Библиографическое описание:

Калюжный Е. А., Широкова Н. П., Глаголева К., Розина К. Формирование профессионального самоопределения студентов на основе внедрения в учебный процесс оценочных таблиц физического развития школьников // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 41-42.

В статье представлены методологические аспекты формирования профессиональных компетенций на основе внедрения в учебно-воспитательный процесс оценочных таблиц физического развития сельских школьников Нижегородской области.

 

Охрана и укрепление здоровья детей и подростков является одним из приоритетов концепции национальной безопасности. Состояние здоровья подрастающего поколения в значительной степени зависят от уровня органи­за­ции и качества медицинской помощи, систематического наблюдения за здоро­вьем всех детских контингентов и раннего выявления отклонений в здоровье с целью обеспечения своевременного проведения профилактической, оздорови­тельной и реабилитационной работы. Здоровье детей в 21-м веке будет опреде­ляться со­вре­менными техно­ло­гиями оздоровления, опирающимися на дан­ные функ­цио­на­ль­но­го состояния всех органов и систем организма [1,2].

Сотрудниками лаборатории «Мониторинг физического здоровья учащихся всех ступеней образования» Арзамасского филиала ННГУ им.Н.И.Лобачевского разработаны на основе обширного (более 4 тыс. сельских школьников) обследованного контингента оценочные таблицы физического развития сельских школьников Нижегородской области (приказ № 1719 от 19.07.2012 Министерства здравоохранения Нижегородской области). В работе представлены алгоритмы проведения функциональных проб, определения уровней функциональных резервов и подготовленности, отражающих адаптационные возможности организма. Предложены дифференциро­ванные схемы индивидуальной и групповой комплексной оценки физического развития, рассматриваемых в качестве одного из значимых критериев здоровья и определения условий санитарно-гигиени­чес­кого благополучия образовательных учреждений [3]. Все алгоритмы и оценочные таблицы входят в состав методических указаний, утвержденных Министерствами здравоохранения и образования Нижегородской области, соответствуют рекомендациям Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС). В методических указаниях представлены современные методы исследования и комплексной оценки физического развития школьников. Отражены аспекты оценки функциональных резервов и физической подготовленности организма в целях мониторинга здоровья детей [4].

Применение оценочных таблиц в ходе учебного процесса представлено в виде модуля «Критерии оценки физического развития и индивидуального здоровья», содержащего теоретические и практические блоки, отражающие темы рабочих образовательных программ по дисциплинам: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» [5].

Таким образом, реализация рекомендаций, изложенных в оценочных таблицах, позволила сформировать у будущих педагогов компетенции по методике выявления отклонений функционального состояния детей, овладеть способами сохранения и укрепления здоровья, разрабатывать перспективные медико-педагогические оздоровительные технологии. Применение оценочных таблиц в ходе учебного процесса способствовало обеспечению гармоничного развития личности обучающегося и овладению навыками определения функционального состояния организма, применения методик сохранения и укрепления здоровья учащихся с проведением подвижных игр, а также овладению организационными навыками проведения индивидуального и коллективного оздоровления обучающихся.

 

Литература:

1.      Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий / А.А.Баранов, В.Р.Кучма, Н.А.Скоблина. – М.: Изд-ль Науч.центр здоровья детей РАМН, 2008 – 216 с.

2.      Михайлова С.В., Норкина Е., Тремаскина Ю. Сущность и проблемы здорового образа жизни студентов // Культура и образование. - 2014. - № 6 (10). - С. 25.

3.      Михайлова С.В. Особенности морфофункциональной адаптации сельских и городских школьников Нижегородской области в современных условиях // Современные научные исследования и инновации. – 2013. – № 12(32). – С.46.

4.      Михайлова С.В. Обоснование разработки оценочных таблиц физического развития сельских школьников Нижегородской области // Современные научные исследования и инновации. – 2014. - № 3(35). – С.5.

5.      Внедрение оценочных таблиц физического развития сельских школьников Нижегородской области в процесс повышения квалификации педагогов социально-гуманитарных профилей / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова, В.Ю.Маслова // Научное обеспечение системы повышения квалификации. – 2013. – № 1.– С.113-118.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle