Библиографическое описание:

Дмитриева А. Н. Организация внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык» в рамках реализации ФГОС СПО // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 544-548.

 

В данной статье рассмотрена проблема организации внеаудиторной самостоятельной работы. Выявлена и обоснована необходимость методического сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Автор статьи предлагает собственный опыт создания методических рекомендаций по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов основной профессиональной образовательной программы 43.01.02 «Парикмахер».

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), внеаудиторная самостоятельная работа (ВСР), общие компетенции, методические рекомендации, балльно-рейтинговая система, весовой коэффициент.

 

На современном этапе одной из задач профессионального образования является подготовка квалифицированных, конкурентоспособных специалистов, которых отличает способность к быстрому принятию решений, самоконтролю и самосовершенствованию, что является залогом создания успешной карьеры. Практикуемая длительное время система передачи знаний от преподавателя к студенту не позволяет решить эту задачу в полном объёме. Необходимо научить студентов приобретать знания из разных источников самостоятельно — этому способствует самостоятельная работа студентов, которая помогает сформировать общие и профессиональные компетенции в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данному направлению подготовки.

Традиционно в педагогике выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторную и внеаудиторную. Аудиторная работа выполняется на занятии по заданию преподавателя, в его присутствии и при его непосредственном участии. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (ВСР) — выполнение студентами заданий во внеурочное время без непосредственного участия преподавателя.

Цели внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

-                   закрепление, углубление, расширение и систематизация теоретических знаний;

-                   развитие профессионально значимых личностных качеств;

-                   формирование самостоятельного мышления, способности к самосовершенствованию и самореализации;

-                   развитие исследовательских способностей;

-                   овладение культурой умственного труда;

-                   формирование общих компетенций, прописанных во ФГОС СПО по профессии 43.01.02 «Парикмахер».

Согласно ФГОС СПО, «внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением» [2, с. 20]. В связи с этим мной был разработан сборник методических рекомендаций по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине ОДБ.04 Иностранный язык (английский) основной профессиональной образовательной программы 43.01.02 «Парикмахер».

В сборнике выделено 5 разделов с указанием цели и задач каждого вида самостоятельной работы, сроков выполнения, форм контроля, а также показателей и критериев оценивания самостоятельной работы. В заключительной части приведён список рекомендуемой литературы и образцы выполнения каждого вида внеаудиторной самостоятельной работы.

При разработке видов внеаудиторной работы мной были учтены требования к освоению дисциплины «Иностранный язык», указанные в Примерной программе учебной дисциплины «Иностранный язык» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования Тимофеева В. Г., одобренной и рекомендованной для использования на практике в учреждениях НПО/СПО Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.

Таким образом, в результате выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОДБ. 04 «Иностранный язык» студенты должны [1]:

уметь:

-                   вести диалог в разных сферах, используя аргументацию, эмоционально-оценочные средства;

-                   рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой прочитанных текстов; описывать события, излагать факты, делать сообщения;

-                   читать аутентичные тексты разных стилей, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое/поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи;

-                   заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка;

знать:

-                   значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа и с соответствующими ситуациями общения;

-                   языковой материал, единицы речевого этикета в рамках изучаемых тем;

-                   тексты, построенные на языковом материале повседневного и профессионального общения.

Внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине ОДБ.04 Иностранный язык включает в себя:

-                   составление глоссария профессиональных терминов;

-                   письменный перевод профессиональных текстов;

-                   выполнение заданий по тексту;

-                   подготовку пересказа текста;

-                   подготовку диалога на английском языке;

-                   составление резюме на английском языке;

-                   написание сочинений, эссе на английском языке;

-                   разработку и представление электронных презентаций;

-                   выполнение реферата.

Перечень видов самостоятельной работы и формы контроля внеаудиторной самостоятельной работы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Перечень видов внеаудиторной самостоятельной работы

№ ВСР

Вид внеаудиторной самостоятельной работы

Форма контроля

1

Составление глоссария профессиональных терминов

Оценка словаря, устный опрос

2

Письменный перевод профессиональных текстов

Проверка рабочих тетрадей

3

Выполнение заданий по тексту

Проверка рабочих тетрадей, устный опрос

4

Подготовка пересказа текста

Устный опрос

5

Подготовка диалога на английском языке

Устный опрос

6

Составление резюме на английском языке

Проверка рабочих тетрадей, распечатанного резюме

7

Написание сочинений, эссе на английском языке

Проверка рабочих тетрадей

8

Разработка и представление электронных презентаций

Защита презентации

9

Выполнение реферата

Защита реферата, рецензирование

 

Учебный процесс в Технологическом колледже организован на основе балльно-рейтинговой системы оценивания персональных образовательных достижений обучающихся. Балльно-рейтинговая система мотивирует студентов к деятельности за счёт фактора состязательности: у обучающегося возникает желание выполнить задание с более высоким коэффициентом, чтобы повысить уровень индивидуальных образовательных результатов по сравнению с другими обучающимися в группе.

Шкала соответствия видов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся весовым коэффициентам представлена в таблице 2. Каждому виду внеаудиторной самостоятельной работы присваивается весовой коэффициент от «1» до «10».

Таблица 2

Соотнесение видов внеаудиторной самостоятельной работы и весовых коэффициентов

Вид внеаудиторной самостоятельной работы

Коэффициент трудоемкости ВСР

Составление глоссария профессиональных терминов

2

Письменный перевод профессиональных текстов

3

Выполнение заданий по тексту

4

Подготовка пересказа текста

5

Подготовка диалога на английском языке

6

Составление резюме на английском языке

7

Написание сочинений, эссе на английском языке

7

Разработка и представление электронных презентаций

8

Выполнение реферата

9

 

Контроль внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Иностранный язык» проходит в устной, письменной формах, а также с использованием современных компьютерных технологий.

В заключение следует сказать, что самостоятельная работа будет эффективной только тогда, когда она является привлекательной для студента. Привлекательность работы можно создать поощрениями и льготами, например, освободить обучающегося от процедуры промежуточной аттестации по дисциплине.

В качестве примера приведу методические рекомендации по составлению глоссария профессиональных терминов.

Цель работы: систематизация изучаемой профессиональной лексики для дальнейшего использования при чтении и переводе иностранных текстов профессиональной направленности.

В результате выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающийся должен

знать:

-                   значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа и с соответствующими ситуациями общения;

развить способности, необходимые для формирования общих компетенций (далее ОК):

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Рекомендации:

Глоссарий — двуязычный словарь, содержащий перечень специализированных терминов, расположенных в строго алфавитном порядке с переводом на другой язык. Глоссарий предоставляет широкому кругу читателей правильный перевод терминов, относящихся к профессиональной сфере.

Как составить глоссарий?

1.                  Для начала необходимо создать таблицу из трёх столбцов.

№ п/п

EN

RU

 

 

 

 

 

 

 

2.                  Далее следует составить список наиболее часто встречающихся профессиональных терминов и занести их в колонку таблицы с названием EN (английский вариант).

3.                  После этого необходимо найти точный перевод термина на русский язык и занести его в колонку с названием RU (русский вариант) напротив соответствующего термина.

4.                  Далее все слова в списке необходимо расположить в алфавитном порядке. Для этого нужно выделить 2-ю и 3-ю колонки таблицы (за исключением «шапки» таблицы) и нажать значок сортировки (рисунок 1).

Рис. 1. Значок сортировки

 

В диалоговом окне Сортировка текста в группе Сначала по выберите пункт столбцам 2, тип — Текст. Затем установите переключатель в положение по возрастанию и нажмите клавишу ОК (рисунок 2).

Рис. 2. Сортировка

 

5.                  В завершении необходимо пронумеровать все термины.

ВНИМАНИЕ! Глоссарий оформляется на листе А4, шрифт Times New Roman, 14 пт, междустрочный интервал — 1,0.

При составлении глоссария важно придерживаться следующих правил:

-                   отобранные термины и лексические единицы должны отражать профиль профессии;

-                   отобранные термины и лексические единицы должны быть новыми;

-                   общее количество отобранных терминов за один семестр должно составлять не менее 200 единиц.

Отобранные профессиональные термины необходимо выучить наизусть и сдать на занятии в устной форме. Также необходимо предоставить печатный вариант глоссария на листах формата А4 в папке-скоросшивателе.

Формы контроля: оценка глоссария, устный опрос

Показатели и критерии оценивания самостоятельной работы

Критериями для оценивания составленного студентами глоссария являются соответствие терминов профессиональной направленности; полнота глоссария; соблюдение требований при оформлении глоссария.

Оценка «отлично» выставляется, если

Обучающийся представил глоссарий в печатном виде. Оформление глоссария соответствует требованиям. Представлено 200 единиц по специальности. При устном опросе не допускает ошибок при воспроизведении эквивалентов.

Оценка «хорошо» выставляется, если

Обучающийся представил глоссарий в печатном виде. Оформление глоссария соответствует требованиям. Представлено 200 единиц по специальности. При устном опросе допускает незначительные ошибки при воспроизведении эквивалентов.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если

Обучающийся не представил глоссарий в печатном виде. Оформление не соответствует требованиям. Представлено менее 200 единиц по специальности. При устном опросе испытывает трудности при воспроизведении эквивалентов.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если

Обучающийся не представил глоссарий в печатном виде или представил термины, не относящиеся к выбранной специальности. Не готов к устному опросу.

Образец глоссария профессиональных терминов образовательной программы 43.01.02 «Парикмахер»

№ п/п

EN

RU

1.                       

hair clipper

машинка для стрижки волос

2.                       

hairpin

заколка

3.                       

scissors

ножницы

4.                       

slipping hair

ослабленные волосы

5.                       

splitting ends

секущиеся концы

 

Литература:

 

1.                  Тимофеев, В. Г. Примерная программа учебной дисциплины «Английский язык» для профессий НПО и СПО (начальное профессиональное образование). — М.: ФИРО, 2008.

2.                  Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности среднего профессионального образования 100116.01 Парикмахер. — М.: Минобрнауки России, 2013.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle