Совершенствование информатизации в деятельности органов государственного пожарного надзора МЧС России по Республике Бурятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 22.10.2014

Статья просмотрена: 712 раз

Библиографическое описание:

Унагаев, Д. Л. Совершенствование информатизации в деятельности органов государственного пожарного надзора МЧС России по Республике Бурятия / Д. Л. Унагаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 461-463. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13012/ (дата обращения: 20.04.2024).

 

На современном этапе профессиональная деятельность органов государственного пожарного надзора МЧС России по Республике Бурятия, связанная с проведением надзорных мероприятий, требует более квалифицированного подхода к вопросам рассмотрения и обработки большого объема разноплановой и сложной отчетной и нормативно-правовой информации в условиях высокой динамики информационных процессов. Причем информационная деятельность специалистов надзорной деятельности остается на низком уровне и приводит к снижению качества информационной среды и соответственно к повышению информационных рисков.

В указанных условиях вопрос информатизации становиться не просто актуальным, но и крайне необходимым, поскольку растут объемы поступающей информации, которая требует немедленной обработки и структуризации.

Рассматривая деятельность государственного пожарного надзора, можно сделать вывод, что она малоэффективна. Существующая нормативная база в области пожарной безопасности, содержащая значительное число документов достаточно объемна и слабо структурирована. Также следует учесть ограниченность памяти человека и его возможностей постоянно использовать в работе необходимые документы. Безусловно, регулярно происходящие упущения в деятельности сотрудников государственного пожарного надзора, связанные с низкой информатизацией процессов, недопустимы.

Таким образом, решение вопросов информатизации (внедрение новых технологий) управления надзорной деятельности МЧС России по Республике Бурятия позволит более организовано (в максимально полном и удобном виде), с учетом всех влияющих факторов и процессов, создать условия для наиболее высокого уровня организации работы и соответственно обеспечить надлежащий уровень пожарной безопасности субъекта.

Несмотря на то, что с момента подписания Указа МЧС о включении Государственной противопожарной службы МВД в состав Министерства по чрезвычайным ситуациям прошло уже более 10 лет, процесс объединения идет достаточно трудно. И если формально структура управления уже сформирована, процесс реального объединения еще далёк от завершения.

Сегодня объем отчетных материалов во многом превышает необходимый из-за несогласованной системы отчетности и ненужного дублирования однородной информации разными структурными подразделениями.

Сотрудники УНД РБ более половины рабочего времени вынуждены тратить на составление разнообразных отчетов. В подразделениях на местах, где на одного инспектора в среднем приходится десятки тысяч человек населения, вынуждены проводить эту работу за счет сокращения времени работы на объектах.

Среди проблем организации управления надзорной деятельности можно отметить следующие:

1)                 отсутствие автоматизированных рабочих мест (APМ) сотрудников;

2)                 отсутствие комплексной единой информационной сети, в которую включены APМ всех территориальных подразделений;

3)                 низкая организация информационного взаимодействия внутри учреждения;

4)                 слабый контроль деятельности;

5)                 случаи утери документов;

6)                 слабая пропускная способность документооборота;

7)                 высокий процент времени, расходуемый сотрудниками на заполнение различной документации.

Указанные недостатки и нерешенные проблемы в организации управления надзорной деятельности свидетельствуют о необходимости информатизации различных аспектов деятельности.

Информационные системы (ИС) в современных условиях ведения деятельности являются неотъемлемой частью любой организационной структуры, обеспечивая сбор фактических и формирование аналитических данных для принятия управленческих решений различных уровней. Внедрение ИС представляет собой не только конфигурацию технологической платформы, но и реализацию преобразования организации (учреждения) как системы, направленного на достижение целевого результата. Однако управление подавляющим числом проектов внедрения ИС сфокусировано на технологической составляющей проекта — и управлению переходом к новой организационно-функциональной и процессной структуре практически не уделяется внимания, что в свою очередь существенно ограничивает реализацию результатов от внедрения ИС.

Накопленный опыт в системе органов государственного пожарного надзора МЧС России по Республике Бурятия показывает, что в ежедневной работе сотрудников требуется постоянно актуальная обширная информация как нормативно-правового (нормативно-правовые акты различного уровня), так и аналитического, отчетного и прогнозного характера.

Так, только в 2013 года в управлении надзорной деятельности РБ зарегистрировано 2651 единиц входящей корреспонденции, а отработано — 1127 контрольных документов. Для организации деятельности в 2013 году управлением надзорной деятельности подготовлено и направлено в территориальные подразделения 1176 организационных указаний. По разным направлениям деятельности подготовлено и направлено в СРЦ 439 отчетных материалов.

Перед управлением надзорной деятельности в 2013 году стояла основная задача по повышению эффективности проведения надзорных мероприятий, основными параметрами которой являются повышения степени реализации планов проведения плановых проверок, увеличения процента выполнения предписаний, реализация в полной мере всех прав и обязанностей в случае выявления нарушений. В 2013 году сотрудниками органов государственного пожарного надзора осуществлено 3750 мероприятий по надзору, из них 1771 плановых и 1979 внеплановых проверок. В число внеплановых проверок вошло 1325 мероприятий по надзору, проведенных на основании поручений Правительства Российской Федерации и прокуратуры, 52 мероприятия по надзору, проведенных на основании заявлений и жалоб, 602 мероприятия по надзору, проведенных в целях контроля выполнения ранее выданных предписаний. Кроме этого, надзорными органами проведено 431 мероприятие по надзору в области гражданской обороны, из них 349 плановых и 82 внеплановых проверок, 646 мероприятий по надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, из них 411 плановых и 235 внеплановых.

В 2013 году в органы дознания управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Республике Бурятия поступило 2151 сообщение о преступлениях (АППГ- 2232; -3,6 %). Из них разрешено 2131 сообщение о преступлениях, связанных с пожарами, что на 3,6 % меньше, чем за аналогичный период 2012 года (2210). За 2013 год было возбуждено 182 уголовных дела (АППГ — 97, + в 1,9 раза), раскрыто 14 преступлений (АППГ — 6, + в 2,3 раза), общий процент раскрываемости по преступлениям составил 7,7 % (АППГ — 6,2 %). В среднем нагрузка на одного дознавателя по рассмотрению сообщений о преступлениях за 12 месяцев 2013 года составила 82 материала (АППГ- 85). По уголовным делам возбужденным должностными лицами органов дознания судами вынесено 13 обвинительных приговора.

Вышеизложенные данные свидетельствуют о том, что информация, полученная оперативно и в полном объеме обеспечивает высокую эффективность деятельности органов управления и сил наблюдения, предупреждения и контроля.

Информационный обмен между территориальными органами управления надзорной деятельностью Республики Бурятия (далее — УНД РБ), соответствующими подразделениями центрального аппарата ГУ МЧС Республики Бурятия и иными подразделениями, обеспечивающими деятельность УНД РБ, в процессе управления должен обеспечивать взаимную передачу необходимого объема информации между подразделениями в центре и любым из территориальных органов УНД РБ.

Существовавшие до недавнего времени принципы управления службой УНД РБ и отсутствие распределенной автоматизированной информационно-управляющей системы не могли в полной мере обеспечить требуемую эффективность работы УНД РБ при чрезвычайных ситуациях, что и определяет важность и актуальность усовершенствования процесса системной интеграции компьютерных средств, информационных и коммуникационных технологий.

В связи с социально-экономической значимостью надзорной деятельности ГУ МЧС Республики Бурятия, как следует из анализа, проведенного в первой главе, необходима информатизация деятельности сотрудников УНД РБ. Данный процесс должен быть выражен в создании и развитии информационно-аналитической системы управления (далее — АИУС), по которой следует понимать «организационно упорядоченную совокупность документов и информационно-управляющих технологий с использованием средств вычислительной техники и связи с иерархической многоуровневой структурой» [2].

Специальное программное обеспечение «Автоматизированная информационная система сбора информации о противопожарном состоянии объектов надзора и исполнения административных процедур по осуществлению государственного пожарного надзора на объектах надзора» в условиях Республики способствуют следующему: совершенствование системы государственного управления в надзорной сфере; повышение прозрачности работы УНД РБ, последовательное искоренение коррупции; автоматизация административных процедур по исполнению государственных функций по надзору; информационно-методическая поддержка УНД РБ, а также граждан и организаций, в отношении которых осуществляется проверки; обеспечение высокого уровня доступности для населения информации о результатах деятельности УНД РБ; формирование современной телекоммуникационной инфраструктуры УНД РБ.

Социальный аспект информатизации системы управления надзорной деятельности связан с прогнозируемым воздействием оперативного и системного распространения информационных технологий на все сферы деятельности данной структуры и ее сотрудников. Данное влияние, безусловно, является положительным, однако может вызвать первоначальные трудности на этапе введения и адаптации.

На сегодняшний день каналы связи АИУС РСЧС подведены ко всем зданиям главных управлений МЧС РБ, региональным центрам МЧС РБ. Однако территориальные подразделения УНД РБ — отделения и участки в основном не имеют каналов связи АИУС РСЧС, помимо этого не все отделы УНД РБ находятся в зданиях главных управлений и соответственно не имеют каналов связи АИУС РСЧС. Для решения этой проблемы целесообразно использовать специальную сеть передачи данных (ССПД) АИУС УНД РБ на базе закрытых по классу защищенности 1Г каналов связи сотового оператора ОАО «Мегафон».

АИУС УНД РБ является многоэлементной системой, строящейся по модульному принципу, состоящей из средств вычислительной техники, специального программного обеспечения и средств связи. Основным мобильным функциональным звеном АИУС УНД РБ является подсистема беспроводного доступа, оснащенная портативными терминалами на базе современных карманных компьютеров типа PocketPC с поддержкой сотовых каналов связи.

В целом, внедрение информационных систем управления требует особого рассмотрения всего процесса управления организационными изменениями: при этом, как показывает ряд исследований, применяемые методы управления не являются исключительно организационными либо ориентированными на реализацию ИТ-проекта. Необходимо реализовать все меры в комплексе, тем самым добиваясь синергетического эффекта и гарантируя достижение результата именно по результатам комплексного преобразования на базе внедрения ИС.

 

Литература:

 

1.                  Крутолапов, А. С. Модели и методы анализа процессов информационного обмена в автоматизированных системах диспетчерского управления МЧС России: автореферат дис.... д-ра техн. наук. — СПб., 2013.

2.                  Атюкин А. А. Информационно-аналитическая система управления надзорной деятельностью государственной инспекции по маломерным судам: автореф.... канд. тех. наук. — М., 2013.

Основные термины (генерируются автоматически): надзорная деятельность, Бурятия, государственный пожарный надзор, канал связи, мероприятие, МЧС России, подразделение, вычислительная техника, МЧС Республики, полная мера.


Похожие статьи

Безопасность населения на территории местного...

Сотрудники государственного пожарного надзора проводят профилактические противопожарные осмотры культовых объектов. В распоряжении МЧС России от 10.10.2016 г...

Правовые основы взаимодействия подразделений пожарной...

Добровольная пожарная охрана осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях повышения уровня взаимодействия специальных подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России и...

Развитие и совершенствование управления гарнизонами...

С учетом особенностей организации добровольных пожарных подразделений и деятельности пожарных-добровольцев, для которых тушение

3. Закон Республики Мордовия от 18 октября 2011 г. № 60-З «О мерах государственной поддержки добровольной пожарной охраны».

Совершенствование управления местным пожарно-спасательным...

...по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС России) до 2030 года определила

«Органы управления, органы государственного пожарного надзора (далее ГПН), подразделения, организации и...

Проблемы обеспечения пожарной безопасности в России...

В связи с этим, разного рода чрезвычайные ситуации, связанные с пожарами и авариями в многоквартирных домах

Об интегрированной иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста государственной службы пожарной безопасности МЧС России.

Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации

Вопросам контрольно-надзорной деятельности уделяется в настоящее время большое

требования, заведомо предопределяющие вынесение наказания, также относятся МЧС

Также широко распространена практика подмены мероприятий по контролю (надзору)...

Перспективы применения систем иммерсивного телеприсутствия...

Внедрение технологий иммерсивного телеприсутствия создаёт технические предпосылки для построения на их основе систем дистанционного взаимодействия [2] государственного инспектора по пожарному надзору, спасателя, других специалистов МЧС России с...

Потенциал местного пожарно-спасательного гарнизона

...обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС России), являющейся федеральным

Органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение...

Решение задачи повышения уровня пожарной безопасности...

Так, например, в 2011 году пресс-службе Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ опубликовала «чёрный список» социально-значимых объектов

Сотрудники государственного пожарного надзора МЧС России проверили в общей сложности 9 453 объекта.

Похожие статьи

Безопасность населения на территории местного...

Сотрудники государственного пожарного надзора проводят профилактические противопожарные осмотры культовых объектов. В распоряжении МЧС России от 10.10.2016 г...

Правовые основы взаимодействия подразделений пожарной...

Добровольная пожарная охрана осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях повышения уровня взаимодействия специальных подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России и...

Развитие и совершенствование управления гарнизонами...

С учетом особенностей организации добровольных пожарных подразделений и деятельности пожарных-добровольцев, для которых тушение

3. Закон Республики Мордовия от 18 октября 2011 г. № 60-З «О мерах государственной поддержки добровольной пожарной охраны».

Совершенствование управления местным пожарно-спасательным...

...по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС России) до 2030 года определила

«Органы управления, органы государственного пожарного надзора (далее ГПН), подразделения, организации и...

Проблемы обеспечения пожарной безопасности в России...

В связи с этим, разного рода чрезвычайные ситуации, связанные с пожарами и авариями в многоквартирных домах

Об интегрированной иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста государственной службы пожарной безопасности МЧС России.

Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации

Вопросам контрольно-надзорной деятельности уделяется в настоящее время большое

требования, заведомо предопределяющие вынесение наказания, также относятся МЧС

Также широко распространена практика подмены мероприятий по контролю (надзору)...

Перспективы применения систем иммерсивного телеприсутствия...

Внедрение технологий иммерсивного телеприсутствия создаёт технические предпосылки для построения на их основе систем дистанционного взаимодействия [2] государственного инспектора по пожарному надзору, спасателя, других специалистов МЧС России с...

Потенциал местного пожарно-спасательного гарнизона

...обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС России), являющейся федеральным

Органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение...

Решение задачи повышения уровня пожарной безопасности...

Так, например, в 2011 году пресс-службе Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ опубликовала «чёрный список» социально-значимых объектов

Сотрудники государственного пожарного надзора МЧС России проверили в общей сложности 9 453 объекта.

Задать вопрос