Оценка социально-инфраструктурного потенциала региона (на примере Курской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 27.10.2014

Статья просмотрена: 363 раза

Библиографическое описание:

Согачева, О. В. Оценка социально-инфраструктурного потенциала региона (на примере Курской области) / О. В. Согачева, Е. А. Плохих. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 446-447. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13205/ (дата обращения: 19.04.2024).

 

В условиях усложнения природы социальных изменений и уплотнения сети взаимосвязей между социальными процессами все чаще начинают говорить об экономическом характере этих процессов. Особенностью социально-экономических процессов является их тесная привязка к деятельности хозяйствующих субъектов, крупных национально-государственных систем, регионов [1; 5; 7].

Начиная с середины XX века в странах, имеющих развитую экономику, резко ускорился процесс развития социальной инфраструктуры. Однако, не смотря на это, в современной литературе имеется большое количество подходов к понятию социальной инфраструктуры, что указывает на то, что данная экономическая категория не приобрела еще общепризнанные устойчивые логические признаки, которые позволили бы доказательно обосновать ее специфическое содержание [2; 8; 9].

Для проведения исследования взяты такие индикаторы, которые представлены в официальных статистических информационных ресурсах [3; 6; 11].

Оценка обеспеченности региона объектами социальной инфраструктуры проводилась при помощи «эталонного» региона. Таким регионом в данном случае выступает регион, характеризующийся максимальным значением по рассматриваемому показателю.

В исследовании была использована методика оценки потенциала социальной инфраструктуры, предложенная Корнеевой А. С. [4].

В соответствии с предложенной методикой проводился расчет потенциала обеспеченности Курской области объектами социальной инфраструктуры в 2010 году [10].

Потенциал обеспеченности Курской области объектами здравоохранения в 2010 г. составил 34,3 % от потенциала эталонного объекта, т. е. в Курской области существует резерв в размере 65,7 %. Значение показателя показывает значимость выбранного показателя в потенциале обеспеченности Курской области объектами здравоохранения. Наибольшую значимость (21,62 %) представляет численность среднего медицинского персонала на 10 000 населения, а наименьшую (0,79 %) — ввод в действие амбулаторно-поликлинических учреждений на 100 000 населения.

Потенциал обеспеченности Курской области объектами жилищно-коммунального хозяйства в 2010 г. составил 52,4 %, существует резерв равный 47,6 %. Наибольшую значимость (16,64 %) представляет общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одного жителя, а наименьшую (0,55 %) — удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда.

Данные по обеспеченности Курской области объектами образования показывают, что потенциал обеспеченности региона имеет значение 39,1 %, и в данном случае резерв обеспеченности составляет 60,9 %. Наибольшую значимость (26,31 %) представляет показатель число дневных общеобразовательных учреждений на 10 000 населения, а наименьшую значимость (0,00 %) — ввод в действие дошкольных учреждений.

Потенциал обеспеченности Курской области объектами культурно-спортивного комплекса составляет 42,0 %, резерв в данном случае составляет 58,0 %. Наибольшую значимость имеет показатель библиотечный фонд на 1 000 населения (31,95 %), а показатель выпуск газет на 1 000 населения имеет наименьшую значимость (11,00 %).

Потенциал обеспеченности Курской области объектами транспорта и связи составляет 56,7 %, резерв равен 43,3 %. Наибольшую значимость по рассматриваемому блоку имеет показатель удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования (23,78 %), а наименьшую (10,70 %) — плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием.

Потенциал обеспеченности Курской области объектами торговли и общественного питания составил 33,4 % от потенциала эталонного объекта, т. е. в Курской области существует резерв в размере 66,6 %. Наибольшую значимость (34,38 %) представляет число торговых мест на розничных рынках на 10 000, а наименьшую (4,26 %) — число столовых на 100 000 населения.

В завершение определяется интегральная оценка потенциала социальной инфраструктуры региона.

По результату оценки потенциала обеспеченности населения региона объектами социальной инфраструктуры регионы группируются следующим образом: если величина результата составляет менее 20 %, то отмечается весьма низкий потенциал обеспеченности региона объектами социальной инфраструктуры; от 20,1 % до 40 % — низкий потенциал обеспеченности; от 40,1 % до 60 % — средний уровень; от 60,1 % до 80 % — высокий потенциал; свыше 80,1 % — весьма высокий потенциал обеспеченности региона объектами социальной инфраструктуры.

Интегральная оценка потенциала социальной инфраструктуры равная 42,98 % свидетельствует о среднем уровне обеспеченности Курской области объектами социальной инфраструктуры. Результат, полученный в итоге исследования, говорит о необходимости совершенствования управления объектами социальной инфраструктуры в Курской области.

 

Литература:

 

1.         Вопросы региональной экономики // монография / Юрьев В. М., Андросова С. А., Вертакова Ю. В., Воробьева В. Г., Согачева О. В. и др. // под науч. ред. В. М. Юрьева / Том III. Направления стабилизации функционирования региональных социально-экономических систем. Тамбов, 2009. 446 с.

2.         Здравоохранение в России. 2011: Стат. Сб. // Росстат. М., 2011. — 326 с.

3.         Корнеева А. С. Оценка социально-инфраструктурного потенциала регионов России // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2011. Том 11. Выпуск 3. С. 156–167.

4.         Петрищева И. В. Концепция устойчивого развития малого предпринимательства в современных социально-экономических условиях //Экономика. Управление. Право. 2010. № 10. С. 14–16.

5.         Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Стат. сб. // Росстат. — М., 2011. — 990 с.

6.         Симоненко Е. С., Кононов А. А. Сущность и возможный отраслевой состав многоотраслевых комплексов региона // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 7–2. С. 117–120.

7.         Согачева О. В. Особенности формирования и функционирования социальной инфраструктуры региона // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 3. С. 388–392.

8.         Согачева О. В. Совершенствование управления региональной социальной инфраструктурой // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина. Курск, 2009. 24 с.

9.         Согачева О. В., Варфоломеев А. Г. Эффективное управление социальным развитием региона // В мире научных открытий. 2014. № 1.2 (49). С. 980–1000.

10.     Согачева О. В., Симоненко Е. С. Использование маркетинговых коммуникаций и PR-менеджмента в современных социально-экономических условиях как инструмента оценки конкурентоспособности организации: практический аспект//Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 2 (27). С. 164–170.

11.     Торговля в России. 2011: Стат. сб. // Росстат. — М., 2011. — 519 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Курская область, социальная инфраструктура, потенциал обеспеченности, интегральная оценка потенциала, наименьшая значимость, общая площадь, общее пользование, потенциал обеспеченности региона, твердое покрытие, удельный вес.


Похожие статьи

Оценка инвестиционного потенциала муниципального образования

‒ инфраструктурный — экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность

2. Инфраструктурный потенциал— Z2. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, м2.

Конкурентный потенциал территории в региональном...

Общая площадь муниципального района; площадь лесных угодий; общая площадь сельскохозяйственных угодий; балл бонитета почты; количество солнечных дней в году. Человеческий. Включает трудовой потенциал и потенциал качества жизни.

Значение транспортной инфраструктуры в обеспечении...

Несмотря на то, что удельный вес сельских населенных пунктов, не имеющих связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования, в общем числе сельских населенных пунктов, сокращается (на 17,1 % с 2000 по 2011 гг...

Потенциал территории и его роль в развитии экономики региона...

Конечно, между приведенными выше расшифровками понятия потенциал, очень много общего.

Существует несколько видов потенциала. 1. Базовый — этот потенциал необходим для решения

Г) Инфраструктурный — оценка инфраструктурной насыщенности региона.

Исследование влияния внешней среды на развитие...

Курская область, внешняя среда, персональный компьютер, здоровый образ жизни, неблагоприятная демографическая ситуация, общий объем, рост заболеваемости населения, удельный вес домохозяйств, указ президента...

Асимметрия потенциала социально-экономического развития...

В статье представлены результаты анализа асимметрии потенциала социально-экономического развития муниципальных образований региона на примере Калининградской области с использованием авторской методики.

Оценка экономической безопасности социально-экономической...

7. Управленческий потенциал отражает эффективность организационной структуры системы, удельный вес административного

Это интегральный показатель, равный обратной величине среднего арифметического значений локальных потенциалов, входящих в его структуру.

Оценка инвестиционной привлекательности региона на примере...

Отбор показателей инвестиционного потенциала Воронежской области.

Инфраструктурный потенциал. Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием.

Удельный вес численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в...

Похожие статьи

Оценка инвестиционного потенциала муниципального образования

‒ инфраструктурный — экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность

2. Инфраструктурный потенциал— Z2. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, м2.

Конкурентный потенциал территории в региональном...

Общая площадь муниципального района; площадь лесных угодий; общая площадь сельскохозяйственных угодий; балл бонитета почты; количество солнечных дней в году. Человеческий. Включает трудовой потенциал и потенциал качества жизни.

Значение транспортной инфраструктуры в обеспечении...

Несмотря на то, что удельный вес сельских населенных пунктов, не имеющих связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования, в общем числе сельских населенных пунктов, сокращается (на 17,1 % с 2000 по 2011 гг...

Потенциал территории и его роль в развитии экономики региона...

Конечно, между приведенными выше расшифровками понятия потенциал, очень много общего.

Существует несколько видов потенциала. 1. Базовый — этот потенциал необходим для решения

Г) Инфраструктурный — оценка инфраструктурной насыщенности региона.

Исследование влияния внешней среды на развитие...

Курская область, внешняя среда, персональный компьютер, здоровый образ жизни, неблагоприятная демографическая ситуация, общий объем, рост заболеваемости населения, удельный вес домохозяйств, указ президента...

Асимметрия потенциала социально-экономического развития...

В статье представлены результаты анализа асимметрии потенциала социально-экономического развития муниципальных образований региона на примере Калининградской области с использованием авторской методики.

Оценка экономической безопасности социально-экономической...

7. Управленческий потенциал отражает эффективность организационной структуры системы, удельный вес административного

Это интегральный показатель, равный обратной величине среднего арифметического значений локальных потенциалов, входящих в его структуру.

Оценка инвестиционной привлекательности региона на примере...

Отбор показателей инвестиционного потенциала Воронежской области.

Инфраструктурный потенциал. Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием.

Удельный вес численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в...

Задать вопрос