Оптимизация системы контроля в деятельности учителя физической культуры на основе разработки автоматизированной системы учета показателей физической подготовленности и физического развития старших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 27.10.2014

Статья просмотрена: 586 раз

Библиографическое описание:

Парняков, Д. М. Оптимизация системы контроля в деятельности учителя физической культуры на основе разработки автоматизированной системы учета показателей физической подготовленности и физического развития старших школьников / Д. М. Парняков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 94-98. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13139/ (дата обращения: 18.04.2024).

 

В статье рассматривается вопрос организации контроля и учета в образовательной среде, в частности, на уроках физической культуры. Особое внимание уделяется автоматизированным системам учета, которые повышают качество, эффективность и оперативность управления учебно-образовательным процессом в школах.

Ключевые слова:педагогический контроль и учет, автоматизированные системы, информационные технологии, физическое развитие, физическая подготовленность.

 

В связи с многочисленными изменениями в жизни общества проблема профессиональной подготовки приобретает особое значение. В результате этих преобразований существенным изменениям подвергаются формы и методы деятельности педагога. Особенностью подготовки специалиста высокого класса является необходимость достижения не только стандартизированных образовательных результатов, но и творческих успехов педагога. Деятельность учителя физической культуры в условиях современных требований общеобразовательной практики стала настолько разнообразной, что вузы должны готовить разносторонне подготовленного специалиста [1], соответствующего требованиям современной образовательной практики; современными образовательными и информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) [2;4;9;10;13]; различными концептуальными подходами в физкультурном образовании обучающихся [3;6;8].

Деятельность учителя по физическому воспитанию характеризуется разнообразным и сложным содержанием. Важнейшим разделом в деятельности современного учителя являются такие взаимосвязанные между собой компоненты — контроль и учет успеваемости учащихся. Высокий уровень функционирования этих компонентов, контроля и учета, позволяет наиболее целесообразно построить занятия физической культурой, а также эффективно управлять педагогическим процессом и его результатами [3;11;12;13;14].

Педагогический контроль является одним из важнейших факторов продуктивности обучения, так как реализует закономерности развития дидактического процесса.

Несмотря на то, что понятие «контроль» представляется вполне ясным (проверка, обследование, наблюдения, оценка и т. п.), в конкретном истолковании, в частности при характеристике контроля, в процессе физического воспитания, это понятие трактуется далеко не однозначно. Долгое время контрольные функции специалиста физического воспитания традиционно сводили преимущественно к учету успеваемости и контролю физического состояния занимающихся. Со временем, однако, все очевидней становилась ограниченность такого подхода, поскольку он охватывает лишь некоторые из необходимых аспектов контроля. В современной специальной литературе обозначилась другая крайность — в ней можно насчитать уже десятки наименований видов и разновидностей контроля (педагогический, врачебный, биологический, антропометрический, биохимический, биомеханический, психологический, организационный; визуальный, инструментальный, автоматизированный; предварительный, оперативный, текущий, этапный, итоговый и т. д.), что свидетельствует как о многогранности проблемы, так и о недостаточной упорядоченности связанных с нею представлений.

В этой связи возникает вопрос: что же должно быть исходно определяющим при характеристике типа контроля? Если говорить о том контроле, который органически включен в процесс физического воспитания, и рассматривать его как неотъемлемое дело специалиста физического воспитания, а одновременно и как функцию самих воспитываемых, то характер такого контроля определяется, прежде всего, реально существующими отношениями между субъектом и объектом воспитания [3].

Несмотря на бесспорную значимость этого аспекта педагогического контроля, методические проблемы, связанные с ним, разработаны пока недостаточно. Здесь есть свои трудности, обусловленные, в частности, сложностью педагогической деятельности и крайним дефицитом времени, которое удается выделять педагогу по ходу занятий для контроля своих действий. Однако возможности совершенствования педагогического контроля не исчерпаны и в настоящее время значительно возрастают. Один из путей к этому — использование современной информационной техники, точнее, автоматизация системы контроля [4–5; 7; 9–14].

В педагогическом лексиконе теоретиков и практиков педагогики довольно часто в разных контекстах употребляется понятие «система» (система обучения, система воспитания, система методов и средств и т. п.). Однако при использовании этого термина в него часто не вкладывается изначальный истинный смысл.

Система — выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление.

Систематизированный контроль с использованием технологий нового поколения, информационных технологий, позволяет качественно повысить уровень функции контроля в образовательном учреждении, т. к. процесс контроля с использованием вычислительной техники снижает затраты во времени и качество анализа учитываемых показателей подготовленности и развития [10; 13].

В современной практике вопрос об автоматизации системы контроля и учета является актуальным и не до конца разработанным в связи с активным внедрением и развитием ИКТ в образовательном процессе школ, вузов и т. п. [9;10;11;12;13;14].

Цель исследования: разработка электронной системы автоматизированного учета физической подготовленности и физического развития старших школьников для образовательного процесса в школах.

Объект исследования: процесс контроля за физической подготовленностью и физическим развитием обучающихся в образовательных учреждениях по предмету «физическая культура».

Предмет исследования: электронная система автоматизированного учета физической подготовленности и физического развития старших школьников.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:

-        применение автоматизированной системы учета физической подготовленности и физического развития повысит уровень управления образовательным процессом в школе по предмету физическая культура;

-        разработанная автоматизированная программа для учёта индивидуальной многолетней динамики комплекса показателей подготовленности и развития позволит дифференцировать педагогические воздействие, что приведет к более качественному повышению уровня физической подготовленности и физического здоровья.

Для того чтобы работа преподавателя по физическому воспитанию была продуктивной, приносила положительные плоды труда за короткий срок необходимо систематизировать функцию контроля и подчинить четкой логике систему её функционирования.

Чтобы создать автоматизированную систему учета показателей физической подготовленности и физического развития, на первом этапе исследования нами была выбрана программа Microsoft Office Excel, которая является широко распространенной компьютерной программой, с помощью которой производятся расчеты, составляются таблицы и диаграммы, вычисляются простые и сложные функции.

Эта программа входит в пакет программ Microsoft Office, а потому установлена практически на всех компьютерах. Возможность составления таблиц, диаграмм и отчетов, произведения самых сложных вычислений делает эту программу популярной среди бухгалтеров и экономистов. При этом программа отличается понятным интерфейсом и удобством использования.

По своей сути Microsoft Excel — это большая таблица, предназначенная для внесения в нее данных. Функции программы позволяют проводить практически любые манипуляции с цифрами. Электронная таблица является основным средством, которая используется для обработки и анализа цифровой информации с помощью средств вычислительной техники.

При этом, кроме числовых и финансовых операций, Microsoft Excel может использоваться в процессе анализа данных, открывая пользователям широкие возможности для удобной автоматизации и обработки данных.

Особенность программы заключается в том, что она позволяет осуществлять сложные расчеты. То есть в процессе вычисления одновременно можно оперировать данными, которые располагаются в разных зонах электронной таблицы и при этом связаны определенной зависимостью. Выполнение таких расчетов осуществляется благодаря возможности введения различных формул в ячейки таблицы. После выполнения вычисления результат будет отображаться в ячейке с формулой. В доступном диапазоне формул находятся разные функции — от сложения и вычитания до вычислений, связанных с финансами или статистикой.

Файл, с которым предполагает работу Excel, называется книгой. Она включает в себя несколько рабочих листов, в которых могут содержаться самые разные данные, начиная от таблиц и текстов и заканчивая диаграммами и рисунками. Microsoft Excel рассчитан на поддержку и использование XML-форматов, а также может открывать такие форматы, как CSV, DBF, SYLK, DIF.

На втором этапе исследования нами была разработана экспериментальная автоматизированная система, которая, как предполагается, позволит эффективно следить за физической подготовленностью и физическим развитием старших школьников. Для проверки эффективности данной методики планируется дальнейшее его внедрение в учебный процесс старших школьников школы № 5 г. Ишима.

Структура нашей разработки предполагает внесение в поля ячеек результаты сдачи практических нормативов по физическому воспитанию. Данные ячейки будут привязаны к таблицам нормативных результатов сдачи практических нормативов по перечисленным тестам на выявление уровня физической подготовленности, что позволил за короткие сроки получить результаты оценки и процентное соотношение выполнения норматива в определенном классе (рис.1–2).

Рис.1. Титульный лист автоматизированной системы учета по ФК

 

Рис.2. Рейтинг-журнал по физической культуре для учащихся 10 классов

 

Так же нами предусмотрена сводная ведомость, в которой мы сможем проследить динамику физической подготовленности и развития по полугодиям отдельного класса старшей школы (рис.3).

Рис.3. Сводный рейтинг учащихся по физической культуре

 

Разработанная автоматизированная программа с учётом многолетней динамики комплекса показателей подготовленности и развития позволит дифференцировать педагогические воздействия, что приведет к более качественному повышению уровня физической подготовленности и соматического здоровья.

Таким образом, на данном этапе исследования мы можем констатировать:

-        разработка и внедрение в образовательный процесс старших школьников электронной системы автоматизированного учета физической подготовленности и физического развития актуальна. Это позволит снизить затраты во времени при обработке информации и существенно повысит качество её анализа;

-        внедрение автоматизированной системы учета в учебный процесс по предмету физическая культура даст возможность: оптимизировать работу учителя по физическому воспитанию; индивидуализировать процесс физического воспитания старших школьников; перейти на современные формы организации контроля и управления.

 

Литература:

 

1.         Ведерникова, Л. В. Роль программы развития системы педагогического образования вуза в повышении качества подготовки современного педагога [Текст] / Л. В. Ведерникова, А. Г. Поливаев // Современные подходы к повышению качества образования: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, отв. ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим, 2013. — С. 6–14.

2.         Жбанков, О. В. Методология формирования информационного пространства процесса физического воспитания [Текст] // Теория и практика физической культуры. — 1998. — № 6. — 98 с.

3.         Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л. П. Матвеев. — М.; Физкультура и Спорт, 1991. — 543 с.

4.         Парняков, Д. М. О возможностях применения автоматизированных систем учета показателей физической подготовленности и физического развития учащихся старших классов на базе программ Microsoft Office [Текст] / Д. М. Парняков // Наука и современность. — 2013. — № 26–1. — С. 144–148.

5.         Поливаев, А. Г. Из опыта применения рейтингового контроля в физическом воспитании студентов в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев, И. Н. Григорович // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — № 2. — С.118–123.

6.         Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной школы в педагогическом вузе: проблемы и перспективы [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Черемисов // Омский научный вестник. — 2014. — № 4. — С. 167–170.

7.         Поливаев, А. Г. Применение электронного журнала успеваемости по физической культуре в рамках балльно-рейтинговой оценки [Текст] / А. Г. Поливаев // Современные проблемы физического воспитания студентов и студенческого спорта: сб.статей и тез.Междунар.науч.-практ.конф., ред.-сост. А. Г. Поливаев, Ишим. — 2013. — С.76–84.

8.         Поливаев, А. Г. Состояние и перспективы совершенствования качества подготовки физкультурных кадров в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 9. — С. 125–129.

9.         Самсонова, А. В. Использование информационных технологий в физической культуре и спорте [Текст] / А. В. Самсонова, И. М. Козлов, В. А. Таймазов // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 9. — 99с.

10.     Свечкарёв, В. Г. Совершенствование двигательных возможностей человека посредством автоматизированных систем управления [Текст] // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 5. — С.41–43.

11.     Соколов, А. А. Комплексный контроль и управление физическим статусом студентов вуза [Текст] // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2007. — № 9. — С. 87–92.

12.     Фисунов, А. В. Анализ различных систем оценки показателей соревновательной деятельности в игровых видах спорта [Текст] / А. В. Фисунов // Проблемы современной науки и образования. — 2014. — № 3 (21). — С. 113–118.

13.     Фураев, А. Н. К вопросу о компьютеризации анализа выполнения спортивных упражнений [Текст] // Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 11. — С.50–52.

14.     Юхно, Ю.А. Инновационные подходы к организации мониторинга физического состояния школьников в процессе физического воспитания [Текст] / Ю.А. Юхно, Н.Н. Гончарова,  Г.В. Лукьянцева // Физическое воспитание студентов. — 2012. — № 5. — С. 44–47.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая подготовленность, физическое воспитание, физическая культура, автоматизированная система учета, физическое развитие, автоматизированный учет, педагогический контроль, физическое развитие старших школьников, электронная система, Разработанная автоматизированная программа.


Похожие статьи

Автоматизированный контроль показателей физической...

Автоматизированный контроль показателей физической подготовленности и физического развития школьников среднего звена.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая подготовленность, физическая культура, электронная система...

Автоматизированная система оценки показателей...

6. Парняков Д. М. Оптимизация системы контроля в деятельности учителя физической культуры на основе разработки автоматизированной системы учета показателей физической подготовленности и физического развития старших школьников [Текст] / Д. М...

Информационно-методический комплекс учителя физической...

Оптимизация системы контроля в деятельности учителя физической культуры на основе разработки автоматизированной системы учета показателей физической подготовленности и физического развития старших школьников.

Особенности взаимосвязи данных физического развития...

Автоматизированный контроль показателей физической подготовленности и физического развития школьников среднего звена. Динамика физического развития и физической подготовленности учащихся 5–6 классов.

Динамика физического развития и физической...

физическое воспитание, физическое развитие, физическая подготовленность.

Автоматизированный контроль показателей физической подготовленности и физического развития школьников среднего звена.

Критерий оценки физической подготовленности учащихся...

Оптимизация системы контроля в деятельности учителя физической культуры на основе разработки автоматизированной системы учета показателей физической подготовленности и физического развития старших школьников.

Физическое воспитание как эффективная система улучшения...

физическое воспитание, физическая культура, двигательная деятельность, оздоровительная тренировка, физический потенциал человека, спорт человек, учащаяся молодежь.

Похожие статьи

Автоматизированный контроль показателей физической...

Автоматизированный контроль показателей физической подготовленности и физического развития школьников среднего звена.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая подготовленность, физическая культура, электронная система...

Автоматизированная система оценки показателей...

6. Парняков Д. М. Оптимизация системы контроля в деятельности учителя физической культуры на основе разработки автоматизированной системы учета показателей физической подготовленности и физического развития старших школьников [Текст] / Д. М...

Информационно-методический комплекс учителя физической...

Оптимизация системы контроля в деятельности учителя физической культуры на основе разработки автоматизированной системы учета показателей физической подготовленности и физического развития старших школьников.

Особенности взаимосвязи данных физического развития...

Автоматизированный контроль показателей физической подготовленности и физического развития школьников среднего звена. Динамика физического развития и физической подготовленности учащихся 5–6 классов.

Динамика физического развития и физической...

физическое воспитание, физическое развитие, физическая подготовленность.

Автоматизированный контроль показателей физической подготовленности и физического развития школьников среднего звена.

Критерий оценки физической подготовленности учащихся...

Оптимизация системы контроля в деятельности учителя физической культуры на основе разработки автоматизированной системы учета показателей физической подготовленности и физического развития старших школьников.

Физическое воспитание как эффективная система улучшения...

физическое воспитание, физическая культура, двигательная деятельность, оздоровительная тренировка, физический потенциал человека, спорт человек, учащаяся молодежь.

Задать вопрос