Библиографическое описание:

Салахутдинов А. А. Социальные сети как информационный канал экстремистского материала // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 561-564.

В современном мире, существующие механизмы возникновения и распространения экстремизма существенно дополняются новой моделью его зарождения и развития благодаря социальным сетям. Из объективной реальности, определенные формы экстремизма, отчасти и политические, переходят в виртуальное пространство, продолжая решать свои задачи в интернете. Однако, такая форма существования экстремизма не исключает, а напротив, предполагает переход его вновь в реальность, в условия конкретной социокультурной среды

По оценкам различных исследовательских центров, самой распространенной среди молодежи является виртуальная социальная сеть ВКонтакте. Согласно данным сервиса статистики ВКонтакте, в октябре 2013 года число зарегистрированных пользователей по всему миру составило 220 млн. человек. Более 53 млн. посетителей заходят на сайт каждый день, около 66 % из них — посетители, проживающие в России. [1]

Несмотря на положительную роль сети Интернет, которая делает общество более открытым, свободным, одновременно глобальная сеть сегодня является одним из источников распространения деструктивных идей, идеологий, средством связи экстремистских и террористических организаций и групп. За последние 10–15 лет, благодаря интернету и другим коммуникационным технологиям, экстремистские движения, группы вышли пространственно за рамки городских, районных, областных территориальных очертаний. «По данным Совета безопасности Российской Федерации в настоящее время в глобальной сети насчитывается свыше 7,5 тысяч сайтов экстремистской направленности, из которых более 150 — русскоязычные». [2]

Согласно Давыдову В. О. существуют два способа «совершения экстремистских преступлений с использованием компьютерных сетей, которые включают в себя две основные группы: 1 — изготовление и распространение (манипулирование) посредством телекоммуникационных сетей и, в первую очередь, глобальной сети Интернет, информационной продукции, запрещённой российским законодательством и противоречащей интересам национальной безопасности государства в целях оказания информационно-психологического воздействия на массовые аудитории граждан; 2- использование компьютерной техники и информационных технологий в целях организации и последующего руководства деятельностью экстремистских групп и сообществ, а также создания условий для совершения преступлений экстремистской направленности». [3]

Опасность коммуникационных технологий заключается в том, что выдавая за «обмен мнениями» экстремисты ведут пропагандистскую деятельность, занимаются вербовкой, тем самым увеличивают количество сторонников своей идеологии, и при этом способствуя установлению контактов с группами экстремистского характера по всему миру.

В Интернете чаще всего можно обнаружить следующие виды экстремистской информации:

1)                 размещение программных документов различных групп, содержащих информацию, побуждающую к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности России. Например, все чаще в Интернете появляются сайты и форумы, на которых люди выступают за образование на территории Российской Федерации независимых государств: «Казакии» и «Сибирии». Радикальный ислам о создании на территории России Исламского Халифата. Подобные интернет-статьи или форумы в той или иной степени угрожают целостности и неприкосновенности территории России, что прописано в статье Конституции Российской Федерации.

2)                 Содержание материалов, публикуемых на страницах сайтов, в большинстве носят пропагандистский характер. Содержание таких материалов направлены на утверждение исключительности, превосходства русских, неполноценности граждан по «признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности» и т. п. Как правило, такими социальными группами, по утверждению авторов подобных материалов, являются представители не русской национальности из Кавказа, Средней Азии, для некоторых и татары. Эти виды экстремизма имеются в социальных сетях и в тематических сообществах «Вконтакте». Экстремистские материалы на сайтах размещают в различных формах: нацистская символика соответственно и нацистская литература; карикатуры, в основном высмеивающие, принижающие представителей Кавказа, Средней Азии, мигрантов; это могут быть демотиваторы, направленные против определенных кругов власти и народов и т. д. Такого рода материалы можно найти на страницах групп: «Академия порядочных скинов»; «WotanJugend»; «NS мороженка»; «Славянская сила — Nord West Peterburg», «Русская зачистка» и т. д.

3)                 Ушенина А. С. обращает внимание на тот факт, что с помощью ресурсов Интернета можно быстро и без дополнительных затрат найти разнообразные данные о способах изготовления самодельных взрывных устройств, методах осуществления преступлений террористического характера. [4]

Виртуальные социальные сети как средство коммуникации оказывают большое воздействие на формирование межнациональных отношений. Однако, в современном мире межнациональная тематика в виртуальных социальных сетях зачастую подается в резко негативном контексте, вплоть до националистической и экстремистской направленности. Наиболее ярким примером в этом плане является социальная сеть ВКонтакте, где в большом количестве зарегистрированы социальные сообщества националистического характера. Именно они ведут открытую пропаганду националистической экстремистской идеологии, призывают к националистической экстремистской деятельности. Основным объектом их нападок являются, как правило, мигранты из Северного Кавказа и Средней Азии. В этих сообществах обсуждаются проблемы наплыва мигрантов из стран ближнего зарубежья и взаимоотношения с ними жителей принимающей стороны, и другие вопросы, связанные с межнациональными отношениями. К таким сообществам относятся: «Анти-мигрант», «Скажем НЕТ мигрантам», «Против таджиков», «ДПНИ», «Держи кровь чистой», «Красноярск для Русских» и др. Высказывания пользователей этих сообществ носят крайне негативный характер и, тем самым способствуют усилению напряженности в сфере межнациональных отношений.

С национальным экстремизмом тесно переплетается религиозный, пропагандирующий религиозный фундаментализм (ваххабизм). Опасность подобных групп в интернет — пространстве в том, что, прикрываясь пропагандой морально — этических, нравственных ценностей, которым должна следовать молодежь, эти сайты занимается формированием сторонников группы, привлечением симпатизирующих в свои ряды. Об этапах работы и механизмах воздействия на интернет — пользователей экстремистских сайтов изложено в исследовании ученых республики Дагестан [6]. Одним из приемов является формирование образа, т.н. «героя», через восхваление и оправдание террористических действий [7], осуществленных на территории России. Подвергается критике сложившийся в стране форма празднования Дня Победы (раздача Георгиевской ленточки, возложение венков к памятнику Неизвестному Солдату) [8], празднование Нового года и др. с позиции учений радикального Ислама. При этом, ни слова не упоминается о том, что на территории России исторически проповедуется традиционный Ислам, отличающийся от насаждаемого радикального — Ваххабизма. Следует отметить, что эти группы находят немало сторонников среди русских и русскоязычных пользователей.

Помимо информационной функции социальные сети выполняют и функции по организации и координации массовых акций, имеющих своей целью открытую конфронтацию законно избранной власти.

По мнению Сундиева Ю. И. [5] задачи, которые решают руководители экстремистских групп через социальные сети заключаются в том, чтобы «обольстить» пользователей, создав с помощью информационно — манипулятивных техник максимально привлекательный образ своего сайта, сформировать или пробудить желание стать участником группы, т. е. осуществлять подобным образом деятельность по вербовке новобранцев.

Экстремизм в современной России в основном носит закрытый, завуалированный характер. В скрытую форму своего существования вынуждают уходить порой все более ужесточающиеся законы в отношении экстремизма и, прежде всего политической его формы проявления. Однако, за этим еще не следует, что экстремистские сообщества прекратили свою деятельность. Они всего лишь адаптируются к изменяющимся условиям политико-правового пространства. Более того, по мере ужесточения законов, направленных на борьбу с экстремизмом, они используют более изощренные формы и методы работы, продолжая оказывать воздействие на пользователей социальных сетей.

Основная форма распространения подобной информации осуществляется через тексты: статьи, печатные издания, стихи, песни, сюда можно отнести и комментарии интернет пользователей. В последнее время все больше интернет-пространство занимают видеоролики, видеофильмы экстремистского содержания. Для обнаружения наличия/отсутствия в этих материалах признаков экстремизма используются совокупность научных методов. В социологии в исследовании, прежде всего, текстовых материалов используются контент-анализ, дискурс анализ и контекстуальный (контекстный) анализ.

Для анализа содержания плакатов, фотографий, картин, карикатуры и других объектов с изображениями целесообразно использовать визуальное исследование (метод фотографирования).

Проблематика многообразие жанров, с помощью которой выражаются идеи экстремизма, актуализируют проблему выбора методов анализа интернет материалов.

Наиболее распространенным является в изучении текстов контент-анализ. Однако функции и возможности этого метода не в полной мере позволяют выявить признаки экстремизма, в частности скрытой его формы. В том виде, в которой понимается содержание этого метода (количество упоминаний слов, словосочетаний) и используется на практике, не охватывает всего многообразия проявления экстремизма (политического экстремизма), не в полной мере позволяет выявить его признаки. Более того, выявление признаков экстремизма предполагает исследование содержания текста, где для этой цели используется контекстуальный (контекстный) метод. При выборе метода анализа интернет материалов с признаками экстремизма (политического экстремизма), важно знать, что контент-анализ вскрывает содержание текста, но не способен интерпретировать значение этого содержания, и поэтому исследователь должен изучать текст непосредственно. Поэтому в исследовании материалов с экстремистским содержанием контент-анализ следует рассматривать только как дополнение других методов эмпирической социологии.

Что касается дискурсивного анализа и визуального исследования, с помощью которых тоже можно выявить признаки экстремизма во всем многообразии жанров экстремистского материала, в отечественной социологии эти методы не нашли своего развития в плане описания процедуры работы с этими методами.

Нами был проведен анализ социальной сети «ВКонтакте» с целью отбора для анализа группы экстремистской направленности. Анализ проводился с 4 февраля 2014 года по 4 июня 2014 года. Критерием отбора групп и сообществ в социальной сети «ВКонтакте» на выявление признаков политического экстремизма были:

1.количество участников в группе — 800 и более человек и 2. открытый доступ.

Поиск групп и сообществ осуществлялся по ключевым словам: Империя, Россия, национал, великая, фронт, правый, правый сектор, правые, национальный, единство, братство. За основание поиска признаков экстремизм была взята классификация:

-       политический экстремизм

-       этнонациональный экстремизм.

-       религиозный экстремизм.

-       спортивный экстремизм

-       культурный экстремизм

Для выявления признаков экстремизма были выделены 4 критерия, образующие состав политического экстремизма в текстовых записях групп, массовых публичных выступлениях и речах:

-          призывы к осуществлению экстремистской деятельности;

-          высказывания, направленные на возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение достоинства человека;

-          обоснование национальное и (или) расовое превосходство, либо оправдывать практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической социальной, политической, расовой, национальной или религиозной группы;

-          пропаганда нацистских атрибутов и символов и сходных с ними до степени смешения.

Таким образом были проанализированы 35 групп с признаками экстремизма в текстовых материалах, фото — видео — аудио записях.

В результате проведенного анализа были найдены группы:

10 (30 %) — с признаками политического экстремизма.

23 (65 %) — с признаками этнополитического экстремизма

2 (5 %) — с признаками религиозно-политического экстремизма

Анализ материалов социальной сети «ВКонтакте» в рамках сформулированных задач исследования позволили прийти к выводу о том, что групп и сообществ с признаками религиозно-политического экстремизма в социальной сети «ВКонтакте» незначительное количество по сравнению с другими формами. В основном они предпочитают осуществлять свою деятельность в Facebook или создают свои собственные сайты и форумы.

На территории современной России существуют до 80 экстремистских групп с крайне радикальной исламской идеологией (ваххабизм). Некоторые исследователи утверждают о существовании ваххабизма в современном варианте — «неоваххабизме». Именно через эти группы в социальных сетях осуществляется вербовка неофитов, пропаганда исключительности своего учения, религиозная нетерпимость, проповедь религиозной розни, которая может содержать призывы к насильственному искоренению всех не ваххабитских систем и идей.

Спортивно-политический экстремизм практически не присутствует в «ВКонтакте», отдавая предпочтение форумам и сайтам своих спортивных команд. Особую группу составляют футбольные фанаты. Организации с признаками культурно-политического экстремизма в России практически отсутствуют и слабо организованы.

В ходе анализа выяснилось, что ни одна группа не использует призывы (ни в открытой, ни в скрытой форме) к осуществлению экстремистской деятельности. Большая часть групп используют обоснование национального, расового, политического и другого превосходства; оправдание военных или других преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, политической, национальной, религиозной и иной группы. Половина проанализированных групп используют высказывания, направленные на возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение достоинства.

12 групп используют пропаганду нацистских атрибутов и символов и сходных с ними до степени смешения (WotanJugend, Академия Порядочных Скинов). В 8 группах размещена информация о наборе в тренировочные лагеря по О. В. П. — организация и проведение военной подготовки. В ряде организаций и партий создаются тренировочные лагери по О. В. П — «Правые», «Правые Петербург», «Питерский Фронт», «Сопротивление», «Русский Сектор» (Паблик НСН), «НСИ», «СЛАВЯНСКИЙ СОЮЗ», «Military clan» [центр]. Основная цель таких мероприятий — это поддержание боевой готовности организации, сплочение соратников, вербовка новых сторонников, создание ориентации на борьбу с государством или с иными этническими жителями страны.

Таким образом, выяснилось, что

1)      в социальной сети «ВКонтакте» преобладают группы экстремистских организаций этнополитической направленности, деятельность которых определяет идеология вражды и ненависти к людям по их принадлежности по национальному, этническому и расовому признаку.

2)      Отсутствие открытого выражения протестного поведения и деятельности против системы и власти. Негативные высказывания появляются в процессе их негативных высказываний в адрес представителей народов Северного Кавказа и Средней Азии, а именно — мигрантов.

Одним из ответвлений этнополитических организаций является сочетание их идеологии с религиозным аспектом. Существуют организации которые, критикуя власть и систему, одновременно пропагандируют идею возврата к своим к языческим корням. Другие же за восстановление православной Руси, традиционной культуры, искоренение вмешательство запада в жизнь нашей страны. Как правило, все эти организации представляют оппозиционную существующей власти и системе.

С развитием информационно — коммуникативных технологий и повсеместному распространению Интернета, экстремизм из локального характера перерос в глобальный. Благодаря этому, экстремизм параллельно существует, как а в реальном мире, так и в виртуальном, приобретая конкретные очертания и проявления в реальности. Возможности социальной сети позволяют размещать материалы разного жанра, а также их быстрое распространение методом «снежного кома» или же «цепной реакции, «через репост». Тем самым достигая желаемого результата за очень короткое время на относительно большой аудитории.

Литература:

1.         Официальный сайт статистики социальной сети ВКонтакте — URL: http://www.liveinternet.ru/stat/vkontakte.ru

2.         Социальная опасность распространения экстремизма и неофашизма в молодежной среде http://mol63.ru/content/socialnaya-opasnost-rasprostraneniya-ekstremizma-i-neofashizma-v-molodezhnoy-srede

3.         Давыдов В. О. Информационное обеспечение раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности, совершенных с использованием компьютерных сетей: автореферат диссертации на соискание уч. степ к. юрид. н. Ростов/на Дону, 2013. -26 с http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1538458

4.         Ушенина А. С. Проблемы привлечения к уголовной ответственности при осуществлении экстремистской деятельности в сети Интернет (статья). Уральская Государственная Юридическая Академия, Екатеринбург. — 2009 в Ищенкова М. С.Проблемы привлечения к уголовной ответственности при осуществлении экстремистской деятельности в сети Интернет. Сборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия». http://www.ling-expert.ru/conference/langlaw2/ishenkova.html

5.         Сундиев И. Ю. Трансформация роли политического и религиозного экстремизма в условиях развертывания глобального кризиса. //Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х т. / Под ред. А.-Н. З. Дибирова, М. Я. Яхьяева, А. М. Муртазалиева, К. М. Ханбабаева. — Махачкала: Издательство «Лотос», 2008. Т. 1. С. 384.

6.         Экстремизм и новейшие информационно коммуникативные технологии (современный политический экстремизм). Федеральное агентство по образованию, Дагестанский государственный университет, Дагестанский институт экономики и политики. Москва РОСПЭН 2009

7.         «Ислам и Приморские партизаны» интернет-ресурс www. LiveJournal.com

8.         Статья «Мусульманин! Не носи «георгиевскую ленту». Это провокация!»  сайт  muslim-info.com (09.05.2011г.),  статья «Обращение к муфтиям!» сайте golosislama.ru  (8 мая 2013).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle