Механизмы государственного управления в сфере санаторно-курортного обеспечения детей: аспекты трансформации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 27.10.2014

Статья просмотрена: 123 раза

Библиографическое описание:

Коваленко, Т. Ю. Механизмы государственного управления в сфере санаторно-курортного обеспечения детей: аспекты трансформации / Т. Ю. Коваленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 693-695. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13196/ (дата обращения: 23.04.2024).

Актуальность исследования проблематики формирования и реализации государственной политики в сфере санаторно-курортного обеспечения детей в Украине на современном этапе обусловлена тем, что в период активной перестройки украинского общества возникает необходимость в определении механизмов осуществления государственного влияния на систему социальной защиты детей как наиболее незащищенной группы украинского общества. Это обусловлено также необходимостью осуществления практических шагов в реализации Украиной положений Всемирной новейшей парадигмы идеологии здоровья [1] как высшей социальной ценности государства и общества в рамках реализации программы «Здоровье-2020: украинское измерение» [2]. Цель настоящего исследования состоит в изучении аспектов трансформации механизмов государственного управления в сфере санаторно-курортного обеспечения детей.

Государственное управление в сфере санаторно-курортного обеспечения детей следует понимать как целенаправленную деятельность системы органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений и общественных объединений, работодателей и других субъектов по правовой легитимизации и практическому содействию в реализации социальных прав детей на восстановление и укрепление здоровья в специализированных санаторно-курортных учреждениях (при наличии у них определенных медицинских показаний и отсутствии противопоказаний). Более того, это есть и целевая деятельность субъектов управления по обеспечению гарантированных государством прав детей на оздоровление и отдых, реализуемой этими субъектами на основе программно-целевого подхода на международном, национальном, региональном или местном уровне с целью удовлетворения индивидуальных или групповых потребностей объекта управления. При этом важно отметить, что механизмы формирования и реализации государственной политики в сфере санаторно-курортного обеспечения детей представляют собой сложную систему достижения поставленных задач в сфере социальной защиты детей с целью удовлетворения потребностей в лечении, медицинской реабилитации, оздоровлении и отдыхе. С другой стороны, эта же система представляет собой совокупность правовых норм, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, широкую сеть детских санаторно-курортных учреждений и учреждений оздоровления и отдыха различных форм собственности, а также включает практические меры, принципы, методы и инструменты, с помощью которых осуществляется формирование и реализация государственной политики Украины в сфере санаторно-курортного обеспечения детей.

Государственное управление в сфере санаторно-курортного обеспечения детей в Украине осуществляется через взаимодействие механизмов формирования и реализации государственной политики в сфере социальной защиты детей и характеризуется рядом особенностей [3]:

1)      цель санаторно-курортного обеспечения детей имеет комплексный характер, заключающийся в осуществлении мероприятий по организации лечения, медицинской реабилитации, оздоровления и отдыха среди этой особой категории населения;

2)      санаторно-курортное обеспечение детей осуществляется на базе детских учреждений оздоровления и отдыха и детских санаторно-курортных учреждений (в т. ч. специализированных), расположенных на территориях курортов государственного и местного значения или в лечебно-оздоровительных местностях (курортах), с максимальным использованием природных лечебных ресурсов, физиотерапевтических методов, диетотерапии, лечебной физкультуры и обеспечение надлежащих культурно-бытовых условий, специального лечебно-оздоровительного режима и др.;

3)      общественные отношения в сфере государственного управления санаторно-курортным обеспечением детей в Украине имеют специально-разрешительный способ регулирования (порядок организации направления ребенка на санаторно-курортное лечение устанавливают ЦОИВ, предусматривающий систему социального включения или сегрегации);

4)      покрытие расходов (полное или частичное) на санаторно-курортное обеспечение детей осуществляется Фондом социального страхования по временной потере трудоспособности, Фондом социального страхования от несчастных случаев, Государственным бюджетом Украины и другими бюджетами в соответствии с действующим законодательством;

5)      в Украине право ребенка на санаторно-курортное обеспечение носит императивный характер;

6)      реализация права детей на санаторно-курортное обеспечение имеет международное измерение и осуществляется на двухкомпонентной основе (лечение и оздоровление) на основании заключения международных соглашений и выполнения международных программ (Украина-Куба, Украина-Израиль);

7)      потребности детей в санаторно-курортном обеспечении удовлетворяются на индивидуальном уровне или на уровне группы;

8)      в Украине установлен заявительный способ получения санаторно-курортного обеспечения детей.

Сравнительный анализ международных подходов к решению проблем санаторно-курортного обеспечения детей показывает, что государственная политика многих стран сегодня переживает период трансформации управленческих подходов в этой сфере. Так, к 2000 году страны постсоветского пространства применяли традиционную модель управления в сфере санаторно-курортного обеспечения детей, основанную на административно-командном подходе. После 2000 года с внедрением рыночных основ хозяйствования, в системе санаторно-курортного обеспечения детей постепенно стала преобладать страховая модель управления с различными организационно-правовыми формами предоставления санаторно-курортных услуг. Но принципиальным отличием зарубежных подходов управления от отечественных следует считать максимизацию лечебно-реабилитационных услуг в системе государственного заказа на санаторно-курортные услуги для детей и минимизацию такового по направлениям «отдых и оздоровление» [4]. Более того, в странах Европейского Союза санаторно-курортное обеспечение детей как составляющая государственной политики социальной защиты только частично интегрирована в систему страховой медицины (медицинская реабилитация, санаторное лечение). В подавляющем большинстве европейских стран состоялась ее интеграция в сферу туризма и рекреации (особенно компонента отдыха) [5], что не предусматривает прямых бюджетных расходов по этому направлению. Внедрение международного опыта в национальную модель государственного управления в сфере санаторно-курортного обеспечения детей в Украине предусматривает поэтапный переход тетравалентной системы санаторно-курортного обеспечения детей (лечение, реабилитация, оздоровление и отдых) в бивалентную (лечение, реабилитация), которая в современных условиях представляется более обеспеченной с экономической точки зрения.

На основе научной реконструкции содержания и сущности технологий государственного управления в сфере санаторно-курортного обеспечения детей было идентифицировано несколько этапов формирования и развития государственной политики: — подготовительный этап (1983–1986); этап формирования основных принципов государственной политики в сфере санаторно-курортного обеспечения детей, характеризующийся принятием основных законодательных и нормативно-правовых актов; первых целевых социальных программ в сфере санаторно-курортного обеспечения детей (1986–1992); этап формирования организационно-функциональной структуры государственного управления в сфере санаторно-курортного обеспечения детей, характеризующийся закреплением доминирующих позиций оздоровительной парадигмы в сфере санаторно-курортного обеспечения детей (1992–1999); этап стандартизации услуг в сфере санаторно-курортного обеспечения детей, характеризующийся функциональной перестройкой системы государственного управления на основе приоритетов международной практики в сфере социальной защиты детей и стандартизации соответствующих услуг (2000–2009); этап оптимизации организационно-функциональной структуры и модернизации системы государственного управления в сфере санаторно-курортного обеспечения детей (с 2010 года по н. в.).

Доказано, что основными направлениями совершенствования механизмов государственного управления в сфере санаторно-курортного обеспечения детей в Украине следует считать внедрение интегрированного подхода в систему управления и формирования профессиональной компетентности государственных служащих, работающих в этой сфере. На основе проведенного структурно-функционального анализа деятельности субъектов управления, установлено, что система государственного управления в сфере санаторно-курортного обеспечения детей является институционально незавершенной, что негативно влияет на эффективность государственно-управленческой деятельности. Это позволило сформулировать конкретные предложения по совершенствованию организационного обеспечения государственного управления в указанной сфере. Так, установлено, что основными субъектами государственной политики в сфере санаторно-курортного обеспечения детей в Украине являются такие государственные институты: Президент Украины, Кабинет Министров Украины, Министерство здравоохранения Украины, Министерство образования и науки Украины, Министерство социальной политики Украины, Министерство по делам семьи, молодежи и спорта. Установлено, что в новейшей истории Украины (с 1991 года) управленческая деятельность Минобрнауки Украины и Минздрав Украины как национальных координаторов государственных социальных программ в сфере санаторно-курортного обеспечения детей характеризуется чрезвычайной пассивностью и преобладанием мероприятий отраслевого управления. Поэтому, после принятия закона Украины «Об оздоровлении и отдыхе детей» [6] (2008), который закрепил на системной основе доминирование компонентов оздоровления и отдыха в структуре санаторно-курортного обеспечения детей, рычаги управленческого воздействия перешли к Минсоцполитики Украины вместе с финансовым обеспечением мероприятий по реализации государственных социальных программ. Однако организационное обеспечение государственно-управленческой деятельности (ведомственная подчиненность детских учреждений, информационные базы пациентов/клиентов и т. п.) все же осталось за вышеуказанными ведомствами практически без изменений. Все это является основанием для поиска и внедрения на центральном уровне новых организационных форм межотраслевого взаимодействия (социально-ориентированные интегрированные службы).

Таким образом, можно сформулировать вывод о том, что в новейшей истории украинского государства в сфере санаторно-курортного обеспечения детей произошла трансформация идеологических (от лечения к отдыху), организационных (устойчивый тренд на доминирование амбулаторных организационно-правовых форм обеспечения над стационарными), институциональных (неоднократное изменение национальных координаторов, постоянный президентский, правительственный и парламентский контроль), финансовых (замена натуральных услуг денежными формами обеспечения), функциональных (перераспределение полномочий в удовлетворении санаторно-курортных услуг с центрального на региональный и местный уровень) и правовых механизмов (преобладание подзаконных актов на законодательными при регулировании общественных отношений в сфере санаторно-курортного обеспечения детей) государственно-управленческой деятельности.

 

Литература:

 

1.      Здоровье-21: Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ: введение (Европейская серия по достижению здоровья для всех, № 5) [Электронный ресурс]. URL: http://www.euro.who.int.

2.      Об утверждении Общегосударственной программы «Здоровье-2020: украинское измерение / проект Закона Украины. URL: http://www.moz.gov.ua.

3.      Коваленко Т. Ю. Государственное управление в сфере санаторно-курортного обеспечения детей в Украине. Монография. Днепропетровск. 2014. С.101.

4.      Formy leczenia uzdrowiskowego. NFZ. URL: http: //www.nfz-bialystok.pl.

5.      Promotion of the Tourist Image of European Destinations on competitive International Markets. Madrid: WTO, 2002. 135 p.

6.      Об оздоровлении и отдыхе детей: Закон Украины от 4 сент. 2008 года № 375. URL: http: //www.rada.gov.ua.

Основные термины (генерируются автоматически): санаторно-курортное обеспечение детей, Украина, государственное управление, государственная политика, сфера, государственная власть, государственно-управленческая деятельность, медицинская реабилитация, местное самоуправление, организационное обеспечение.


Похожие статьи

Государственное управление в сфере санаторно-курортного...

Государственное управление в сфере санаторно-курортного обеспечения детей: характеристика общественных отношений.

Основные термины (генерируются автоматически): санаторно-курортное обеспечение детей, государственное управление, Украина, сфера...

К вопросу об эффективности государственного управления...

Механизмы государственного управления в сфере санаторно-курортного обеспечения детей: аспекты трансформации.

Состояние правового обеспечения в сфере информационной открытости института государственного управления.

Состояние правового обеспечения в сфере информационной...

Механизмы государственного управления в сфере санаторно-курортного обеспечения детей: аспекты трансформации. Демократизация законодательства в сфере информационных технологий и проблемы обеспечения информационной безопасности.

Методы оценки управленческой деятельности служащих...

местное самоуправление, управленческая деятельность, муниципальное управление, государственное управление, муниципальная служба, кадровый потенциал, должностное лицо, муниципальный орган власти, рациональная...

Основные принципы местного самоуправления в рамках...

Государственный контроль со стороны специализированных государственных органов тоже имеет свои правовые ограничения, в виду того, что это может существенно влиять на деятельность местного самоуправления.

Деятельность органов государственной власти в сфере...

Целью государственной политики в сфере социальной защиты населения является обеспечение социальной защитой уязвимых категорий населения, доступности и повышение качества социальных услуг для населения.

Муниципальная политика в сфере физической культуры...

Изучив опыт управления государственным образовательным бюджетным учреждением дополнительного образования детей детско-юношеской школы города Санкт-Петербурга, можно выделить 3 больших блока проблем, в которых раскрыть еще ряд вопросов.

Эффективность государственного и муниципального управления

муниципальное управление, Российская Федерация, исполнительная власть, государственная служба, услуга, эффективность деятельности органов, государственная власть, государственное управление...

Похожие статьи

Государственное управление в сфере санаторно-курортного...

Государственное управление в сфере санаторно-курортного обеспечения детей: характеристика общественных отношений.

Основные термины (генерируются автоматически): санаторно-курортное обеспечение детей, государственное управление, Украина, сфера...

К вопросу об эффективности государственного управления...

Механизмы государственного управления в сфере санаторно-курортного обеспечения детей: аспекты трансформации.

Состояние правового обеспечения в сфере информационной открытости института государственного управления.

Состояние правового обеспечения в сфере информационной...

Механизмы государственного управления в сфере санаторно-курортного обеспечения детей: аспекты трансформации. Демократизация законодательства в сфере информационных технологий и проблемы обеспечения информационной безопасности.

Методы оценки управленческой деятельности служащих...

местное самоуправление, управленческая деятельность, муниципальное управление, государственное управление, муниципальная служба, кадровый потенциал, должностное лицо, муниципальный орган власти, рациональная...

Основные принципы местного самоуправления в рамках...

Государственный контроль со стороны специализированных государственных органов тоже имеет свои правовые ограничения, в виду того, что это может существенно влиять на деятельность местного самоуправления.

Деятельность органов государственной власти в сфере...

Целью государственной политики в сфере социальной защиты населения является обеспечение социальной защитой уязвимых категорий населения, доступности и повышение качества социальных услуг для населения.

Муниципальная политика в сфере физической культуры...

Изучив опыт управления государственным образовательным бюджетным учреждением дополнительного образования детей детско-юношеской школы города Санкт-Петербурга, можно выделить 3 больших блока проблем, в которых раскрыть еще ряд вопросов.

Эффективность государственного и муниципального управления

муниципальное управление, Российская Федерация, исполнительная власть, государственная служба, услуга, эффективность деятельности органов, государственная власть, государственное управление...

Задать вопрос