Этапы развития дистанционного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 24.10.2014

Статья просмотрена: 3163 раза

Библиографическое описание:

Ибраева, К. Ж. Этапы развития дистанционного обучения / К. Ж. Ибраева, Д. М. Хамидулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 669-671. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13200/ (дата обращения: 18.04.2024).

 

Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной стратегии «Казахстан — 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели. [1, с.2]

На сегодняшний день в связи с интенсивным внедрением и использованием новых технологий, с возрастающими потребностями общества в получении качественного, доступного образования без отрыва от основной деятельности, места жительства на смену традиционным формам обучения приходит дистанционное обучение, имеющее следующие преимущества перед очным:

-          оперативные (преодоление барьеров в пространстве и времени, получение актуальной «свежей» информации, быстрая обратная связь);

-          информационные (возрастает доступность образовательных массивов, которые находятся на специализированных серверах, поставляются потребителю с помощью интерактивных веб-каналов, публикуются в телеконференциях, списках рассылки и других средствах сети интернет);

-          коммуникационные (увеличивается число потенциальных участников обучения — школьников, педагогов, специалистов, которые оперативно взаимодействуют друг с другом с помощью электронных сетей; снимаются территориальные ограничения для проведения интернет-уроков, проектов, олимпиад);

-          педагогические (в силу специфики дистанционных телекоммуникаций обучение становится более мотивированным, интерактивным, технологичным и индивидуализированным; упрощается публикация ученических работ в сети, их экспертиза и оценка);

-          психологические (создание более комфортных по сравнению с традиционными эмоционально-психологических условий для самовыражения ученика, снятие психологических барьеров и проблем);

-          экономические (общие затраты на обучение уменьшаются примерно на 40 % из-за экономии транспортных расходов, затрат на аренду или содержание помещений, сокращение «бумажного» делопроизводства и тиражирования пособий);

-          эргономические (дистантные ученики и педагоги имеют возможность распределять время занятий по удобному для себя графику и темпу, выбирать и использовать для занятий наиболее подходящую технику и компьютерное оборудование). [2, с.443];

-          «параллельность». Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т. е. «без отрыва от производства»;

-          «НИТ» (Новые информационные технологии). В средствах дистанционного обучения используются все виды информационных технологий, но преимущественно новые информационные технологии, средствами которых являются компьютеры, компьютерные сети, мультимедиа системы и т. д.;

-          «социальность». Дистанционное обучение в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования независимо от места проживания и материальных условий;

-          «интернациональность». Дистанционное обучение обеспечивает удобную возможность экспорта и импорта образовательных услуг. [3, с.59]

Также система дистанционного обучения призвана осуществлять следующие социально значимые функции:

-          повышать уровень образованности населения и качество образования;

-          удовлетворять потребности страны в качественно подготовленных специалистах;

-          развивать единое образовательное пространство, которое будет удовлетворять потребности населения в образовательных услугах независимо от их места проживания, состояния здоровья, элитарности, материальной обеспеченности и др.

-          повышать социальную и профессиональную мобильность населения, его предпринимательскую и социальную активность, кругозор и уровень самосознания. [4, с.203].

Одним из главных принципов дистанционного обучения является его доступность — каждый желающий может при определенных условиях стать «виртуальным студентом». Однако возникает еще одна проблема: как оптимально сочетать доступность с высоким качеством?

Для совершенствования качества в сравнении с традиционными формами обучения программа дистанционного образования должна включать следующие принципы:

1.          Баланс системы «качество-доступность» может быть достигнут при сочетании эффективного финансирования, при котором средства идут на создание образовательного пространства (информационных ресурсов и учебного материала) с оптимальной организацией процесса обучения. Последнее подразумевает разработку специализированного программного обеспечения, обеспечивающего поиск информации в сети, а также создание дополнительных ресурсов — электронных баз данных, библиотек и ссылок на необходимые источники.

2.          Учебно-методическая работа преподавателей предполагает выход на новый уровень — сотрудничество со специалистами по психологии и информационным технологиям, а также со студентами и пользователями Интернет.

3.          В виртуальном пространстве особое значение имеет постоянное совершенствование и обновление ресурсов, поэтому образование «online» должно быть в некотором смысле универсальным. Это требует использование в обучении активизирующих методов и технологий. В дистанционном образовании большую роль играют виртуальные семинары, конференции и форумы, электронная переписка с преподавателями. Не теряют своей актуальности психолого-педагогические технологии: моделирующие программы, предназначенные для проведения деловых игр в сети, виртуальные психологические тесты и опросы, коллективная работа в сети (например, с использованием телемостов и телеконференций) могут успешно дополнять виртуальное образование, повышать его качество и интерес к нему.

4.          Важной проблемой виртуального обучения является критерий оценки знаний. Дистанционное образование во многом самостоятельный процесс, поэтому в задачи преподавателей входит формирование активного отношения молодежи к учению. В связи с этим необходимо не только внедрение тестового контроля, но и оценки самостоятельности и активности студента.

5.          Учебная программа должна быть максимально гибкой — учащийся должен иметь право выбора наиболее доступной и удобной для него формы обучения. В виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и заинтересованность учащегося, и если обучающие технологии не будут это учитывать, возникает опасность его «потери», т. е. интерес к учебе пропадет.

Дистанционное образование создает широкие возможности для применения обучающих и информационных технологий, подразумевая их совместное применение. Даже самые лучшие и передовые технологии — как информационные, так и психолого-педагогические — без адекватной организации учебного процесса могут оказать обратное, порой разрушительное воздействие, поэтому для качественного и доступного образования недостаточно просто внедрить их в процесс обучения, необходим творческий подход к делу, создание налаженной системы организации учебной работы преподавателей и студентов. [3, с.61]

Рассмотрев преимущества дистанционного обучения, его социально значимые функции, принципы необходимо понять как возникло дистанционное обучение. Для начала приведем одно из самых старых определений дистанционного образования: это последовательная коммуникация двух физически удаленных субъектов — студента и поддерживающей организации. Причем, коммуникация бывает двух видов: односторонняя: поддерживающая организация доставляет студенту обучающие материалы и двусторонняя: студент и поддерживающая организация могут обмениваться данными между собой. Фактически, с 1728 года по сей день концепция дистанционного образования осталась прежней: менялись только каналы коммуникации. В настоящее время в развитии дистанционного обучения можно выделить несколько этапов.

Первый этап связан с активным развитием дешевого способа книгопечатания, а также национальных почтовых сервисов и железнодорожного сообщения (с середины ХIХ в.), что сделало возможным доставку учебных материалов к многочисленным удаленным обучающимся и привело к появлению корреспондентского обучения. Почти триста лет назад господин Калеб Филипс стал первым организатором системы дистанционного образования, разместив в бостонской газете объявление о наборе студентов из пригородов на курсы быстрого письма и бухгалтерии. Само рекламное объявление Филипса выглядело так: "...Все граждане, желающие получить эти навыки, могут быть обучены так же прекрасно, как если бы они жили в Бостоне, с помощью нескольких уроков, еженедельно отправляемых по почте»... Уроки высылались бумажной почтой раз в неделю. Благодатной почвой для появления дистанционного образования стало развитие регулярных почтовых служб: без этого канала связи удаленная коммуникация была бы слишком затянута и нестабильна. В 1840–1890-е годы сэр Исаак Питман рассылал всем желающим уроки по своей методике быстрого письма по цене почтовой доставки, то есть сам на этом не зарабатывал. В понимании сэра Питмана демократизация общества заключалась в свободном доступе к высшему образованию для всех слоев населения, независимо от их положения в обществе, религиозных или политических взглядов. К этому этапу относят и появившиеся благодаря изобретению радио (20-е гг. ХХ в.) и телевидения (50-е гг. ХХ в.) первые радио- и телевещательные образовательные программы, которые обычно сопровождались параллельным использованием учебных пособий, учебников для обучения в группах. Активное развитие радио привело к тому, что студенты сидя дома могли слушать лекции в том же виде, в котором они рассказывались в стенах университетов. Понятное дело, что студентам все равно приходилось получать по почте бумажные задачники и распечатки лекций, но радиовещание создавало больший вовлекающий эффект и позволяло обогатить коммуникацию между преподавателем и студентами. Одним из первых университетов, внедривших радио в обучении, был Государственный Университет Пенсильвании, который начал свое вещание в 1922 году. А уже в 1934 году Университет Айовы запускает первый в мире образовательный телеканал, который, между прочим, работает до сих пор.

Начало второму этапу положило создание Открытого университета Великобритании в 1969 г. В университете впервые были разработаны качественные учебные и методические материалы, ориентированные именно на дистанционное обучение, которые студенты получали в печатном виде, для них велась трансляция радиопередач, затем появились кассеты. Коммуникация между студентом и преподавателем осуществлялась путем обычной почтовой связи, часть курсов предполагала очные встречи. Для тех времен это была революция: в университет принимали всех, независимо от их официального уровня знаний (например, на программу бакалавра могли принять без диплома о завершении средней школы). Второе измерение открытости состояло в том, что большинство курсов преподавались дистанционно. И, что самое важное, университет был государственный, и, следовательно, выпускники получали настоящий диплом о высшем образовании.

Третий этап развития дистанционного обучения связывается с появлением новых информационных и коммуникационных технологий, основанных на использовании компьютерной техники и глобальной сети Интернет. [5, с.19]. Благодаря чему стало возможным обучение «без отрыва» от основной деятельности и привлечение большего количества студентов обучающихся дистанционно.

Т.о. хотелось бы выделить то, что дистанционное обучение совсем не «новое», которое пришло к нам совсем недавно, а обучение имеющее свою историю возникновения, своих первых организаторов. Начиная какое либо исследование необходимо всегда обращаться к истории, для того, чтобы понять с чего все начиналось, какие предпосылки были даны для развития, с какими трудностями сталкивались первопроходцы в данном направлении и т. д. Интернет действительно позволил сделать дистанционное обучение открытым — сегодня распространенным и привычным становится то, начало чему почти триста лет назад положил Калеб Филипс, сегодня реально то, о чем мечтал альтруист Исаак Питман. А именно — каждый человек, независимо от возраста, способностей, географического положения может стать тем, кем он мечтает.

 

Литература:

 

1.                  Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011–2020 годы.http://www.zakon.kz

2.                  Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2001.- 544 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).

3.                  Каримова А. Т. Дистанционное обучение как передовой метод инновационного образования. //Вестник АПН Казахстана.- 2012. — № 1.- С.58–62

4.                  Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.-336с.

5.                  Пупцев А. Е., Солодовникова М. Л. Пути повышения качества разработки дистанционных курсов. // Кіраванее у адукацыі. — 2010. — № 12. — С.19–23.

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, дистанционное образование, обучение, поддерживающая организация, студент, быстрое письмо, виртуальное пространство, высшее образование, доступное образование, основная деятельность.


Похожие статьи

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

Цели изадачи дистанционного обучения. Основными задачами являются: − повышение качества образования и уровня образованности общества

организация обратной связи между учеником и преподавателем в ходе обучения

История развития дистанционного обучения в России

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, дистанционное образование, Россия, эта, студент, система, развитие, возможность, Лондонский Университет, Советский Союз.

Роль дистанционного обучения в современном образовании

Дистанционное образование — особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно — заочного и заочного обучений на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа.

Дистанционное обучение – «образование для всех»...

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, обратная связь, CD-ROM, высшее образование, интерактивное взаимодействие, учебный материал, традиционная система обучения, традиционная форма обучения, MIT...

Дистанционное обучение – способ получения образования

Да и самим учреждениям дистанционного образования не надо тратить средств на аренду или постройку зданий, коммунальные расходы и т.д., вывод - экономическая выгода, где она есть, там и дистанционное обучение развивается быстрее.

Актуальность дистанционного образования | Статья в журнале...

В связи с реалиями сегодняшнего дня актуальность дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, сегодня концентрируются в информационной сфере. В настоящее время наступила эра информатики.

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, дистанционное образование, обратная связь, сетевая технология, обучающийся, обучение, сфера образования, учебный процесс, Региональный Центр, система.

Современное дистанционное обучение. Преимущества...

Итак, дистанционное образование можно рассматривать как пространство самоактулизации личности. Дистанционное обучение в корне отличается от традиционных форм обучения. При рассмотрении дистанционного обучения как деятельности...

Особенности дистанционного обучения в системе образования

Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, электронная информационно-образовательная среда, принципы дистанционного образования, доступность обучения.

Похожие статьи

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

Цели изадачи дистанционного обучения. Основными задачами являются: − повышение качества образования и уровня образованности общества

организация обратной связи между учеником и преподавателем в ходе обучения

История развития дистанционного обучения в России

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, дистанционное образование, Россия, эта, студент, система, развитие, возможность, Лондонский Университет, Советский Союз.

Роль дистанционного обучения в современном образовании

Дистанционное образование — особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно — заочного и заочного обучений на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа.

Дистанционное обучение – «образование для всех»...

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, обратная связь, CD-ROM, высшее образование, интерактивное взаимодействие, учебный материал, традиционная система обучения, традиционная форма обучения, MIT...

Дистанционное обучение – способ получения образования

Да и самим учреждениям дистанционного образования не надо тратить средств на аренду или постройку зданий, коммунальные расходы и т.д., вывод - экономическая выгода, где она есть, там и дистанционное обучение развивается быстрее.

Актуальность дистанционного образования | Статья в журнале...

В связи с реалиями сегодняшнего дня актуальность дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, сегодня концентрируются в информационной сфере. В настоящее время наступила эра информатики.

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, дистанционное образование, обратная связь, сетевая технология, обучающийся, обучение, сфера образования, учебный процесс, Региональный Центр, система.

Современное дистанционное обучение. Преимущества...

Итак, дистанционное образование можно рассматривать как пространство самоактулизации личности. Дистанционное обучение в корне отличается от традиционных форм обучения. При рассмотрении дистанционного обучения как деятельности...

Особенности дистанционного обучения в системе образования

Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, электронная информационно-образовательная среда, принципы дистанционного образования, доступность обучения.

Задать вопрос