Библиографическое описание:

Громов Ю. В. Методика проведения образовательной филателистической выставки на факультете // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 30-34.

 В начале XXI века идет интенсивный поиск новых форм воспитательной деятельности. Филателия, как эффективное воспитательное средство активно использовалось в нашей стране в 80-х годах прошлого столетия, когда проходили ежегодно тысячи филателистических выставок разного уровня. В мире ежегодно проходят десятки тысяч филателистических выставок различного ранга от небольших клубных до мировых. Филателистическая выставка это публичный показ филателистических коллекций и литературы. Филателистическая коллекция в данном случае представляется, как экспонат филателистической выставки, в виде проведенного законченного исследования по выбранной теме. В настоящее время в Европе активно реализуется образовательная программа «Сократ» под эгидой Европейского союза, где десятки учебных заведений разного уровня представляют на национальные и международные филателистические выставки свои коллективные и персональные коллекции. Филателистическая выставка это итог работы студентов. На факультете безопасности жизнедеятельности на протяжении более пяти лет осуществляет деятельность образовательная площадка «Герценовский филателист», работа которой направлена на поиск новых эффективных форм воспитательной деятельности. Образовательная площадка «Герценовский филателист» лауреат VII вузовского конкурса проектов организации воспитательной деятельности РГПУ им. А.И. Герцена в 2010 году. В 2014 году на Региональной филателистической выставке «Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций 2014» Образовательная площадка «Герценовский филателист» награждена бронзовой медалью. На выставке, проходившей в Центральном музее связи им. А.С. Попова с 6-11 октября были представлены в юношеском классе лучшие работы студентов.

Сегодня начинает складываться новая парадигма образования в вузах. В качестве приоритета высшего образования она рассматривает ориентацию на познавательные интересы личности, адекватные современным тенденциям общественного развития.

Для этого мы предлагаем методическую разработку по проведению филателистической выставки на факультете.

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями ВУЗов для организации работы СНО.

2. Участники:

- студенты 1 -2 курса;

- преподаватели–руководители исследовательских и демонстрационных проектов;

- аспиранты кафедры;

- студенты старших курсов (3-4 курс);

- эксперты (из числа преподавателей и студентов работающих в учебной мастерской филателистической образовательной площадки «Герценовский филателист».

Время: Филателистическая выставка на факультете проводится, как правило, во время работы студенческой научно-практической конференции.

3. Цель: приобщение студентов к исследовательской деятельности средствами филателии.

4. Задачи:

- реализация воспитательной функции Герценовского университета в единстве учебной и внеучебной деятельности;

- расширение культурного кругозора студентов;

- повышение эстетического уровня и воспитательной значимости коллеционирования.

- внедрение научных принципов методологии в филателии.

 5. Описание методики организации и проведении филателистической выставки на факультете.

 Филателистическая выставка на любом факультете университета может быть подготовлена и проведена с использованием ресурсов филателистической образовательной площадки «Герценовский филателист».

 Целесообразно филателистическую выставку организовывать на факультете в период проведения студенческой научно-практической конференции. 50% выставочных экспонатов должны по возможности соответствовать тематике проводимой конференции, остальные экспонаты могут отражать памятные события текущего года и др.

Организация филателистической выставки состоит из трех этапов:

1 этап. Подготовка к филателистической выставке.

Подготовительная часть:

 Участникам предлагается прослушать краткий курс по истории филателии, в который войдут следующие разделы: классификация почтовых марок, почтовых карточек, почтовых конвертов; филателистические термины; специальная литература и работа с ней; инвентарь филателиста; филателистическое исследование; филателистические выставки; порядок подготовки экспоната к филателистической выставке.

Условия: студентам предлагается выполнить свой «мини исследовательский проект» в рамках студенческого проекта (например «Чтим и помним» посвященный 70-летию Победы в ВОВ).

Требование к исполнению:

 Каждый проект, включает в себя студенческие мини проекты, которые дополняют друг друга по заданной теме. Проекты по исполнению предполагают три уровня сложности низкий (третий), средний (второй), высокий (первый). В течении первого года работы в секции возможно выполнения только мини проектов второго и третьего уровня сложности. Студенческие мини проекты могут быть коллективными и индивидуальными. Требования предъявляемые к экспонату см. приложение №1.

