Библиографическое описание:

Матвеева Г. В. Экспериментальное внедрение модели профессиональной подготовки экскурсоведов // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 517-521.

Статья посвящена вопросам экспериментального внедрения модели профессиональной подготовки экскурсоведов как эффективного средства формирования будущих профессионалов для сферы туризма.

Ключевые слова: профессиональная подготовка экскурсоведов, модель подготовки экскурсоведов, экспериментальное внедрение модели.

Paper is devoted to the model of experimental inculcation of excursion expetrts professional preparation as an effective means for the future professionals in the tourism departament.

Keywords: professional preparation of excursion expetrts, the model of excursion expetrts professional preparation, экспериментальное внедрение модели, experimental inculcation of the model.

Актуальность проблемы. Стремительное развитие туристической индустрии, прогрессивных технологий рационального использования ресурсов в туристической сфере, значительное повышение уровня требований к формированию профессионала туризма обусловливают необходимость практического совершенствования процесса подготовки специалистов для туризма, экскурсионного дела, разработки и внедрения оптимальных форм и средств профессиональной подготовки.

Цель статьи — обосновать целесообразность внедрения модели профессиональной подготовки экскурсоведов в практику деятельности высших учебных заведений туристического направления как эффективного средства формирования будущих профессионалов для отрасли туризма.

Анализ литературы свидетельствует, что различным вопросам проектирования и внедрения модели подготовки кадров для туристической отрасли посвящены научные изыскания отечественных ученых (Н. Сударева [1], О. Фастовец [2], В. Федорченко [3], Н. Фоменко [4] и др.). Однако проблема экспериментального внедрения модели профессиональной подготовки экскурсоведов в высших учебных заведениях не исследовались.

Изложение основного материала. Исследование исторических аспектов подготовки специалистов для экскурсионного дела, обоснование концептуальных подходов, критериев и уровней профессиональной подготовки экскурсоведов, на основании чего определены существующие реалии подготовки, подтверждают недостаточность означенной подготовки для эффективного осуществления экскурсионной деятельности представителями одной из самых современных профессий в туризме — экскурсовед. Результаты, полученные в процессе констатирующего этапа эксперимента, позволили перейти к формирующему эксперименту. Основной целью формирующего этапа эксперимента была апробация и внедрение в практику разработанной модели профессиональной подготовки экскурсоведов в высших учебных заведениях туристического направления.

Понятие «модель» произошло от латинского modulus — мера, измеритель, образец. Известный немецкий философ и математик Г. Лейбниц в ХVІІ ст. ввёл понятие «модель», считая его удобной формой знаний об окружающей среде, своеобразным эквивалентом конструируемого объекта [5, с. 177]. В педагогике существует значительное количество определений термина «модель». По мнению Б. Гершунского, модель — это исследовательский документ, ориентированный на концентрированное представление целей обучения [6];К. Батароев считает модель созданной или избранной субъектом системой, которая воспроизводит существенные для этой цели познания стороны (элементы, свойства, отношения, параметры) объекта определения, из-за чего пребывает с ним в таком отношении замещения и похожести, что исследование её служит опосредствованным способом получения знания об этом объекте [7с. 28].

Модель подготовки специалиста — это описание педагогической деятельности относительно формирования профессионализма специалиста. Означенная модель включает в себя не только схему учебного плана и программу, но и совокупность учебных заданий и способов их решения [8].

Проектируя модель подготовки экскурсоведа, исходили из того, что модель — концептуальный инструмент, аналог определенного фрагмента социальной действительности, используемый для сохранения и расширения знаний об особенностях и структуре моделированных процессов и ориентированный, в первую очередь, на управление ими. В модели абстрагирована сущность исследуемого явления, образ объекта исследования, где отражены характеристики объекта, важные для цели исследования. Модель профессиональной подготовки экскурсоведов в высших учебных заведениях является отражением цели и результата их подготовки, проектом накопительной системы образовательных компонентов (учебных дисциплин, модулей, практик, технологий и т. п.), направленных на овладение личностью компетенций (социокультурной, профессиональной и личностной) для реализации функциональных составных деятельности (экскурсионной, воспитательной, управленческой, маркетинговой, научно-педагогической, организационной). К структурным компонентам модели профессиональной подготовки экскурсоведов включено пять взаимосвязанных блоков.

Целевой блок обеспечиваетосознание преподавателями цели профессиональной подготовки (подготовка экскурсоведов в высших учебных заведениях согласно требованиям рынка труда) и передачу ее студентам; основные задачи — создание условий для психологической настроенности на профессиональную деятельность, формирования научно-теоретических знаний, эмоционально-ценностной и деятельностной составных профессии).

Методологический блок представлен как компонент научного обеспечения процесса подготовки, который базируется на теоретических подходах (профессиографическом, личностном и культурологическом) и принципах организации педагогического процесса: общепедагогических (системности, научности и прикладной направленности, модульности, фундаментализации, гуманитаризации и универсализации знаний) и специфических (аксиологический, рекреационный, феноменологический, рекреационный, деятельностно-экономический).

Процессуальный блок состоит из компонентов: организационно-технологического, который включает: формы (лекции, практические, семинарские занятия, производственная практика, самостоятельная работа); технологии (интерактивные, проектные, кейс-технологии, обучение как исследование, компьютерные), этапы подготовки (мотивационный, активно-действенный, рефлексивный) и содержательно-технологического (дидактическое обеспечение (учебно-методический комплекс), технологические приемы (алгоритм профессиональной деятельности; конструктивные аспекты экскурсионной деятельности; технологические аспекты профессиональной деятельности; методика подготовки профессиональной деятельности); средства как материальные или идеальные объекты, используемые для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности экскурсоведа (объекты производственно-технологической практической деятельности — музейные экспонаты, археологические находки и т. п.; действующие модели экскурсий — примеры творческих проектов и наработки авторских экскурсий; учебные кинофильмы, звуко- и видеозаписи, которые демонстрируют профессиональную работу экскурсоведа, архивные материалы, учебники и учебные пособия как источники разработки презентаций индивидуально-исследовательской поисковой работы).

Организационно-педагогический блок включает педагогические условия, взаимосвязан с процессуальным, определяет особенности его содержания. Педагогические условия, сформулированы у учетом: современных общественных требований к специалисту экскурсионного дела; сущности и структуры профессиональной деятельности экскурсоведа; содержания деятельности туристических, экскурсионных предприятий; научных подходов; результатов констатирующего эксперимента. Это такие педагогические условия: обеспечение цели и позитивной мотивации студентов относительно овладения будущей профессией; организация образовательного процесса и создание учебной среды на культурологической основе; целенаправленная реализация принципов профессиональной подготовки для формирования системы необходимыхзнаний, умений, навыков; осуществление педагогического мониторинга с целью получения преподавателем объективной информации о ходе учебной деятельности студентов; вовлечение будущих экскурсоведов к активной деятельности в процесс производственной практики; создание целесообразных условий и соответствующих стимулов для самостоятельной работы, самообразования и самовоспитания студентов; профессиональная готовность преподавателя к реализации содержания и технологий обучения экскурсоведов. Очерченные педагогические условия являются необходимыми и достаточными, относительно самостоятельными и, одновременно, взаимосвязанными и взаимодополняющими.

Результативно-оценочный блок модели построен соответственно с уровнями профессиональной подготовки (репродуктивный, эвристический, креативный) и критериев (мотивационный, когнитивный, эмотивный, деятельностный) с соответствующими показателями. По уровню подготовки устанавливается квалификация — экскурсовод и экскурсовед.

Экспериментальная работа предусматривала проверку эффективности разработанной модели. Содержание исследовательско-экспериментальной работы было направлено на формирование социокультурной, профессиональной и личностной компетенций будущих экскурсоведов. По результатам констатирующего этапа эксперимента доказано, что для будущих экскурсоведов необходимо внести коррективы в изучение профессионально сориентированных дисциплин. С этой целью обоснованы содержание и структура авторского курса «Экскурсоведение», который включал результаты научно-теоретических исследований сущности и особенностей деятельности экскурсоведа. Материал курса интегрировал учебную информацию различных отраслей социально-культурного опыта (экскурсоведение, музееведение, основы научных исследований в экскурсионной деятельности, педагогика, психология, логика, культура речи и речевой этикет экскурсоведа, экскурсионный менеджмент, экскурсионный маркетинг и др.).

В начале экспериментального исследования определены его основные направления: усиление мотивационного компонента подготовки будущих работников туризма к деятельности экскурсоведа, что является существенной предпосылкой эффективности труда; расширение, углубление и конкретизация содержания знаний будущих экскурсоведов, определяющих основу когнитивного критерия подготовки; развитие эмотивной составляющей подготовки как основы эмоционального материала экскурсии, повышения эффективности коммуникативного процесса в деятельности туристическо-экскурсионного предприятия, развития влиятельной речи экскурсоведа; определение деятельностной составляющей подготовки в процессе проведения специально разработанных семинарских, практических занятий на основе личностно ориентированных интерактивных технологий, самостоятельной работы студентов; творческая реализация приобретенного студентами опыта экскурсионной деятельности; определение уровней подготовки будущих экскурсоведов.

При разработке методики проведения опытно-экспериментальной работы учитывались следующие факторы:

а) важную роль в профессиональной подготовке будущих экскурсоведов играет мировоззрение личности студентов, сформированное под влиянием их собственного культурного опыта. Этот фактор считаем необходимым учитывать при изучении авторского курса «Экскурсоведение».

б) изучение дисциплин формирует не только стереотипы поведения будущего экскурсоведа, но и предусматривает развитие умственных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации как основы аналитически-синтетической деятельности экскурсоведа;

в) интерактивное обучение как основа авторского курса «Экскурсоведение» развивает культуру общения студентов, речевой этикет, готовность к поисковой деятельности;

г) принцип обучения экскурсоведения в контексте интерактивного взаимодействия рассматривается в единстве с принципом обучения межкультурному общению. С этой целью в учебно-воспитательный процесс были включены проблемные задания, ролевые игры, с помощью и в процессе которых студенты учатся общению, взаимодействию по профессиональным проблемам;

д) при применении модели интерактивного обучения преподаватель выполняет интегративные роли: ученого (системно исследует проблемы в экскурсоведении и в образовании); проектировщика (разрабатывает инновационные программы профессиональной подготовки); менеджера (осуществляет управление учебно-воспитательным процессом в пределах разработанного курса); модератора (выбирает и реализовывает интерактивные формы взаимодействия в процессе профессионального обучения).

Определение эффективности подготовки выпускников ВУЗа туристического направления в смысле их возможности работать экскурсоведами в туристическо-экскурсионном предприятии осуществлялось методом сравнительного анализа результатов эксперимента, проведенного среди студентов, изучавших курс «Экскурсоведение» в системе профессиональной подготовки «Туризм»:

-       по традиционным содержанию, формам и методам (контрольные группы);

-       по разработанной модели.

Реализация разработанной методики проведения опытно-экспериментальной работы проводилась с учетом таких составляющих: формирование в профессиональной подготовке мировоззрения личности студентов; приобретение знаний, которые не только развивают стереотипы поведения будущего экскурсоведа, но и предусматривают развитие умственных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации как основы аналитико-синтетической деятельности; интерактивное обучение как основа авторского курса «Экскурсоведение» развивает культуру общения студентов, речевой такт, готовность к поисковой деятельности; принцип изучения экскурсоведения в контексте интерактивного взаимодействия рассматривается в единстве с принципом обучения межкультурному общению; при использовании модели интерактивного обучения преподаватель исполняет интегративные роли: ученого (системно исследует проблемы в экскурсоведении и в образовании); проектировщика (разрабатывает инновационные программы профессиональной подготовки); менеджера (осуществляет управление учебно-воспитательным процессом в пределах разработанного курса); модератора (отбирает и реализовывает интерактивные формы взаимодействия в процессе профессионального обучения).

К формирующему эксперименту, который проводился на протяжении 2009–2013 гг., было приобщено 416 студентов: Киевского университета туризма, экономики и права (240 человек), Львовского института экономики и туризма (128 человек), Института туризма Прикарпатского национального университета имени Василя Стефаника (48 человек). Количество студентов в контрольных группах составляло 119 человек, в экспериментальных группах — 297 человек. Процесс обучения студентов контрольных групп осуществлялся по традиционной методике, обучение студентов экспериментальных групп — со внедрением модели профессиональной подготовки экскурсоведов в высших учебных заведениях. Вероятность результатов педагогического эксперимента устанавливалась при помощи критерия Пирсона (c2).

Полученные результаты позволяют утверждать: по сравнению с результатами констатирующего эксперимента, по которому определены уровни подготовки специалистов экскурсионного дела, осуществленной на курсах экскурсоводов, мотивационная направленность, знания, эрудиция, эмотивная сфера, умения, навыки и компетенции будущих экскурсоведов, сформированные в условиях высшей школы туристического направления по внедренной модели подготовки, отличаются большей эффективностью (таблица 1).

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа критериев подготовки будущих экскурсоведов по показателям проведенных этапов эксперимента (количество участников, %; К — констатирующий эксперимент, Ф — формирующий эксперимент)

 Уровни

Критерии

Репродуктивный

Эвристический

Креативный

Показатели результатов экспериментов

К

Ф

К

Ф

К

Ф

Мотивационный

26

7

45

54

29

39

Когнитивный

32

7

49

54

19

39

Эмотивный

52

21

36

48

12

31

Деятельностный

59

17

29

47

12

36

Результаты показателей, представленных в таблице 1, свидетельствуют о существенных изменениях, произошедших в распределении участников эксперимента, уровень подготовки которых характеризуется как креативный — их количество увеличилось на 18,25 %. Также достаточно заметные сдвиги прослеживаются среди респондентов, уровень подготовки которых определяется как репродуктивный — их количество уменьшилась на 29,25 %. При этом количество участников эксперимента с эвристическим уровнем подготовки возросло на 11 %.

Данные таблицы подтверждают недостаточность курсовой подготовки современного специалиста экскурсионного дела и целесообразность профессиональной подготовки будущих экскурсоведов по специально разработанной и внедренной модели.

Анализ результатов исследовательско-экспериментальной работы позволил определить наиболее типичные недостатки в овладении необходимыми компетенциями экскурсоведа (социокультурной, профессиональной, личностной). В процессе исследовательской работы сформирована матрица изменений, в которой выделяются объекты анализа изменений в профессиональной подготовке студентов и ее результатов. Структурные компоненты матрицы изменений представлены в таблице 2.

Таблица 2

Матрица изменений

Объект анализа

Наличие

Как должно быть

За счет чего возможны изменения

Доминирующие цели

Формирование компетенций (социокультурной, профессиональной и личностной) для реализации функций: экскурсионной, воспитательной; управленческой; организационной; маркетинговой; научно-педагогической

Приобретение опыта решения профессиональных задач и поиск выхода из ролевых ситуаций

Повышение уровня компетенций

Организация профессиональной подготовки

Преобладание творческих, научно-исследовательских заданий

Использование активных форм и методов организации учебной деятельности

Применение интерактивных технологий обучения

Объекты мониторинга, контроля и оценивания

Компетенции

Личные достижения путем овладения разными способами деятельности

Внедрение рефлексивных методик мониторинга, контроля и самооценки

По результатам формирующего этапа эксперимента доказана эффективность разработанной модели профессиональной подготовки экскурсоведов в высших учебных заведениях. Полученные результаты подтвердили правильность сформулированных направлений экспериментального исследования (усиление мотивационной составляющей подготовки будущих работников туризма к деятельности экскурсоведа; расширение, углубление и конкретизация содержания знаний будущих экскурсоведов; развитие эмотивной составляющей подготовки; определение деятельностного компонента подготовки в процессе проведения специально разработанных семинарских, практических занятий; творческая реализация приобретенного студентами опыта экскурсионной деятельности; определение уровней подготовки будущих экскурсоведов) и показали, что реализация предложенных организационно-педагогических условий способствует профессиональной подготовке будущих экскурсоведов в высших учебных заведениях.

Анализ полученных результатов позволил сделать вывод: все показатели профессиональной подготовки будущих экскурсоведов у студентов экспериментальных групп более высокие, чем у студентов контрольных групп, чем доказывается эффективность реализации разработанной модели в процессе профессиональной подготовки будущих экскурсоведов в высших учебных заведениях.

Литература:

1.                  Сударева Н. С. Формирование профессинальной компетентности будущих специалистов спортивно-оздоровительного туризма в высших учебных заведениях: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Киев, 2011. — 22 с.

2.                  Фастовець О. О. Екологічна підготовка майбутніх менеджерів з туризму у вищих навчальних закладах: дис.... канд. пед. наук. — Київ, 2008. — 294 с.

3.                  Федорченко В. К. Теоретичні та методичні засади підготовки фахівців для сфери туризму: монографія — Київ: Видавничий дім «Слово», 2004. — 472 с.

4.                  Фоменко Н. А. Обгрунтування моделі майбутнього фахівця для туристської галузі: зб. наук. пр. [за заг. ред. проф. А. Й. Канської]. — К.: Логос, 2005. — Т. 25. — С. 183–194.

5.                  Лейбниц Г. В. О приумножении наук: сочинения в 4-х т. — М.: Мысль, 1982. — Т. 1. — 636 с.

6.                  Гершунский Б. С. Философия образования для ХХІ века. — М.: Совершенства, 1998. — 608 с.

7.                  Батароев К. Б. Аналогии и модели в познании. — Новосибирск: Наука, 1981. — 320 с.

8.                  Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного подхода / под ред. Е. Э. Смирновой. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. — 176 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle