Применение компьютерных технологий в работе медсестер | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мамедова, Г. Б. Применение компьютерных технологий в работе медсестер / Г. Б. Мамедова, М. Б. Миркаримова, М. А. Мирзаева, Г. А. Таджибаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 146-149. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13155/ (дата обращения: 24.04.2024).

 

В статье раскрываются основные принципы работы врачей и среднего медперсонала в службах ПМСП с применением компьютерных технологий. Поскольку компьютеризация медицины — процесс неотвратимый, очень полезными могут оказаться исследования, освещающие различные аспекты применения компьютерных технологий в сестринской практике. Также предоставлены результаты исследования проведенного среди среднего медицинского персонала с целью определения эффективности применения компьютерных технологий в их работе.

Ключевые слова: компьютерные технологии, медицинская сестра, первичное звено.

 

The article describes the main principles of work of doctors and nurses in PHC services with the use of computer technologies. Since the computerization of medicine — the process is inevitable, can be very helpful for studies covering various aspects of the application of computer technology in nursing practice. Also provided the results of a study conducted among nurses with the aim of determining the effectiveness of using computer technology in their work.

Key words: computer technology, nurse, primary

 

Введение. В настоящее время, несмотря на широкое распространение компьютерных технологий, в литературе мало освещены вопросы применения компьютера в медицине. Объяснить это достаточно легко — в повседневную клиническую практику врачей компьютер проник относительно недавно. Тем не менее, он уже прочно занял своё место в кабинетах ультразвуковой диагностики (УЗИ), компьютерной томографии (КТ), палатах интенсивной терапии [2, с. 42]. Но если говорить о массовом и систематизированном применении компьютерных технологий в медицине, которые смогут объединить в единую сеть всех врачей и все медицинские базы данных, пока далеко. Однако в некоторых клиниках города (в основном частных) а так же учреждениях республиканского уровня (например, Республиканский специализированный центр Урологии) уже применили на практике единую систематизированную сеть. Через эту сеть ведутся истории болезни больного, передаются направления в лаборатории и многое другое, что позволяет экономить время, деньги и систематизировать документооборот как больного, так и персонала работающего в центре. На Западе этот вопрос привлекает всё более широкое внимание, проводятся исследования, посвященные как возможностям, так и ограничениям применения компьютеров, а также предлагаются инновационные технические решения в области компьютерной техники.

Если говорить о статистике в мире информационных технологий, то необходимо отметить что в настоящее время общая численность компьютеров, подключенных к сети, составляет около 100 миллионов. Начало этому процессу было положено в 1969 году, когда в рамках проекта Департамента Безопасности США несколько компьютеров в стране были объединены. В 1991 году на свет появилась Всемирная Сеть. С тех пор в её пределах происходит постоянное накопление разнообразной информации, в том числе научной и, в частности, медицинской. Учитывая это, можно сказать, что при использовании Интернета в профессиональных целях основным вопросом врачей и медсестер является выбор достоверных ресурсов. Среди огромного количества околонаучной, не подтверждённой или ложной информации достаточно сложно найти по-настоящему достоверные научные сведения. В работе врачей, медсестер надёжность информации является крайне важной — поэтому появилась необходимость в специальных подходах к поиску информации во Всемирной Сети. Во многих случаях Интернет-сайты не предоставляют необходимой документации в отношении научных подходов и методов, применяемых в исследованиях. Являясь свободной зоной, сеть Интернет не даёт возможности для предъявления судебных исков, и это служит ещё одним фактором, осложняющим «фильтрацию» достоверной информации. В этом случае следует ориентироваться на сайты, предоставляемые проверенными научными и общественными организациями, а также на официальные ресурсы. К последним относятся электронные издания медицинских газет и журналов, которых сегодня в Сети достаточно много. Каждые 4 года медицинская информация удваивается. При таких темпах роста были необходимы некоторые руководства для практикующих врачей и медсестер, способные помочь им правильно ориентироваться в этих громадных объёмах информации и использовать их с максимальной пользой. В настоящее время электронные ресурсы уже практически столь же велики, как и печатные — но, в отличие от последних, гораздо менее систематизированы. Тем не менее, есть ряд электронных хранилищ, которые предлагают достоверную и свежую информацию по всем отраслям медицины. Одним из них является MEDLINE — база данных Национальной Медицинской Библиотеки США, которая включает более 11 миллионов источников биомедицинской литературы с 1960-х годов и ежегодно обновляется. Свободный доступ к этой базе обеспечивает ресурс Pub MED. Он не только позволяет любому пользователю Интернета беспрепятственно получить нужную информацию из базы, но также существенно облегчает поиск необходимых данных и позволяет отсортировать более новые источники. Кроме того, Национальная Медицинская Библиотека США предложила систему подзаголовков медицинских терминов, которая используется в ресурсе Pub MED и позволяет не только легко и быстро ориентироваться в более чем 19000 терминов, но и находить именно те статьи, в которых содержатся нужные пользователю термины. Все эти ресурсы и системы были созданы специально для удобства врачей и медсестер, с конечной целью обеспечить клиницистов и исследователей доступной, достоверной и свежей информацией с минимальными затратами времени и сил [1, с.12].

В данный момент персональными компьютерами и принтерами обеспечены все поликлиники города Ташкента. Компьютеры на участках относятся к одним из последних моделей, оснащены жидкокристаллическими мониторами, с установленной рабочей системой Windows XP и полностью готовы к работе. Остаётся лишь определить, насколько активно компьютеры участвуют в работе врачей и медсестер. Кроме того, необходимо идентифицировать проблемы и задачи, возникающие при внедрении ПК в работу врачей и медсестер, а также отметить дальнейшие перспективы развития компьютеризации.

При подсчёте времени, которое уходит на поиск и «подъём» карточки на участок, а также процесс записи в карточку и выдачу различных направлений (на анализы и консультации), оказалось, что оно в среднем составляет от 5 до 8 минут. При большой загруженности врача, когда на одного пациента отводится от 15 до 20 минут, это достаточно существенная величина. Тогда как, при компьютеризации работы, на эти же процессы будет тратиться не более 1–3 минут. Поиск различной информации по справочникам, который также имеет место в работе врача на участке, также может занимать от 5 до 10 минут. Тогда как при использовании сети Интернет оно может сократиться до нескольких секунд.

Много времени уходит также на поиски необходимого результата исследования, который поступает из лаборатории или кабинета функциональной диагностики, а также на сортировку этих результатов по участкам и карточкам, который происходит вручную. На это уходит до 30 минут в день. Тогда как, при использовании единой информационной электронной сети, на это будет тратиться не более нескольких секунд.

Одной из основныхhttp://www.rfbr.ru/pics/1pix.gif проблем является вопрос навыков работы с ПК. Многие медицинские работники, как правило, старшего поколения, не владеют этими навыками, либо владеют в недостаточной степени для полного использования ПК. Пользоваться ПК в полной мере могут лишь те, кто либо имеет ПК дома, либо самостоятельно овладел навыками работы с ним.

Таким образом, практически вся работа ведётся, как и до компьютеризации, — осмотры и дневники, а также прочая документация пишется от руки. Компьютеры используются, главным образом в целях статистических подсчётов и составления выписных эпикризов в дневном стационаре.

Второй проблемой является недостаточная систематичность в использовании ПК — не установлено, в какой степени он должен участвовать в работе врача, медсестры. Кто-то из врачей пишет от руки, кто-то печатает на компьютере, причём не, всегда существуют алгоритмизированные шаблоны, по которым следует записывать информацию. Поэтому пока тотальное внедрение единой информационной системы, которая может объединить все подразделения поликлиники затруднительно.

Однако, такое положение дел на данном этапе вполне объяснимо — внедрение ПК в работу врачей участка произошло совсем недавно, компьютеризация работы находится ещё на стадии становления, и пока ещё не проводилось систематического обучения персонала работе на ПК. Основная документация участков ведётся в письменном варианте, и мгновенный переход на печатную и электронную форму попросту невозможен.

Однако, уже сейчас есть все предпосылки для того, чтобы постепенно переводить всё большую и большую часть работы в печатный и электронный варианты. Не говоря об огромной экономии времени, это позволит стандартизировать все записи и создать единую базу данных, в которой можно будет быстро и легко ориентироваться.

Вместо прежней громоздкой процедуры поиска и «подъёма» карточек в регистратуре можно будет передавать информацию о том или ином ребёнке в электронном виде за секунды. Разноплановые и, зачастую нечитаемые записи в карточке сменятся стандартными, алгоритмизированными, напечатанными на принтере записями. Работа с ПК будет происходить не после, а непосредственно во время приёма, освободив значительную часть времени на работу с пациентом.

Таким образом, две главные задачи, возникающие при внедрении компьютерных технологий в работу поликлиник — это обучение персонала (не только врачей, но и медсестёр) навыкам работы с ПК и создание единой системы описания состояния пациента, симптомов и различных аспектов роста, развития и лечения. Эта система позволит не только создать стандартные шаблоны для описания, но и единую базу данных, в которую будут внесены однотипные данные по всем пациентам.

Сеть Интернет также вскоре должна прочно войти в работу врачей, медсестер поликлиник — не только как неисчерпаемый источник информации, но и средство общения и обмена опытом с коллегами из других учреждений, городов, стран.

На сегодняшний день компьютерные технологии всё более прочно входят в медицину, и уже не в качестве высокоточных диагностических приборов, а в виде практически равноправных помощников, позволяя передавать на расстояние огромные объёмы медицинской информации [3, с.18]. Сеть Интернет, развиваясь, становится всё более приспособленной для работы врача, и, надо полагать, вскоре станет неотъемлемой частью его работы не только на Западе, но и в Узбекистане и других странах. Доступная и достоверная информация, которую предлагают врачам и медсестрам надёжные ресурсы сети, где указывают на эффективность новых методов лечения и диагностики с использованием принципов доказательной медицины, будет способствовать повышению качества диагностики, лечения, а также улучшению безопасности оказываемых услуг пациентам [4].

Объединение структурных подразделений клиник в единые информационные сети будет также служить этим целям, а, кроме того, облегчит работу врачей и медсестер. Работа данных сетей уже применена в ведущих медицинских учреждениях Узбекистана и доказала свою эффективность. Дальнейшие исследования в области медицины могут принести новые открытия и усовершенствования, равно как и новые проблемы и задачи. Но такие перспективы не могут пока остановить развитие компьютерных технологий и внедрение их в медицину. На том или ином этапе, процесс компьютеризации затронул множество медицинских учреждений и продолжает вовлекать их в своё русло и дальше. Осознание перспективности и удобства компьютеров в работе, а также развитие интереса к их изучению и внедрению позволит ликвидировать имеющиеся на данный момент проблемы и позволит всему медперсоналу совместно решить задачу о разумном союзе человека и электронной машины.

Материалы и методы исследования. В написании статьи применялся метод анкетирования и статистической обработки полученных данных.

Результаты исследования. Было опрошено 128 медсестер, методом анонимного анкетирования в 4 поликлиниках и 2 сельских врачебных пунктах. 22 % опрошенных это медсестры, работающие в женских консультациях, 38 % работающие в поликлиниках, 40 % работники регистратуры. Больший процент опрошенных 42 %, составили сотрудники со стажем работы свыше 10 лет. Исследования показали, что у 78 % опрошенных медсестер компьютер на рабочем месте имеется, однако лишь 48 % пользуются им. В основном медсестрам компьютер был необходим для регистрации и записи больных (65 %), заполнения журнала использованных лекарств(30 %) и работой в интернете(5 %). Из 61 опрошенной медсестры (48 %) использующей в работе компьютерные программы, 86 % сотрудников ощутили существенную помощь. При этом уменьшилось время на поиск нужной информации у 92 % медицинских сестер, в том числе сократилось время на оформление необходимой документации — у 70 %, облегчилось оформление журналов с использованными лекарственными препаратами и составление отчетов — у 62 % сотрудников. Использование компьютерных технологий в работе позволило улучшить качество работы медсестер, отметили 75 % опрошенных. Сократилось время ожидания пациентов своих карт. Использование шаблонов при расписании диет и рекомендаций также облегчило работу медсестер. Более скептически отнеслись к преимуществам использования компьютерных технологий в рабочем процессе медицинские работники с большим стажем работы, ведь практически все они не владели знаниями в области компьютерной грамотности. При опросе было выявлено, что основными пользователями компьютерных программ являются молодые специалисты (92 % из общего количества пользователей 61 медсестра) с опытом работы в категории до 10 лет.

Выводы. Использование в работе медицинских сестер служб ПМСП (первичной медико-санитарной помощи) компьютерных технологий, обеспечивает эффективный учет данных пациентов, обращающихся за медицинской помощью, позволяет не тратить время, на заполнение листков с рекомендациями по соблюдению режима и питания, используя шаблоны. В 92 % случаев медсестры отметили повышение эффективности предоставляемых услуг, за счет сокращения времени на заполнение документации (журналов, отчетов и др.). Электронный документооборот позволит значительно сэкономить время, которое сейчас врачи и медицинские сестры тратят на заполнение бланков, и повысит эффективность их деятельности. Однако необходимо отметить, что реализация мероприятий по внедрению информационных систем в учреждениях здравоохранения должна сопровождаться организацией обучения всех медицинских работников использованию современных компьютерных технологий, а также повышением общего уровня образования персонала.

 

Литература:

 

1.                          Информационная система распределения интернатуры в США, Вуд М., ОКЛ 14, Архангельск, 2009 год, с. 12

2.                          Как работать с медицинской литературой, Фухс-Будер Т., ОКЛ 11, Архангельск, 2005 год, с.42

3.                          Обучающие электронные ресурсы, Снейд, Р.Д., ОКЛ 13, Архангельск, 2008, с.18

4.                          Официальный сайт Министерства здравоохранения Республики Узбекистан www.minzdrav.uz

Основные термины (генерируются автоматически): медсестра, работа врачей, MED, компьютер, работа, время, навык работы, работа врача, Всемирная Сеть, Национальная Медицинская Библиотека.


Похожие статьи

Эффективность применения информационных технологий...

MED, медицинская информация, врач, Всемирная Сеть, достоверная информация, MEDLINE, Национальная Медицинская Библиотека, ресурс, свежая информация, США.

Медико-социальная характеристика и анализ профессиональных...

Изучая эффективность организации работы медицинских сестер, нам важно было также

Рис. 7. Распределение медсестёр по ставкам работы. Работают по совместительству 43,3 % респондентом, из них в этом учреждении 38,3 % и в другом учреждении — 61,7 %.

Информационное обеспечение граждан в сфере здравоохранения...

Основой научной работы стало исследование 10 сайтов лечебно-профилактических учреждений (далее ЛПУ) Москвы и

Присутствие списков о препаратах, назначенных по рецептам врачей, даёт гарантии посетителям сайта и повышает уровень доверия к медицинской организации.

Вопросы этики и деонтологии в практике врача-стоматолога

Основной принцип этого кодекса — гуманность, а определяющая схема работы стоматологов — врач обслуживает пациента/общество и не наоборот. Испанский код был утвержден в1999 году (с изменениями в 2000 и в 2012 году).

Анализ эффективности непрерывного профессионального...

Работа врача общей практики первичного звена напрямую зависит от качества подготовки и профессионализма работы среднего медицинского персонала первичной медико-санитарной помощи.

Медицинская информационная система для автоматизации...

Облегчения работы врача; Сбора данных о наличии или отсутствии проблем у пациентов определенной территориальной или административной единицы; Предоставление доступа к карте пациента с любого больничного заведения.

Этика и деонтология в работе среднего медицинского персонала

Цель: Основной целью является изучение улучшение постановки дел добросовестной работой медицинской сестры с помощью знания этики и деонтологии её

[4,8]. Именно гуманность была всегда и остаётся особенностью медицины и врача, а также медицинской сестры.

Похожие статьи

Эффективность применения информационных технологий...

MED, медицинская информация, врач, Всемирная Сеть, достоверная информация, MEDLINE, Национальная Медицинская Библиотека, ресурс, свежая информация, США.

Медико-социальная характеристика и анализ профессиональных...

Изучая эффективность организации работы медицинских сестер, нам важно было также

Рис. 7. Распределение медсестёр по ставкам работы. Работают по совместительству 43,3 % респондентом, из них в этом учреждении 38,3 % и в другом учреждении — 61,7 %.

Информационное обеспечение граждан в сфере здравоохранения...

Основой научной работы стало исследование 10 сайтов лечебно-профилактических учреждений (далее ЛПУ) Москвы и

Присутствие списков о препаратах, назначенных по рецептам врачей, даёт гарантии посетителям сайта и повышает уровень доверия к медицинской организации.

Вопросы этики и деонтологии в практике врача-стоматолога

Основной принцип этого кодекса — гуманность, а определяющая схема работы стоматологов — врач обслуживает пациента/общество и не наоборот. Испанский код был утвержден в1999 году (с изменениями в 2000 и в 2012 году).

Анализ эффективности непрерывного профессионального...

Работа врача общей практики первичного звена напрямую зависит от качества подготовки и профессионализма работы среднего медицинского персонала первичной медико-санитарной помощи.

Медицинская информационная система для автоматизации...

Облегчения работы врача; Сбора данных о наличии или отсутствии проблем у пациентов определенной территориальной или административной единицы; Предоставление доступа к карте пациента с любого больничного заведения.

Этика и деонтология в работе среднего медицинского персонала

Цель: Основной целью является изучение улучшение постановки дел добросовестной работой медицинской сестры с помощью знания этики и деонтологии её

[4,8]. Именно гуманность была всегда и остаётся особенностью медицины и врача, а также медицинской сестры.

Задать вопрос