2 этап. Проведение филателистической выставки на факультете.

Организационный комитет выставки за 2-3 недели вывешивает объявление о месте и времени проведении филателистической выставки на факультете. Желательно чтобы выставка проходила во время проведения студенческой научно-практической конференции.

Филателистическая выставка проводится в одной из аудиторий, если, на факультете нет выставочных стендов, экспонаты выставки могут, выставляться на аудиторных столах. Столы целесообразно разместить вдоль стен, что позволит обеспечить хороший обзор посетителям выставка. Во время проведения выставки студенты выставившие свои работы находятся в рядом со своими экспонатами. В определенное время студенты защищают свои исследовательские работы в своей номинации (3,2, 1 уровень сложности отдельно),

выступление студента         вопросы

На выступление каждого студента отводится 5 минут (выступление + вопросы).

Во время выступлений студентов экспертный совет заполняет таблицу «Критерии оценки экспоната» (см. пункт 9) на каждый экспонат 2и 1 уровня сложности.

3 этап. Подведение итогов.

 На этом этапе руководители совещаются, подводят итоги, посчитывают баллы (за выполнение экспоната + количество баллов, набранных во время представления исследовательской работы). Руководитель организационного комитета выставки объявляет результаты обработки данных. Вручает награды победителям.

Темы исследовательских работ студентов могут быть связаны с исследовательскими интересами студентов и преподавателей, с темами курсовых работ и с темами выпускных квалификационных работ.

6.         Методические рекомендации по проведению филателистической выставки на факультете.

Руководителю программы необходимо выполнить следующую работу.

1. Провести вводный курс по истории филателии и порядке проведения филателистического исследования с научными руководителями и студентами и порядок дальнейшего взаимодействия.

2. Собрать «команду» руководителей на установочную встречу с целью постановки целей и задач деятельности, выбрать организационный комитет по проведению выставки.

3. Определить тематику экспонатов предстоящей выставки.

4. Договориться о том, какие студенты, какие экспонаты будут готовить к выставке.

5. Подготовить список студентов участвующих в выставке.

6. Организовать проведение занятий со студентами в учебной мастерской на филателистической образовательной площадке «Герценовский филателист» (место: музей факультета безопасности жизнедеятельности).

7. Обеспечить студентов необходимыми филателистическими материалами.

8. В деканате договориться об аудитории, где во время проведения научно-практической конференции будет проводится факультетская филателистическая выставка.

7. Договориться с ответственными за компьютерную технику о предоставлении ее в аудиторию, где будет проходить выставка, компьютера с установленной программой Power Point, мультимедийного проектора и экрана, демонстрации виртуальных филателистических экспонатов.

8. Оповестить всех научных руководителей и студентов о времени и месте проведения филателистической выставки.

9. Размножить следующие материалы (по количеству научных руководителей):

­   список выставленных экспонатов;

­   критерии оценки выступления на конференции.

Научным руководителям необходимо сделать следующее:

1). Внимательно ознакомиться с критериями оценки исследовательских работ разных уровней сложности;

2). Заблаговременно ознакомиться с содержанием исследовательских работ;

3). Оценить экспонаты по критериям и выставить соответствующее количество баллов;

4). Определить, каких студентов он рекомендует для публичного представления учебно-исследовательской работы (в электронном варианте) для демонстрации во время работы секции на научно-практической конференции;

5). Определить день и время консультации для студентов, представляющих свои работы филателистическую выставку;

6). Осуществлять индивидуальную поддержку каждому студенту, руководителем которого он является.

 Все работы выполненные студентами разного уровня сложности выполнение из филателистических материалов, предоставленных студентам для создания коллекции после демонстрации, передаются на хранение в музей факультета безопасности жизнедеятельности, каждый экспонат должен иметь копию электронном виде. Экспонат, выполненный из филателистических материалов студента, является собственностью студента, в музей факультета передается только электронная копия экспоната.

7.            Необходимые ресурсы (кадровые, программно-методические, финансовые, управленческие и другие)

Кадровые

Организационный комитет по проведению филателистической выставки на факультете.

«Команда» научных руководителей

Эксперты

Материально-технические:

·        Почтовые марки, конверты, карточки (или их изображения в электронном варианте);

·        Выставочнные листы (чертежные листы формата А-4);

·        Прозрачные фотоуголки для крепления конвертов и карточек.

·        Филателистическая библиотека: марочные каталоги по странам мира в бумажном и электронном варианте, справочники, наглядные пособия, филателистическая энциклопедия в бумажном и электронном варианте;

·        Филателистические принадлежности.

·        Место проведения занятий образовательной площадки «Герценовский филателист): музей факультета безопасности жизнедеятельности.

·        Место проведения выставки на факультете: свободная аудитория.

программно-методические

-     нормативные документы, книги и подборки статей по теории и методике воспитания, педагогическая периодика, обширная филателистическая библиотека и наглядные пособия;

-     наличие филателистических средств.

-      видеотека;

-      веб-портал Герценовский филателист.

8.            Ожидаемые результаты.

В результате проведения филателистической выставки:

- познакомятся, создавая свои экспонаты на филателистической образовательной площадки с организацией работы кружка юных филателистов;

- научатся работать с филателистическим материалом и использовать его воспитательных целях;

- приобретут устойчивый интерес к исследовательской деятельности;

- сформулируют свои ожидания от участия в выставке.

9.      Оценка результативности проведения филателистической выставки на факультете (критерии и показатели).

Оценка результативности 3 блока

1. Количество студентов пожелавших принять участие в работе секции.

2. Способность студентов раскрывать тему филателистическими средствами.

3. Анализ продуктов деятельности студентов, анализ высказываний студентов в ходе защиты и анализ результатов рефлексии.

 Экспертный лист

 Максимальное количество баллов

1. Оформление и общее впечатление. 10

2. Тематические элементы

2.1. Идея замысел коллекции 5

2.2. Развитие плана коллекции 15

2.3. Развитие и объем темы 20

2.4. Научность 20

Итого за тематические элементы 70

3.                  Филателистические элементы

3.1 Филателистические знания 25

3.2. Состояние марок и других фила-

 телистических материалов. 5

3.3.       Соответствие гашений теме 5

3.4.       Умение применять филателистический материал 15

Итого за филателистические элементы 50

4. Защита проекта 30

Сумма баллов 150

 В ходе филателистической выставки члены составляющие Большое жюри экспертов определяют победителей в каждой группе участников и вручают грамоты победителям. В перспективе можно вручать переходящий кубок «За лучшую исследовательскую работу»

10.     Приложения:

Приложение 1 .

Требования предъявляемые к экспонату и порядок их выполнения.

 Начальный (третий уровень): проведение исследования по заданной теме с использованием однородных филателистических средств в рамках общей экспозиции.

Например: В проекте «Чтим и помним», который посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне одна из экспозиций носит название «Герои Советского Союза погибшие в годы войны». Студентам, принимающим участие в подготовке этой экспозиции, предложено выполнить свои исследования следующим образом: на лист формата А-4 прикрепляется конверт с изображением Героя Советского Союза, предлагается найти и кратко изложить биографию и сделать описание подвига героя. Необходимо оформить 5 листов. Отдельно выделяются педагоги, погибшие в годы войны. Вся экспозиция в целом составляется в хронологическом порядке. Количество участников не менее 30 человек. В конкурсе, как правило, принимают участие студенты 1 и 2 курсов университета. Конверты для исполнения проектов предоставляются студентам по выбору филателистической образовательной площадкой.

Средний (второй уровень): индивидуальное или групповое проведение исследования по заданной теме с использованием разнообразных филателистических материалов (почтовых марок, картмаксимумов, почтовых конвертов) и имеет законченный вид.

Например: В проекте «Чтим и помним», который посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне будет экспозиция, посвященная блокаде Ленинграда. Студентам, принимающим участие в этой экспозиции, необходимо придумать название своего экспоната например, «Дорога жизни» и опираясь на план исследования точно и полно раскрыть тему.

В качестве примера, как раскрыть тему, можно предложить экспонат выполненный на одном листе формата А-4 ,посвященный празднованию 300-летнего юбилея со дня рождения Я.А. Коменского в Праге в 1892году по мотивам экспоната К. Бартосика (3 стенд, лист 15), проиллюстрированный чехословацкими почтовыми марками и имеющий следующее содержание:

·   26 марта в Праге состоялось торжественное представление в народном театре;

·   Поэт Й. Врхлицкий представил свое стихотворение «Пророчество Коменского»;

·   Прозвучали торжественные увертюры Зденека Фибиха «Коменский» ор. 34;

·   Бендржиха Сметаны: «Бланик», Антонина Дворжака «Гуситская».

·   Завершается экспонат почтовой маркой с изображением чешского поэта Яна Неруды и его словами: «Впервые с Гусом, а затем с Коменским мы вписали себя в книгу человеческих знаний: Гусом и Коменским мы дали человечеству столько, сколько дает любой образованный народ». [3 ]

В нашем варианте объем должен быть 5-6 листов формата А-4.

·   После приобретения студентами необходимых навыков планируется внедрить в практику экспериментальную номинацию однолистового экспоната. В качестве примера можно привести вариант выполненный на одном листе, предложенный французским педагогом Даниэлем Лезобром опубликованный в книге Филателия в школе под названием «Столетняя война 1337-1453» [2,с.95].

Высокий (первый уровень): подготовка одностендового экспоната 16 листов формата А-4.

Задачей филателистического материала в одностендовом экспонате является доскональное объяснение и раскрытие основной избранной темы и ее отдельных сторон.

Существуют три основные возможности использования филателистического материала в экспонате:

 а) иллюстрировать избранную тему;

б) документировать отдельные ее стороны;

в) создавать основу темы.

 Данный уровень подразумевает обязательное составление плана экспоната, который строится по научному принципу и размещается на стенде после титульного листа. План должен служить введением и быть своего рода путеводителем по экспонату. Он устанавливает последовательность, в которой раскрывается тема, и отражает принцип построения разработки. План должен содержать наименование всех разделов и подразделов, составляющих содержание коллекции, и соответствующие им номера выставочных листов, объединяя их по 2-3. Наиболее удобно представлять план в форме оглавления книги.

Например:

 

 ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

( вариант плана экспоната)

  1. ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

1.1. Происхождения землетрясений 3

1.2. Защита населения при землетрясениях 4

  1. ОПОЛЗНИ, СЕЛИ, ОБВАЛЫ.

2.1. Оползни 5

2.2. Сели 5

2.3.Обвалы 6

2.4. Последствия оползней, селей, обвалов. 6

  1. УРАГАНЫ, БУРИ, СМЕРЧИ.

3.1. Последствия ураганов, бурь, смерчей 7

3.2. Защита населения при угрозе

 ураганов, бурь, смерчей 8

  1. ЦУНАМИ, НАВОДНЕНИЯ.

4.1. Цунами, последствия цунами 9

4.2. Наводнения, последствия наводнения 10

4.3. Защита и действия населения при

 угрозе во время наводнения 11

  1. ЛЕСНЫЕ И ТОРФЯНЫЕ ПОЖАРЫ

5.1. Борьба с лесными пожарами 12

5.2. Последствия лесных и торфяных пожаров 13

5.3. Защита населения и профилактика пожаров 14

  1. ЧС ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА НА МАРКАХ ООН

6.1. Нью-Иорк 15

6.2. Женева 16

 

Литература:

  1. Громов Ю.В. От кружка и клуба филателистов к филателистической образовательной площадке// Почтовая марка – объект культурного наследия: Материалы 5-го научно-практического семинара по истории почты и филателии, Санкт-Петербург, 9 октября 2014 года/ Под. ред. Л.Н. Бакаютовой. – СПб.: ЦМС им.А.С. Попова, 2014. С. 171-179.

2.Лезобр Д. Филателия в школе/ пер. с фр. – М.: Издательство Связь, 1971. - 192 с., ил. Barosik K. Jan Amos Komensky, Era – Life – Work. Exponet virtual philatelic еxhibition.

  1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.japhila.cz/hof/0396/index0396a.htm (дата обр. 12.10.2014).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle