Библиографическое описание:

Михайлова С. В., Норкина Е. И., Тремаскина Ю., Борзенко Д. Здоровый образ жизни – фактор профессионально-личностного развития студентов // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 64-65.

В статье представлены психолого-педагогические аспекты формирования у студентов культуры здоровья, обоснованы факторы поведения, формирующие ЗОЖ.

 

По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье в наибольшей степени зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья яв­ляется здоровый образ жизни (ЗОЖ) [1]. Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни — это типичные формы и способы повседневной жизнедея­тельности человека, укрепляющие и совершенствующие адапта­ционные (приспособительные) и резервные возможности организ­ма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профес­сиональных функций [2].

В основе любого образа жизни лежат принципы, т.е. прави­ла поведения, которым следует индивид. Различают биологи­ческие и социальные принципы, на основе которых формиру­ется здоровый образ жизни. Биологические принципы: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энерге­тически, укрепляющим, ритмичным, умеренным. Социаль­ные принципы: образ жизни должен быть эстетичным, нрав­ственным, волевым, самоограничительным [3]. В основу данной классификации положен принцип един­ства индивидуального и общего, единства организма и среды — биологической и социальной. В связи с этим ЗОЖ - это не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности чело­века на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения — поведенческих факторов, среди которых наиболее важны:

- культивация положительных эмоций, способствующих психи­ческому благополучию — основе всех аспектов жизнедеятель­ности и здоровья;

- оптимальная двигательная активность — ведущий врож­денный механизм биопрогресса и здоровья;

- рациональное питание — базисный фактор биопрогресса и здоровья;

- ритмический образ жизни, соответствующий биоритмам, — основной принцип жизнедеятельности организма;

- эффективная организация трудовой деятельности — основная форма самореализации, формирования и отражения человече­ской сущности;

- отказ от пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, та­бакокурение ит.п.) - решающий фактор сохранения здоровья [4].

Анализ структуры заболеваемости студентов Арзамасского филиала ННГУ убедительно показывает, что острой необходимостью является воспитание у молодых людей культуры здоровья. Реализация здоровьесберегающих форм поведения чрезвычайно сложна. Одной из главных причин этого следует признать отсутствие мотивации положительного отношения к своему здоровью и ЗОЖ. В иерархии потребностей, лежащих в основе поведения студента, здо­ровье находится далеко не на первом месте. Это связано с низкой индивидуальной и общей культурой российского общества, что обусловливает отсутствие установки на приоритет цен­ности здоровья в иерархии человеческих потребностей. Следова­тельно, формирование здоровья — это прежде всего проблема каж­дого студента. Его следует начинать с воспитания мотивации здо­ровья и ЗОЖ, т.к. эта мотивация является системообразующим фактором поведения. Иначе говоря, будет мотивация - будет и соответствующее поведение [5].

Мониторинг состояния здоровья, направленный на наблюдение, самоанализ, самооценку и прогноз состояния физического здоровья и физического развития студентов Арзамасского филиала ННГУ, проводимый сотрудниками лаборатории «Мониторинг физического здоровья учащихся всех ступеней образования», позволяет своевременно выявить проблемы в здоровье и отклонения в развитии, а также разрабатывать коррекционные программы, направленные на укрепление здоровья молодежи.

 

Литература:

1.      Здоровье и физическая культура студента: учеб.пособие / В.А.Бароненко, Л.А.Рапопорт. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2012. – 336 с.

2.Здоровье сельских школьников в современных экологических и социальных условиях / В.А.Басуров, Е.А.Калюжный, Н.В.Жулин [и др.] // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 7. – С.3.

3.Калюжный, Е.А. Функциональная адаптация сердечно-сосудистой системы учащихся младших классов по данным проспективного наблюдения: автореф. дис. … канд. биол. наук: 03.13.00. – Нижний Новгород, 2003. – 20 с.

4.Комплексная оценка физического развития школьников: методические указания Калюжный Е.А. [и др.]. - Арзамас: АГПИ, 2012. – 80 с.

5.Функциональные характеристики современных студентов / В.Ю.Маслова Е.А.Калюжный, М.Маслова [и др.] // Исследования в области естественных наук. – Июнь 2014. - № 6

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle