначается тезис, обсуждается алгоритм дискуссии. Кроме этого, необходимо заранее определить задачи по поиску информации, направления поиска, а также определить какого именно рода должна быть информация (статистическая, описательная, аналитическая, т.п.). Роль преподавателя на занятии заключается в том, чтобы разбить группу участников на две(случайно) – утверждающую и отрицающую поставленную проблему, организовать выбор судейной команды (по 3-5 человек от каждой группы), напоминании им правил и принципов ведения дебатов (изложены ниже), контроле за соблюдением их и регламента. В самом процессе дискуссии преподаватель не участвует. Для студентов при изложении своей позиции (позиции группы) в отношении обсуждаемого тезиса рекомендуется использовать формулу ПОПС:

П- позиция («Я считаю…»)

О- обоснование («…потому, что …»)

П- пример («Например, …»)

С- следствие («Следовательно, … см.п.1.»)

Эта формула позволяет студентам из всей массы информации выделить главные аргументы, проанализировать их, сделать выводы, и четко и аргументировано изложить их противоположной стороне. Выступать от каждой команды может любой студент, так как активное участие не только в групповой обсуждении проблемы, но и публичное представление ее противоположной стороне, способствует правильной организации мысли выступающего, развитию культуры общения, речи, еловых качеств и др. Необходимо создать условия, позволяющие максимальному количеству студентов высказать свою точку зрения.

Обсуждение проблемы проводится в пределах одного академического часа, второй час отводится для анализа дискуссии и судейства. При регулярных занятиях для дебатов можно использовать два занятия подряд.

Характерными чертами дебатов являются:

- честность (участникам следует быть четными в поисках своих аргументов, которые укрепляют их позицию);

- уважение (аргументы не должны касаться личности участников дебатов, а только идей);

- равенство участников (в группе нет статусных различий);

- активность (участник имеет право участвовать или выйти за дверь);

- искренность (участник имеет право говорить о своих проблемах. Неумении, неудобстве и других затруднениях в выполнении заданий);

- участники используют время только для решения задач в рамках дебатов, не отвлекаясь на болтовню, обдумывание других дел и пр.

- деструктивная критики запрещена (нельзя критиковать человека. Если участник считает, что оппонент сделал все неправильно, надо рассказать, как это сделал бы он).

После проведения занятия необходимо оценить степень достижения поставленных целей. Такая оценка позвонит получить сведения об эффективности применяемого метода.

Итоги проведения занятий убедили нас в том, что необходимость использования методов обучения, требующих, не пассивного повторения учебного материала в ходе практических и семинарских занятий, а активного усвоения и закрепления знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельного изучения учебной литературы и иных источников, освоения методов, при которых студент может и должен занять активную личностную позицию и в наибольшей степени раскрыться как субъект учебной деятельности. Особенно это важно для дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Так как повысить интерес к ней, показать ее прикладной характер, доказать ее необходимость, для каждого человека как одного из факторов его всестороннего развития и общества в целом можно только с применением интерактивных методов обучения.

 

Литература:

1.                  С. Г. Плещиц, Л. Н. Мармышева, П. П. Дергаль, М. М. Григоренко, Е.И. Цыбенко, П.А. Стовбер. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие, часть 1- СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2014 – 250 С.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle